Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 132 г. Тюмени

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет












Программа

дополнительного образования

по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 - 5 лет





Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет








Автор программы:


Маренина Татьяна Александровна






г. Тюмень, 2013


Содержание



1. Введение_________________________________ стр.3

2. Пояснительная записка_____________________ стр.3

3. Тематический план_________________________стр.5

4. Содержание программы_____________________стр.6

5. Результативность программы ________________стр.10

6. Список литературы ________________________ стр.10

7. Методические рекомендации________________ стр.11

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет




Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет



















Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет








Введение

Красивая правильная речь ребёнка - залог дальнейшего успешного обучения. Отсутствие четкой дикции осложняет общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Поэтому задача заботливых родителей и педагогов, вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша.

В норме к 4-5 годам формируется правильное произношение всех звуков речи. Но это происходит далеко не у всех детей.

Причины низкого речевого развития детей:

  1. Органические поражения ЦНС.

  2. Все чаще у детей отмечается недостаточная подвижность и переключаемость основных речевых органов, а значит, им недоступны звуки, где необходимы сложные согласованные движения губ и языка.

  3. Пассивность родителей и их неосведомлённость, методическая неграмотность в вопросах развития речи ребёнка.

  4. Несоответствие развивающей среды возрастным особенностям ребёнка (прежде всего в семье).

  5. Недостаточное использование игры как ведущего вида деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Детям предстоит научиться управлять своими органами речи, развить артикуляционную моторику, воспринимать речь окружающих, что служит важной базой для постановки и автоматизации звуков.

Исследования психологов Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина подтверждают, что развитие речи ребёнка происходит интенсивно только в том случае, если он сам активно включается в различные виды деятельности. Только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем, их единство, опережающее формирование фонематического восприятия может обеспечить стойкий навык правильного произношения, что положительно влияет на слоговую структуру слова, в последствии и на освоение письма, а в дальнейшем и чтения. Эта первая ступень формируется от 1 года до 4 лет жизни ребенка.

ОПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летбразовательная деятельность с детьми, предусмотренная программой «Речецветик», имеет занимательный характер, материал доступен восприятию младших дошкольников, соответствует возрастным особенностям восприятия и мышления детей.





Пояснительная записка

Программное содержание «Речецветика» включает элементы авторской педагогической технологии Е.В. Колесниковой.

ОПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летпределена личностная концепция деятельности педагога в рамках программы «Речецветик»: личностно ориентированный подход к развитию ребенка как личности, учет возрастных и индивидуальных особенностей создание условий для успешности каждого ребенка.


Цель и задачи:

Цель программы: развитие речевого и фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, артикуляционного аппарата, силы и высоты голоса, темпа и ритма, словарного запаса, грамматического строя и связной речи с использованием интеллектуально- познавательных процессов, а также логического мышления, общей и мелкой моторики.

Направление развития

Задачи

Развитие импрессивной речи

Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции; расширять понимание речи, накапливать пассивный словарь, закреплять понимание слов, обозначающих простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов; обучать пониманию простых вопросов по сюжетным и предметным картинкам; соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением, пониманию пространственных отношений предметов, выраженных предлогами по демонстрации действий.

Развитие экспрессивной речи

Формировать речь как средство общения, воспитывать потребность в речевом общении; активизировать в речи слова, обозначающих названия предметов ближайшего окружения; развивать словарь существительных по изучаемым лексическим темам; пополнять лексический запас за счёт прилагательных, обозначающих цвет, свойства, размер; вводить простые предлоги; Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и фраз, умение говорить спокойно.

Формирование и совершенствование грамматического строя

Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже. Распространять простые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с помощью определений, дополнений, обстоятельств, составлять предложения с однородными членами. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; формировать умение отвечать на вопросы.

Развитие логического мышления, общей и мелкой моторики

Учить решать логические задачи, развивать путём классификации предметов по разным признакам, развивать поисковую активность и интеллектуальные способности; развивать моторику в подвижных играх и пальчиковых гимнастиках; развивать точность, координированность, плавность, переключаемость общих и мелких движений.



Таким образом, для реализации поставленных задач можно использовать следующие формы работы организованной образовательной деятельности:

  • беседы о звуках и образах родного языка;

  • творческие задания для развития воображения и логического мышления;

  • рассказы детей о своих наблюдениях, сочинение сказок, небылиц;

  • знакомство с произведениями устного народного творчества;

  • рПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летолевая игра, сценические этюды;

  • пальчиковая гимнастика;

Тематический план

программы по развитию речи и логического мышления

«Речецветик»

программа рассчитана на 32 темы

организованная образовательная деятельность

проводится 2 раза в неделю в подгрупповой форме,

продолжительность образовательной деятельности: 20 минут


№ п/п

Название темы

Количество

1

Знакомство с многообразием слов, моделированием. Один, много. Большой, маленький. Сравнение множеств.

