Самообразование Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу в соответствии с ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2121 "Образовательный комплекс имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина"





ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ



Тараненко Натальи Олеговны


(Ф.И.О.)


Воспитатель

Педагог-Психолог

(Должность)



"Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу в соответствии с ФГОС ДО"

(Название темы)


2014

(Начало изучения темы)


2015

(Окончание изучения темы)



Москва 2014

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога: Тараненко Наталья Олеговна

Дата рождения: 20.05.1974

Стаж работы воспитателем: 12 лет

Стаж работы педагогом-психологом:1.5 года

Образование:

1.Педагогический колледж №3 (дата окончания: 1993 год)

по специальности « Дошкольное воспитание», квалификация- Воспитатель в дошкольных учреждениях.

2.МГППУ (Дата окончания: 2013 год) Специальность: Психология

Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.























ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель и задачи самообразования по теме:

1.Рассмотреть основные проблемы подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС

2.Провести анализ факторов успешной подготовки и адаптации детей к школе

3.Выявить проблемы по подготовке детей к школе

4.Повысить уровень собственных знаний по теме, а также повысить уровень психологической готовности к обучению в школе детей шестилетнего возраста.
Актуальность темы:

Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Поступление в школу - это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений с взрослыми и сверстниками. В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева Г. А. Цукерман и др. Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста, к организации воспитания и обучения, что заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Этапы разработки:

1 этап. Организационно-подготовительный /изучение литературы, диагностика детей, введение их в тему самообразования/
2 этап. Основной/взаимодействие всех участников образовательного процесса после изучения темы, непосредственно деятельность детей, коррекционные занятий, консультации родителей и воспитателей.

Написание непосредственно работы по самообразованию, по данной тематике.
3 этап. Заключительный/ анализ результатов, отчет на педсовете о готовности детей к обучению в школе / отчет по изучению данной темы самообразования

Основные ожидаемые результаты :
Для педагога-психолога, воспитателя: повысится собственный уровень знаний по данной теме.

Для детей: повысится уровень психологической готовности к обучению в школе. Сформируется позитивное отношение к обучению в школе. Повысится уровень развития познавательной активности.

Для родителей: Развитие педагогического сотрудничества в вопросе подготовки детей к школе. Знакомство с особенностями психического развития детей


Литература по теме:

Бабаева Т.И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 1993 Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во «Знание» России, М.,1995 Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. И.В. Дубровиной). Москва: Издательский центр «Академия», 1995Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1995Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ СфераСистема коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. - сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007Смолярчук И. В. Развитие творческих познавательных способностей дошкольников. Для специалистов в области дошкольного образования и воспитания. Тамбов, ИПКРО, 1995Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994nsportal/ru ;maaam.ru ;infourok.ru .источник шаблона: Хайми Н.И. ГОУ СОШ № 594, Санкт-Петербург, учитель информатики, pedsovet.ru/






ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2014-2015________ УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», ФГОС, других нормативных документов по теме

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

Планирование работы с воспитанниками.

Психологическая диагностика готовности детей к школе

Мониторинг познавательной деятельности детей подготовительной группы

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь

Изучение теории по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу в соответствии с ФГОС ДО"


Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение занятий воспитателей.

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над созданием материалов по теме

Подбор материала по темам.

Январь

Разработка плана на, месяц, год.

Подбор материала.

Февраль

Подготовка презентации по теме

Подбор материала

Март

Создание и разработка теоретической части

Изучение литературы

Апрель

Защита по теме самообразования

Повторная психологическая диагностика готовности детей к школе

Повторный мониторинг познавательной деятельности детей подготовительной группы

Выступление с презентацией на метод объединении.

Май

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

Содержание теоретической части:

1.Основные проблемы подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС…стр.

2. Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе…стр.

3. Выявленные проблемы по подготовке детей к школе…стр.

4. Перспективы дальнейшего изучения данной темы по самообразованию…стр









1.Основные проблемы подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС

Одним из направлений единой стратегии развития непрерывного образования является формирование единого стиля педагогического мышления всех его участников. Переориентация целей образования на цели развития и самоопределения требует создания новой системы педагогических координат для всех участников процесса непрерывного образования, потому что результаты непрерывного образования должны быть запланированы изначально не в виде знаний, умений и навыков детей и взрослых, а в виде ценностных ориентаций, личностных смыслов усваиваемых знаний, выражающихся в формировании потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании и способностей к разным видам деятельности, внутренней позиции по отношению к происходящему в обществе.

Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Как показала практика прошлых лет, подход учителей, воспитателей, родителей к понятию "готовность к школе" различается. Каждый воспитатель дошкольного учреждения, учитель школы, родитель хочет, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным, чтобы ему было легко учиться.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалисты по психолого-педагогической поддержке владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладают способностью к системному анализу и планированию образовательной деятельности. Построение эффективной системы сопровождения дошкольников в период подготовки к школе позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.

