- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Публичное выступление Эмоциональное выгорание педагога
Публичное выступление Эмоциональное выгорание педагога
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панкратова В.Н. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Панкратова В.Н.,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка»
Публичное выступление «Эмоциональное выгорание педагога»
-
Добрый день, дорогие коллеги!
Посмотрите друг на друга: на этих милых, прекрасных дам, и вы поймёте: именно мы на своих хрупких плечах несем всю полноту ответственности за подрастающее современное поколение.
Дети - наше будущее! Будущее в широком смысле слова. Это будущее отдельно взятой семьи и будущее страны, государства в целом. А каким будет наше будущее общество, кем станут наши воспитанники? Это во многом зависит от нас - педагогов, отдающих детям всего себя. Все мы хотим достойного, светлого будущего.
-
Итак, вот наше будущее:
Давайте порассуждаем, какие же качества мы хотим должны воспитать в наших детях?
Б - благородство, …
У -
Д -
У -
Щ -
Е -
Е - если педагог сумеет заложить основы этих качеств, правильно и быстро найдет подход к каждому ребенку, сумеет разумно организовать жизнь детей в условиях детского учреждения.
Мы сейчас определили, какая важная роль принадлежит нам, педагогам.
-
Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования и эмоциональные нагрузки к личности педагога.
«Светя другим, сгораю сам» - этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Знаете ли вы, что…
-
ВОЗ в 2003 году разработала шкалу «благоприятных» и «вредных» профессий (-10+10 баллов) Негативные «лидеры» : представители МЧС, практикующие хирурги, пилоты сверхзвуковых самолетов (10-9 баллов). За ними - медики, психологи (8б.); воспитатели ДОУ и учителя начальной школы (7-8); педагоги среднего и старшего звена (7).
Высокая моральная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости содержат в себе опасность тяжёлых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального «выгорания».
-
Все вы не раз слышали этот термин, а задумывались ли вы, что стоит за фразой «эмоциональное выгорание». Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
-
Исследования ВОЗ доказали, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. Через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам стажа «сгорают» все педагоги.
-
В идеале мы приходим на работу в хорошем самочувствии и уходим с нее так же легко.
-
Чаще всего встречается такая картина - мы приходим на работу с хорошим настроением и мыслями, а уходим вечером уставшими. Это еще норма. Это означает, что мы умеем восстанавливать себя и более-менее справляться со стрессовыми ситуациями.
-
А вот если у нас и утром на работу ноги не идут, и вечером нам уже ничего не хочется, а голова забита исключительно негативными моментами, принесенными с работы - это уже признак эмоционального выгорания.
-
Давайте рассмотрим его признаки.
Во-первых возникает эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
Во-вторых, это личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительного, ни отрицательного.
И, наконец, в-третьих, ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Ко всему этому воспитатели часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.
Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов и психологов в образовании подавляющее большинство - женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих.
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность, что, несомненно, отражается на образовательном процессе.
-
Почему же возникает синдром эмоционального выгорания?
Причинами возникновения эмоционального выгорания являются следующие факторы:
-
Высокая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
-
Многоплановость рабочего дня;
-
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
-
Индивидуальная чувствительность к имеющимся трудностям;
-
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе
-
Низкий уровень оплаты труда вынуждает многих педагогов брать на себя лишнюю нагрузку (работа в две смены), а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми.
-
Самой главной причиной возникновения синдрома эмоционального выгорания является, на мой взгляд, неудовлетворение наших базовых потребностей. Абрахам Маслоу распределил все человеческие потребности, возникающие в норме у человека, в виде пирамиды. Каждый пласт пирамиды опирается на предыдущий. То есть, не может возникнуть потребности в безопасности до тех пор, пока не удовлетворена потребность в пище. В середине этой пирамиды - потребность в уважении, одобрении, признании. Это та потребность, которая побуждает нас работать хорошо. Нас интересует не только получение зарплаты, чтобы обеспечить себе удовлетворение потребности в пище, безопасности, но мы еще хотим быть полезными и делать что-то для мира, в котором мы живем.
В профессии человек-человек на этом этапе возникает некоторая трудность. Оказывается, что все люди разные и угодить всем очень трудно. У разных родителей представления о хорошо работающем педагоге очень различаются. Для кого-то это человек, способный наполнить день ребенка различными незабываемыми делами, словами, занятиями, а для другого - это наоборот будет проблемой. Нужен просто присмотр и уход за ребенком, а его, видите ли, воспитывают. Он же так устает! Этот конфликт желаний родителей не может не сказываться на вашем ощущении своей компетентности и на вашей самооценке. И вот, вы приходите домой и все мысли наполнены рабочим днем.
А теперь попробуем разобраться, как же нам не допустить возникновение синдрома эмоционального выгорания, или, если стали наблюдаться признаки - справиться с ним.
-
Давайте сейчас вспомним с вами притчу о стакане.
- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
- Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! - стали раздаваться ответы.
- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случится,
- А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
- Ваша рука начнёт болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич.
- Как по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?
- Нет!
- А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол! - весело сказал один студент.
- Точно! Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.
Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её "вес" не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.
-
Профилактика выгорания.
Универсального рецепта от «сгорания» нет. Важно заняться тем, что дает Вам энергию и душевный подъем И для этого нам нужно учиться слушать себя, правильно заботиться о себе, координировать эмоции и чувства, получать удовольствие, строить теплые отношения, которые помогут «жить, гореть и не угасать»...
-
Различные движения потягивания и расслабления мышц, посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
-
Смех, улыбка, юмор, размышления о хорошем, приятном;
-
Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий;
-
Мысленное обращение к высшим силам, если верите (Богу, Вселенной, великой идее);
-
"Купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах, вдыхание свежего воздуха;
-
Чтение книг;
-
Посещение семинаров коллег, обмен опытом;
-
Занятие любимым делом - хобби.
-
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.
-
У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь - это наша жизнь, наше здоровье - это наше здоровье.
Чтобы помогать другим, гораздо эффективнее прежде всего самим беречь свою жизнь и радоваться каждому ее дню, а потом уже научить этому других, ведь для героизма совершенно не обязательно приносить кого-то в жертву.
Улыбнитесь жизни, и она улыбнется вам в ответ!