2

2

Нахождение различий в похожих рисунках. Сравнение чисел 3-4. Времена года (осень). Слева, справа.

2

3

Сравнение слов по звучанию (длинные и короткие). Большой, поменьше, маленький. Квадрат.

2

4

Сравнение слов по звучанию (громко-тихо). Счёт по образцу, сравнение чисел 4-5. Части суток. Слева, в середине, справа.

2

5

Деление слов на слоги. Знакомство с цифрой 1. Закрепление знаний о круге, квадрате.

2

6

Знакомство с многообразием слов (различия). Большой, поменьше, маленький. Треугольник.

2

7

Деление слов на слоги. Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше.

2

8

Знакомство с многообразием слов. Закрепление цифры 2. Короткий, длинный. Овал.

2

9

Звуки «С-СЬ». Знакомство с цифрой 3, соотнесение с количеством предметов. Времена года (осень).

2

10

Звуки «З-ЗЬ». Закрепление цифр 1,2,3. Высокий, низкий.


11

Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ». Сравнение чисел 3-4. Широкий, узкий. Прямоугольник.

2

12

Звук «Ц». Счёт по образцу, установление равенства. Круг, овал.

2

13

Звук «Ш». Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, маленький.

2

14

Звук «Ж». Закрепление цифр 1,2,3,4. Влево, вправо.

2

15

Звук «Щ». Счёт по образцу, сравнение смежных чисел. Далеко, близко.


16

Звук «Ч». Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года (зима, весна, лето, осень).

2

17

Звуки «Ч-Щ». Знакомство с 5. Слева, посередине, справа.

2

18

Звуки «Р-РЬ». Закрепление цифры 5, сравнение чисел 4-5. Быстро, медленно.

2

19

Звуки «Л-ЛЬ». Знакомство с порядковыми числительными. Ориентировка на листе.

2

20

Звуки «М-МЬ». Сравнение предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера.

2

21

Звуки «Б-БЬ». Порядковый счёт. Части суток. Широкий, поуже, узкий.

2

22

Звуки «К-КЬ». Счёт по образцу. Закрепление цифр 1, 2, 3, 4, 5. Шар, куб, цилиндр.

2

23

Звук «Г». Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.


2

24

Звуки «Г-К». Слева, посередине, справа.

2

25

Звуки «Д-ДЬ». Счёт по образцу. Влево, вправо. Установление последовательности событий.

2

26

Звуки «Т-ТЬ». Математические загадки, Развитие глазомера.

2

27

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.

2

28

Закрепление пройденного материала «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ». Счёт по образцу. Числа 1, 2, 3, 4, 5.

2

29

Закрепление пройденного материала «Р-РЬ», «Ш». Порядковый счёт. Слева, справа, вверху, внизу.

2

30

Закрепление пройденного материала «Л-ЛЬ», «Б-БЬ». Счёт по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими фигурами.

2

31

Закрепление пройденного материала. Математические загадки. Слева, справа.

2

32

Повторение. Подведение итогов. Математические загадки. Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года.

2

Содержание программы

В рамках образовательной деятельности «Речецветика» основное внимание уделяется развитию речевого слуха, зрительного и слухового внимания, различению звуков речи, определению места звука в слове, слоговой структуры, проводятся пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамические паузы, лексико-грамматические упражнения, мимические игры для развития силы и высоты голоса, чувства темпа и ритма.

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет


Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет



На результативность образовательной деятельности во многом влияет правильно подобранный методический материал, который используется при написании конспектов.

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летКаждая организованная образовательная деятельность предполагает три раздела:

1-й раздел: «Развитие фонематических процессов»

2-й раздел: «Развитие речи»

3-й раздел: «Игровые математические задания для развития пальцев рук и логического мышления»

Необходимо несколько подробнее остановиться на каждом разделе.

1-й раздел. «Развитие фонематических процессов»

Раздел «Развитие фонематических процессов» включает в себя:

  • развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов;

  • развитие умения разделять слова на звуки;

  • развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;

  • развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Сначала дети знакомятся не с буквами, а со звуками родного языка. Не зная количества и порядка звуков в слове, ребенок не сможет правильно писать. А назвав по порядку буквы, но не умея соединить звуки, не овладеет чтением. Развивая фонематический слух (с использованием элементов методики Ткаченко Т.А.), дети лучше различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы и предлоги. Их речь становится более грамотной. Без достаточной сформированности основ фонетического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа.

В этом разделе используются разнообразные упражнения и задания.

Деятельность начинается с игровой мотивации, которая придаёт занимательную окраску, вовлекает детей в её ход.