Наиболее значимое отличие дошкольного образования на современном этапе от образования на других ступенях заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Педагогу в своей работе с детьми необходимо учитывать самоценность дошкольного периода жизни, специфику психического развития детей-дошкольников.

Если в стандарте начального общего образования (ФГОС) очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования (предметным, метапредметным и личностным), которых каждый обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования, то специфика дошкольного возраста такова, что достижения дошкольников определяются, не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе .

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой "социальный" портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В его основе - совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном детстве. Если в ходе психолого-педагогического мониторинга будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, то необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Научно-практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной психолого-педагогической работы предполагает осуществление:


- целевой преемственности (согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне ДОУ и школы)


- содержательной преемственности (создание и согласование образовательных программ по ведущим образовательным областям)


- технологической преемственности (отбор общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности


- психологической преемственности (совершенствование форм и методов работы с учетом общих возрастных особенностей, обеспечение адекватного этому возрасту сочетания интеллектуальных, двигательных, эмоциональных нагрузок)


- управленческой и структурно-организационной преемственности (реализация общих подходов к управлению и организация работы по осуществлению преемственных связей в ходе проведения совместных мероприятий)





2. Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе

В основу стандартов ДО заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

Психологической основой системы дошкольного образования является:

1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Поэтому формируя определенный навык или умение, очень важно ориентироваться на целостное представление о ребенке и учитывать психологические закономерности развития в конкретном возрастном периоде.

2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Ребенок учится не только на занятиях в детском саду, но и в свободных видах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образование не должно ограничиваться только семьей или детским садом. Важно взаимодействие, сотрудничество семьи и образовательного учреждения, учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка.

3. Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников. То, что хорошо для одного ребенка, не подходит для другого.

С точки зрения личностного развития ребенка особую значимость представляет общение. Ребенок дошкольного возраста должен учиться взаимодействовать с взрослыми и детьми, должен научиться общаться, освоив разные роли в процессе общения, приобрести опыт совместной деятельности. Все это строится на индивидуальной деятельности ребенка, которая предшествует коллективным видам деятельности. Индивидуальная деятельность обеспечивает необходимые условия для адекватного возрасту функционирования нервной системы ребенка, позволяет ему расслабляться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать собственную деятельность. На определенном этапе развития индивидуальная деятельность переходит в совместную деятельность детей и их общение. Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие, которое свойственно только человеку. Культурное развитие - это то, чему человек учится, чтобы управлять собственными психическими процессами, своим поведением. Культурный человек - это человек, который умеет управлять самим собой, собственной деятельностью. Основной результат образования - это развитие, а не знания, умения и навыки.

Итак, ребенок должен научиться управлять своими эмоциями. Можно сказать, что это является целевой направленностью образовательных стандартов ДО.

Рассмотрим 3 условия, достижения этой цели:

Первое условие: развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи. Родители не просто отдают ребенка в детский сад, они сами должны стать активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку. Родители смогут взглянуть на ребенка со стороны, найти адекватное для ребенка содержание и формы развития, лучше понять своего малыша, правильно общаться и взаимодействовать с ним.

Второе условие касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский выделял два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Дошкольник учится спонтанно. Он учится тому, что считает нужными и интересным. Если обучение строится по собственной программе ребенка, то тогда ребенок развивается в процессе данного обучения. Взрослый должен придумывать такие ситуации, в которых у дошкольника возникает мотив обучения. Тогда с внешней стороны мы имеем картину реактивного обучения, идущего от взрослого, а с психологической стороны это будет спонтанное обучение, так как оно отражает интересы ребенка. Главная задача взрослого - сформировать у малыша мотивы обучения.

Третье условие касается становления и развития детской игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры нельзя построить систему значимого для ребенка обучения. Игра создает условия для формирования и развития психики и личности ребенка.

Современным детям очень недостает эмоций. У них преобладает однообразная жизнедеятельность, которую они часто выполняют без эмоций, почти автоматически. Чтобы малыш развивался, надо жить вместе с ними эмоционально-насыщенной жизнью, которая является важным фактором развития эмоционально-личностной сферы детей. Знакомясь с разнообразными чувствами, ребенок овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять.

Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребенка. Участие в игре предполагает реализацию произвольного поведения. Ребенок сам решает, играть ему или не играть, реализовывать свои личные желания и интересы или подчинять их правилам игры.

Организуя жизнедеятельность ребенка дошкольного возраста, необходимо целенаправленно создавать условия и ситуации, в которых ребенок мог бы проявить волевое усилие. Работая над развитием воли, надо заниматься как раз тем, что не получается, что трудно, при этом надо помогать ребенку осмысливать свои волевые усилия.

Еще одна психологическая закономерность, значимая для развития дошкольного образования, касается центрального новообразования дошкольного возраста - воображения. Оно возникает и развивается в игре. Есть и другой вид воображения, а именно не смысловое, как в игре, где все может быть всем, а воображение объективное и предметное, которое развивается и реализуется в продуктивных видах деятельности.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся характеристики развития ребенка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного возраста.