1. Упражнения по развитию правильного речевого дыхания и силы голоса (ребёнок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», выполняет упражнение «Ветер» с нарастающей силой голоса - фонетическая зарядка) позволят развить силу и высоту голоса, речевое дыхание, выработать четкую артикуляцию, правильное звукопроизношение.

Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и рот в момент речевого выдоха. Если ребенок не может сделать глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит многие звуки (свистящие, шипящие, «Р») у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся.

2. Упражнения для развития зрительного и слухового внимания («Найди, какие грибы спрятались на картинке», «Где стучали?», «Что звучало?»)

3. Задания на различение звуков речи («Подними руку, когда услышишь громкий звук», «Подними руку, когда услышишь слово со звуком Т)

При знакомстве со звуком дети с удовольствием выполняют фонетическую зарядку, играют в игры «Кто внимательный», «Кто больше» в ходе которых запоминают и придумывают слова с изучаемым звуком, а также выясняют в игровой форме место звука в слове.

Для предупреждения замещения звуков и перестановки слогов используется зрительные, жестовые символы и ручные позы, как вспомогательные средства обучения детей. Жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховые и зрительные образы звука, создавая дополнительную опору для восприятия. Одноцветные карточки - символы вызывают у детей яркий, запоминающийся зрительный образ, который концентрирует восприятие согласных звуков. Символы гласных звуков в виде геометрических фигур соответствуют их артикуляции. Слияние звуков с помощью зрительных символов и есть моделирование чтения. Благодаря символам, комплексное воздействие различных ощущений многократно усиливает фонематический слух ребёнка.

СПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет целью облегчения определения позиции звука в слове также применяется зрительная опора в виде «домиков» и «лампочек». В связи с этим дети быстро приобретают стойкий навык.

2-й раздел. «Развитие речи»

Раздел «Развитие речи» включает в себя:

  • речевые игры с грамматическими заданиями;

  • задания на развитие связной речи.

Игры на развитие связной речи способствуют формированию лексико-грамматических категорий.

1. Речевые игры с грамматическими заданиями («Назови один - много», «Объясни словечко», «Продолжи предложение», игры со словами: «Доскажи словечко», «Слово из корзинки») не только позволяют развить речь ребёнка, но и расширят представление об окружающем мире. В такие игры дети играют с большим удовольствием.

2. Задания на развитие связной речи («Объясни словечко, пословицу», «Придумай загадку по образцу», этюды «Покажи настроение», «Покажи любимое животное»). Широко используются рассказы, скороговорки, загадки, пословицы, предметные и сюжетные картинки, которые побуждают детей к составлению предложений, небольших рассказов, небылиц и позволяют расширить кругозор детей.

Для совершенствования выразительности речевых и пантомимических действий используются этюды - это работа над собой, способствующая развитию памяти, внимания, воображения, умения двигаться, общаться. Этот вид творческой деятельности не требует утомительных репетиций, заучивания ролей, жестов, а побуждает к самостоятельному придумыванию реплик, средств выразительности.

3-й раздел. «Игровые математические задания для развития пальцев рук и логического мышления».

Раздел «Игровые математические задания для развития пальцев рук и логического мышления» включают в себя:

  • разнообразные пальчиковые гимнастики;

  • обведение изображения по контуру;

  • штриховка;

  • рисование по точкам - опорам;

  • добавление недостающих элементов картинок;

  • решение логических задач.

Данный раздел образовательной деятельности занимает по времени не более 3-5 минут.

Содержание раздела направлено на формирование и совершенствование мелкой моторики руки ребенка. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики помогут развить память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Воспитывают сосредоточенность, умение концентрироваться. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения (стишка), что является необходимым для полноценного речевого развития. Движение пальцев и кистей рук влияют на развитие правильной речи и всей нервной деятельности ребенка. Автоматизация движений способствует расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка. Системная образовательная деятельность позволяет в дальнейшем включиться в процесс школьного обучения, овладеть навыками письма.

Одной из необходимых форм работы в ходе организованной образовательной является пальчиковая гимнастика. Известно, что пальчиковая гимнастика способствует устранению проблем в звукопроизношении, её включают в деятельность с детьми как увлекательную игру. С помощью пальцев можно разыграть небольшую сценку, потешку, показать театр теней. Пальчиковые игры подбираются согласно лексической теме.

Для исключения утомляемости предлагается разнообразить деятельность: рисовать мелом, фломастером, ручкой, кисточкой. Дети рисуют в воздухе, на стекле, на полу, на бумаге; сидя, лежа, стоя. Выполняемые действия одновременно проговаривают.

Все разделы взаимосвязаны. Программа предусматривает многоразовую смену деятельности, введение различных элементов и приемов, чтобы ребенок не устал. Игра будит творческое воображение ребенка, поэтому в образовательную деятельность включено много игровых моментов. Элемент неожиданности и веселой игры поддерживает внимание детей.


Результативность программы

Немаловажным вопросом отслеживания результативности является диагностическое обследование, которое предусматривается программой «Речецветик» по итогам первого полугодия в январе, по итогам второго полугодия в мае.

Вопрос диагностики речевого развития чрезвычайно сложен, поскольку речь подвержена различным влияниям, сложна по своей организации.

В ходе образовательной деятельности детям предлагаются задания в рамках разделов: звук, слово, речь для выявления уровня развития отдельных сторон речи (лексика, фонетика, грамматика, связная речь), на основе диагностических данных делаются выводы об уровне речевого развития и логического мышления детей в целом.

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет






















Литература


  • АНИЩЕНКО Е С. Пальчиковая гимнастика для развития речи: Пособие для родителей и педагогов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.- 63 с.

  • БОЛЬШАКОВА С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2006.- 53 с.

  • ВАНЮХИНА Г. Речецветик. Занимательное пособие для развития речи и мышления. - Смоленск: Русич, 1996. - 80 с.

  • ВАНЮХИНА Г. Речецветик. Книга первая. - Екатеринбург, 1993. -134 с.

  • КНУШЕВИЦКАЯ Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Грибы». Развитие логического мышления и речи детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 40 с.

    • КНУШЕВИЦКАЯ Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Птицы». Развитие логического мышления и речи детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 40 с.

    • КРАУЗЕ Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. - СПб.: КОРОНА принт, 2006. - 78 с.

    • КРУПЕНЧУК О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная программа подготовки ребенка к школе. - СПб.: Издательский дом «ЛИТЕРА», 2008. - 206 с.

    • НОВИКОВСКАЯ О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4 - 7 лет. М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель. - СПб., 2009. - 62 с.

    • НОВИКОВСКАЯ О.А. Речевая гимнастика: 100 упражнений для развития речи дошкольников.- М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008. - 62 с.

    • СОКОЛОВА Ю. Речь и моторика. - М.: Эксмо, 2007. - 48 с.

      • СОКОЛОВА Ю. Игры с пальчиками. - М.: Эксмо, 2007 - 48 с.

      • ТКАЧЕНКО Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь, - М.: Книголюб, 2008. - 32 с

      • ГАДАСИНА Л.Я., ИВАНОВСКАЯ О.Г. Звуки на все руки. 50 логопедических игр. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 94 с.

  • ТИМОФЕЕВА Е.Ю., ЧЕРНОВА Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином-Пресс, 2006. - 32 с.

  • ФИЛИЧЕВА Т.Б., ЧЕВЕЛЕВА Н.А., ЧИРКИНА Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - 222 с.

  • КПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летОЛЕСНИКОВА Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4 -5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку».- Издание 3, дополненное и переработанное - М.: Издательство «Ювента» 2007. - 96с.


Методические рекомендации


Приложение 1

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления образовательного процесса. Она позволяет путём мониторинга и коррекции образовательной деятельности с детьми совершенствовать процесс воспитания и развития детей.

Критерии оценки уровней усвоения программного материала

организованной образовательной деятельности

по развитию речи «Речецветик»

1 уровень - высокий (красный цвет)

Самостоятельно определяет место звука в слове. Находит слова с заданным звуком. Определяет первый звук в слове. Имеет богатый словарный запас. Правильно употребляет слова, обозначающие названия предметов, признаков, действий. Подбирает к существительному несколько прилагательных. Согласовывает слова в предложении. Владеет диалогической и монологической речью в соответствии с возрастом. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. Владеет логическим мышлением, считает в пределах 5, умеет уравнивать неравные группы двумя способами, сравнивает предметы по толщине, устанавливает размеры между предметами. Выделяет геометрические фигуры и их признаки. Соотносит форму предметов с геометрическими фигурами. Ориентируется в пространстве и во времени.

2 уровень - средний (зелёный цвет)

С помощью взрослого определяет место звука в слове, находит слова с заданным звуком, определяет первый звук в слове. Имеет достаточный для данного возраста словарный запас. Не всегда правильно употребляет слова, обозначающие названия предметов, признаков, действий, согласовывает слова в предложении и логически мыслит. С помощью наводящих вопросов подбирает к существительному несколько прилагательных. Вступает в диалог со сверстниками и взрослыми, монологической речью в соответствии с возрастом. Составляет 3 - 5 предложений о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого считает в пределах 5, выделяет только геометрические фигуры, пытается ориентироваться в пространстве и во времени.

3 уровень - низкий (синий цвет)

Даже с помощью взрослого не определяет место звука в слове, не находит слова с заданным звуком, не определяет первый звук в слове. Не имеет достаточного для данного возраста словарного запаса. Не всегда правильно употребляет слова, обозначающие названия предметов, признаков, действий, не согласовывает слова в предложении. С помощью наводящих вопросов не может подобрать к существительному прилагательные. Не всегда вступает в диалог со сверстниками и взрослыми, не владеет монологической речью и логическим мышлением в соответствии с возрастом. Может составить одно простое предложение о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого не может считать в пределах 5, не уравнивает неравные группы, выделяет одну геометрическую фигуру, не ориентируется в пространстве и во времени.


УПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летПрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летсловные обозначения: высокий уровень

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летсредний уровень

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летнизкий уровень

Содержание педагогической диагностики

по программе дополнительного образования по развитию речи «Речецветик» для детей 4 - 5 лет


Раздел


Задача

Задание

Цель

Ход

Материалы

Речь

Рассказывать о содержании сюжетной картинки

1. Составление рассказа по сюжетной картинке «Коза с козлятами»


2.Задание по описанию сюжетных картинок на листе - матрице


Выявить умение рассказывать о содержании сюжетных картинок

1.При составлении рассказа воспитатель следит за тем, чтобы одно высказывание продолжало, дополняло другое

2. Воспитатель размещает картину - матрицу (например, полянку), на которой дети располагают картинки и рассказывают придуманные истории о своей лесной полянке

1.Картина «Коза с козлятами» из серии «Домашние животные»

С.Веретенниковой

2. Картина - матрица, предметные картинки, игровой демонстрацион-ный материал




Речь

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

Упражнение «Чья вещь?», «Подарите мне, пожалуйста!»; «Что одно, а чего много?»


Игры: «Чего (кого) не стало?», «Детёныши животных» (дайте мне котят, лягушат)


Выявить умение отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

Ребёнок отвечает на вопросы, используя в речи разные части речи и предложения

Демонстрацион-ный и игровой материал, предметные картинки

Использовать все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами

Выявить умение использовать практически все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами






Раздел


Задача


Задание


Цель


Ход


Материалы

Слово

Правильно употребляет слова, обозначающие названия предметов, признаков, действий

1.Ответы детей на

вопросы, требующие ответа - констатации,

ответа - размышления

2.Договаривание слов,

недосказанных воспитателем

3.Дидактические игры

«Подскажи словечко», «Скажи наоборот»

Выявить умение правильно употреблять слова, обозначающие названия предметов, признаков, действий

1.Что? Где? Какой?

Как? Зачем? Почему?

2.«Так они живут…пряники жуют»

3.Гриб - грибочек, сын - сыночек, хлеб - хлебушко, поле - полюшко; холодный - горячий, большой - маленький, горький - сладкий

Раздаточный, иллюстративный материал, серия предметных картинок

Слово

Подбирать к существительному несколько прилагательных

Дидактические игры и упражнения: «Кто лишний и почему?», «Определи на ощупь и расскажи, какой предмет», «Что не так?»,

«Что изменилось?»,

«Кто скажет иначе?»,

«Кто заметит больше?»,

«Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?», «Вершки и корешки», «Чего на свете не бывает?»


Выявить умение подбирать к существительному несколько прилагательных

Воспитатель предлагает дидактические игры, наблюдая за детьми в режиме индивидуальной работы

Раздаточный материал, серия предметных и сюжетных картинок


Звук

Определять первый звук в слове

1. Произношение звуков в чистоговорках

2. Задания: «Какой знакомый звук вы услышали в стихах, загадках?», «Повтори слово так, чтобы отчётливо звучал нужный звук», «Найди картинку, в названии которой встречается тот или иной звук?»


Выявить умение выделять первый звук в слове





1.Цы - цы - цы - едим огурцы, ри - ри - ри - горят фонари

2.Наблюдение за деятельностью детей осуществляется по серии занятий, упражнений в подгруппах и индивидуальных игр

Сюжетные картинки

Раздел

Задача

Задание

Цель

Ход

Материалы

Звук

Находит слова с заданным звуком

1.Диагностическое задание «Определи место звука в слове»




2.Диагностическое задание «Назови звук»





Выявить умение находить слова с заданным звуком

1. Воспитатель предлагает предметные картинки «Что нарисовано на картинке?», «Какой звук в слове первый, второй, третий?»

2. Воспитатель: «Какой звук встречается во всех словах? Определи его место»

Воспитатель предлагает придумать и назвать слова с определённым звуком в начале, в середине или в конце слова



Предметные картинки


Звук


Определять место звука в слове


Упражнения с заданием


Выявить умение определять место звука в слове


Детям предлагается вспомнить и назвать слова с определённым звуком, в названиях предметных картинок определить место звука в слове




Предметные картинки










Диагностическая карта

усвоения программы дополнительного образования по развитию речи «Речецветик» детьми 4 - 5 лет

Раздел

Звук

Слово

Речь

Итог

Ф.И. ребёнка

Определяет место звука в слове

Находит слова с заданным звуком

Определяет первый звук в слове

Словарный запас

Правильно употребляет слова, обозначающие названия предметов, признаков, действий

Подбирает к существитель-ному несколько прилагательных

Согласовывает слова в предложении

Владеет диалогической и монологической речью

Рассказывает о содержании сюжетной картинки

Итог первого полугодия


Конец года


н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1






















2






















3






















4






















5






















6






















7






















8






















9






















10






















11






















12






















13






















14






















Уровень усвоения


Высокий





















Средний





















Низкий






















Содержание педагогической диагностики

по программе дополнительного образования по логическому мышлению «Речецветик» для детей 4 - 5 лет


Раздел


Задача

Задание

Цель

Ход

Материалы

Количество и счёт

1.Выделять составные части группы предметов, их признаки и сходства



2.Считать (отсчитывать) в пределах 5



3. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах 5, отвечать на вопросы: « Сколько?», « Который по счёту?»


4. Уравнивать неравные группы предметов двумя способамм

1. Игровые упражнения с задания

1.Выявить умения выделять составные части группы предметов, признаки и сходства




2.Выявить умение считать (отсчитывать) в пределах 5




3. Выявить умение правильно пользоваться количественными и порядковыми в пределах 5, отвечая на вопросы: « Сколько?», « Который по счёту?»




4. Выявить умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами

1. « Сколько нужно взять предметов, чтобы получилось число 2,3,4,5?», « Составь число из разных овощей, фруктов, игрушек», « который по счёту?», « На каком месте?»


2.Игровые упражнения со счётным материалом « Посчитай, сколько?»




3. Воспитатель выкладывает в ряд несколько мячиков одинакового цвета, затем заменяет один мячик другим дополнительного цвета, задаёт вопрос: « Сколько мячиков?»,





4. «Сколько было?», «Сколько добавили? Убавили?», «Сколько стало? Осталось?»

1.Раздаточный счётный материал, игровой, демонстрацион-ный материал


























Раздел

Задача

Задание

Цель

Ход

Материалы


Сравнивать предметы на глаз по длине, ширине, высоте





Игровые упражнения с заданиями

Выявить умения сравнивать предметы на глаз по длине, ширине, высоте с помощью наложения

Задания к упражнениям: «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Какой предмет лишний?», «Какое животное самое высокое?»

Раздаточный и демонстрационный материал

Форма

Знать характерные особенности геометрических фигур (количество углов, сторон)

Игровые упражнения с заданиями

Выявить знания характерных особенностей геометрических фигур: количество углов, сторон




Задания к упражнениям: «Найди по описанию», «Найди фигуре своё место», «Подбери по форме», «Назови лишние фигуры», «Дострой фигуру»

Демонстрацион-ный и раздаточный материал, геометрические фигуры












Раздел

Задача

Задание

Цель

Ход

Материалы

Ориенти-ров-ка в пространстве




Ориенти-ров-ка во времени

Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам








Называть утро, день, вечер, ночь; смену частей суток; текущий день недели

Игровые упражнения с заданиями











Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Продолжай», «Добежали до вечера», «Наш день». «Наоборот»

Выявить умения выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам









Выявить умение называть части суток, их смену; умение называть текущий день недели

Воспитатель предлагает детям серию индивидуальных игр, в ходе наблюдения устанавливает уровень умений детей по подразделу: «Расставь предметы по порядку так, чтобы слева был самый высокий предмет, а справа самый низкий», «Парные картинки», «Назови, что изменилось?»



Воспитатель выявляет уровень знаний детей в ходе совместной игровой деятельности, через беседу по вопросам: «Вспомните, чем вы занимались вчера? Что делали сегодня утром? Чем будете заниматься завтра? Какой день недели сегодня? Какой следует день недели за ним? и.т.д.

Демонстрацион-ный, раздаточный и игровой материал









Дидактические настольно- печатные игры по теме подраздела








Диагностическая карта

усвоения программы дополнительного образования по логическому мышлению «Речецветик» детьми 4 - 5 лет

Раздел

Счет и количество

Геометрические

фигуры

Ориентировка в Ориенти-

ровка

во пространстве ремени

Итог

Ф.И. ребёнка

Считает в

пределах 5

Уравнивает

неравенства

Сравнивает предметы по величине










с

Называет геометрические фигуры, их признаки

Соотносит форму предметов с геометрическими фигурами

Ориентируется на листе

Ориентируется по отношению (от) себя

Называет части суток, текущий день недели

Логическое мышление, мелкая моторика

Итог первого полугодия


Конец года


н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1






















2






















3






















4






















5






















6






















7






















8






















9






















10






















11






















12






















13






















Уровень усвоения


Высокий





















Средний





















Низкий





















Приложение 2

Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет





































Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет






































ППрограмма дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 летриложение 3

Жестовые символы согласных звуков





































Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет








































Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет




























Приложение4 Зрительные символы гласных звуков


Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

А


Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

О


Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

Э


Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

У


Программа дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков и логического мышления для детей 4 – 5 лет

Ы









Приложение 5


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Г Р И Б

Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть «грибы» в кузовок.

Саша шел-шел-шел, Раз - грибок, два - грибок,

Белый гриб нашел, Положил их в кузовок.


П Т И Ч К И

«Летать» по комнате, махая руками как крыльями, приседать, стучать пальцами об пол.

Прилетели птички, Крыльями махали.

Птички-невелички, На дорожку прилетали,

Все летали, все летали, Зернышки клевали.

А И С Т

Топать ногами попеременно.

- Аист, аист длинноногий, Снова - правою ногой,

Покажи домой дорогу. Снова - левою ногой.

Аист отвечает: После - правою ногой,

- Топай правою ногой, После - левою ногой.

Топай левою ногой. Вот тогда придешь домой.

З А Й К А

Показывать все движения зайчика.

Зайка шел, зайка шел, Зайка шел, зайка шел,

Капусту нашел, Морковку нашел.

Сел, поел и опять пошел. Сел, поел и опять пошел.

П Е Т У Ш О К

Руки за спиной, идет вразвалочку - Шел по берегу петух,

круговые движения руками, присесть - Поскользнулся, в речку - бух!

грозит пальчиком - Будет знать петух, что впредь

наклоны вперед - Надо под ноги смотреть.

Г У С И

Взмахи руками, приседания, ходьба на носках, поклоны, бег на месте.

Гуси серые летели, Походили, поклевали,

На лужайке тихо сели, Потом быстро побежали.

К О Т

Шагать, высоко поднимая ноги - Вот идет черный кот,

присесть - Притаился, мышек ждет.

встать, повернуться вокруг себя - Мышка норку обойдет

руки в стороны - И к коту не подойдет.




Е Д Е М, Е Д Е М…

Прыжки на месте - Чики-чики, чикалочки,

подскоки на месте - Едет гусь на палочке.

утиный шаг: вперевалочку - Уточка на дудочке,

грудь вперед, посеменить ногами - Петушок на будочке,

руки перед грудью, прыжки - Зайчик - на тачке,

бег на месте - Мальчик на собачке.

С А М О Л Е Т Ы

Вращение согнутыми руками перед собой, бег, руки и наклоны в стороны, приседания.

Самолет построим сами, Самолеты загудели,

Понесемся над лесами, Самолеты полетели.

Понесемся над лесами, На полянку тихо сели,

А потом вернемся к маме. Да и снова полетели.

Приложение 6


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

З А Г Р И Б А М И

Массируем пальцы обеих рук, начиная с мизинца. Слушаем «Звуки леса» (аудиозапись) с закрытыми глазами, представляем, что мы в лесу.

Мы положим в кузовок Белый, рыжик, сыроежку,

Самый маленький грибок: Подберезовик, конечно,

Подосиновик, волнушку И красавец мухомор

И забавную свинушку. Пусть украсит косогор.

О В О Щ И

Массаж от ногтей к основанию, начиная с указательного пальца левой руки, с мизинца - у правой руки, большие пальцы - на последних двух строчках.

Вырос у нас чесночок, Ими друзей угощали,

Перец, томат, кабачок, Квасили, ели, солили,

Тыква, капуста, картошка, С дачи домой увозили.

Лук и немножко горошка. Прощай же на год,

Овощи мы собирали, Наш друг - огород!

Ф Р У К Т Ы

Соединяем подушечки пальцев обеих рук, начиная с мизинцев.

На базар ходили мы, Дыни, сливы, мандарины,

Много груш там и хурмы, Но купили мы арбуз -

Есть лимоны, апельсины, Это самый ценный груз!

О Р Е Х

Катаем грецкий орех между ладонями.

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.



Д И К И Е Ж И В О Т Н Ы Е

С большим пальцем соединяем поочередно остальные, начиная с указательного и обратно.

Правая рука. Левая рука.

Еж, медведь, барсук, енот Волка, зайца, рысь, лису

Спят зимою каждый год. И зимой найдешь в лесу.

П Е Р Е Л Е Т Н Ы Е П Т И Ц Ы

Перекладываем счетные палочки одновременно двумя руками.

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

З И М У Ю Щ И Е П Т И Ц Ы

Перекладываем горошины из одной чашки в другую, «кормим» птиц.

Снегирь и сорока, и клест, и синица -

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

мы будем кормить их, конечно же, сами.

К У Р О Ч К А

Большим и указательным пальцами набираем зерна пшеницы в горсть.

Зернышки все, что хозяйка давала,

Курочка клювом по штучке клевала.

К О Т Е Н О К

Прищепкой зажимаем пальчики обеих рук поочередно на каждый ударный слог.

Кусается сильно котенок-глупыш. - Но я же играю с тобою, малыш!

Он думает: «Это не палец, а мышь.» А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!

Приложение 7


Э Т Ю Д Ы

О В О Щ И

Сажаем огород.

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Дружно поливали.


О С Е Н Ь

В лесу осиновом

Дрожат осинки,

Срывает ветер

С осин косынки.

С осинок ветер

Косынки сбросит-

В лесу осиновом

Наступит осень. В. Степанов

П Е Л Ь М Е Н И

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки,

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку,

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье -

Вылеплю я сто пельменей! И. Лопухина

Ж И В О Т Н Ы Е

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

"В рот не суй, что попадется!"

А. Воронько

Ж У Р А В Л Ь

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу.

Часто нагибаюсь

Клюковкой питаюсь.

Я схожу на ручеек,

Заварю себе чаек.

Буду пить - попивать,

Красно лето вспоминать.

В.Боков

В О Р О Б У Ш Е К

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела! (2 раза)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!(2 раза)

У воробушка крылышко,

Ох, как болело! (2 раза)


Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворений, изображать птиц и животных.



Приложение 8


Конспект организованной образовательной деятельности

«Животные, птицы и их детёныши»


Программное содержание:

1. Расширить и активизировать словарный запас, продолжать формировать представление о предметах, явлениях и событиях.

2. Учить, внятно произносить звуки, развивать моторику речевого аппарата, дыхание, фонематический слух: различать и называть слава с определенным звуком.

3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и фраз, умение говорить спокойно.

4. Воспитывать желание детей говорить как взрослые, упражнять в составлении описательного рассказа по картинке, связно выражать свои мысли.


Раздел «Развитие фонематических процессов»


1. Развитие силы голоса

Пропевание гласных на выдохе: И-И-И-А-А-А-О-О-О.


2. Назови первый звук в словах: КОЗА, КРОТ, АИСТ, КАБАН.


3. Развитие слухового внимания. Игра «Кто сказал?» Дети по очереди с закрытыми глазами определяют, кто назвал детенышей животных или птиц.

4. Игровое упражнение «Как поют комары?» «З» - большой, «ЗЬ» - маленький.

Назовите слова, в которых есть песенка комара. Нам помогут загадки:

С бородой, а не старик. Мчится без оглядки,

С рогами, а не бык. Лишь сверкают пятки.

Не конь, а брыкается. Мчится, что есть духу

Доят, а не корова. Хвост короче уха.

(Коза) Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка)

Научите Незнайку различать «комариков» (зебра, змея, козел …)


5. «Песенка» насоса: «С», «СЬ». Подскажи словечко.

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами

Как гора огромен он

Ты узнал, кто это ? (Слон)

Помогите Незнайке назвать слова, в которых есть «песенка» большого и маленького насоса (сорока, свинья, поросенок …)


Раздел «Развитие речи»


1. Грамматические задания.

- Продолжи предложение: Пастух пасет овец, коз, коров …

- Назови «маму» и «папу»: теленка, жеребенка, поросенка, щенка, цыпленка.

2. Развитие связной речи. Опиши животного, которому дали кличку по внешнему виду: Пушок, Снежок, Шарик, Черныш, Рыжик, Звездочка, Буренка, Ночка, Пеструшка.

Динамическая пауза

Зайке холодно сидеть, Лапки ставим на бочок,

Нужно лапочки погреть. На носочках скок-скок-скок,

Лапки вверх, лапки вниз, А затем вприсядку,

На носочках подтянись. Чтоб не мерзли лапки.


Раздел «Игровые задания для развития пальцев рук»


1. Пальчиковая игра

Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

Встретились два котенка Встретились два тигренка

И сказали: «Мяу-мяу». И сказали: «Р-р-р».

Встретились два щенка Встретились два бычка

И сказали: «Гав-гав». И сказали: «Му-у-у».

Встретились две лошадки Смотри какие рога: вытянуть

И сказали: «Иго-го». указательные пальцы и

мизинцы, другие сжаты.

2. Штриховка «уточки» по трафарету.


*Работа в тетради с печатной основой по Е.Колесниковой.



© 2010-2022