Рассмотрим и целевые ориентиры к завершению дошкольного образования (к 7-8 годам). Это следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка:

● ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

● ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, чувства; использует речь для построения речевого высказывания в ситуациях общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями; может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело; ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Все вышеперечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

- мотивационная готовность (желание учиться);

-эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);

-интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

Мотивационная готовность подразумевает:

  • Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;

  • Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;

  • Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;

  • Способность адекватно оценивать себя.

Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:

  • Умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;

  • Умения ориентироваться на заданную систему требований;

  • Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

  • Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

  • Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;

  • Следующий уровень интеллектуальных процессов:

- умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

- умение сравнивать, выделять сходное и отличное;

- умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

  • Обучаемость:

- усвоение нового правила работы;

- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;

- уровень развития обобщения (например, роза - цветок низкий уровень, роза - цветок -растение - живая природа высокий уровень).

  • Сумму усвоенных знаний;

  • Речевое развитие:

- усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;

- развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);

- осознание словесного состава речи.

Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника - игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы детей 6 - 8 лет:

  1. Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.

  2. Неполные зрительно-пространственные представления.

  3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук.

  4. Недостаточное развитие внимания.

  5. Недостаточное развитие произвольности поведения.

  6. Нарушение формирования учебной мотивации.

  7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).

  8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

  9. Высокая утомляемость.

Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.

Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги - психологи - родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.

Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:

  • Педагогическая запущенность,

  • Отставание в психическом развитии,

  • Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»),

  • Признаки гипер- и гипоактивности,

  • Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),

  • Астенизация, сниженная работоспособность,

  • Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).

Физические качества- качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели.

Интеллектуальные качества- это качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

Личностные качества- это качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие.

Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.







3. Выявленные проблемы по подготовке детей к школе

В результате изучения темы, опыта работы и наблюдений, мною были вскрыты определенные проблемы подготовки детей к школе:

  1. Сегодня очевидны проблемы, вскрытые ведущими психологами: стирание границ между дошкольным и начальным школьным обучением, в последствии которого происходит сколяризация системы ДОУ, которая характеризуется переориентацией дошкольного воспитания на учебную деятельность. Включение ребенка в учебную деятельность - это продолжение дошкольного детства или его сокращение?

  2. Проблема завышенных требований школы к готовности ребенка к школьному обучению:
    - листы здоровья воспитанников,
    - дети достаточно развитые, современно мыслящие, хотят учиться, но не умеют правильно вести себя на уроке,
    - отвлекаются, переключаются на посторонние действия,следовательно не слушают учителя,
    - не умеют сосредотачиваться на учебном действии,
    - не умеют правильно реагировать на замечания учителя, т.е. строить свои действия в соответствии с указаниями

  3. По мнению авторитетных психологов, пребывание в группе до 30 человек 5-7 летних детей старшего дошкольного возраста не дает возможности организовать качественный образовательный процесс, создать развивающую среду, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его полноценную психологическую поддержку.

  4. В последнее время после 8-9 часового пребывания детей в ДОУ, их вынуждают посещать другие дополнительные занятия, организуемые при школах, которые очень похожи на уроки. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

  5. Проблема выбора школы для обучения ребенка и выбора программы обучения. Например, в отдельной школе в одной параллели начальных классов реализуются сразу несколько программ: УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Виноградовой Н.Ф., система Занкова Л.В. и образовательная система "Школа 2100". Какую преемственную программу, в таком случае, использовать детскому саду?

  6. Сегодня остро стоит проблема освобождения воспитателя от своего стремления к, так называемой, регламентации. Воспитателю необходимо отказаться от привычки получать как можно более подробные программы и методики, и осуществлять поиск собственного педагогического стиля, индивидуального творчества, формирования профессиональной интуиции и жизненного опыта.

  7. Современное личностно-развивающее дошкольное образование требует несравненно более высокой квалификации педагога, чем ранее. Эффективность программ, технологий зависит от того, в чьих руках они окажутся. От профессионализма, творческих усилий, мастерства педагога зависит качество дошкольного образования.

  8. В каждом коллективе встречаются определенные трудности по обеспечению качественного состава педагогических кадров, в организации повышения их профессионального уровня. Например, сокращается число педагогов со специальным дошкольным средним или высшим образованием (до 50 %), растет в детских садах количество воспитателей, бывших учителей школ, которые поверхностно знают дошкольные методики и работают, как правило, по школьному типу. Переучивание таких педагогов требует длительного времени.





4. Перспективы дальнейшего изучения данной темы по самообразованию

В целях дальнейшего совершенствования деятельности ДОУ по повышению качества дошкольного образования и обеспечению психолого-педагогической поддержки дошкольников в период подготовки к школе, мною, как педагогом-психологом ДОУ планируется следующее:

  1. Обобщить материалы по текущей теме самообразования для использования и распространения среди дошкольных отделений комплекса.

  2. Обеспечить оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогам в освоении современными формами и методами организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС

  3. Изучать и внедрять в педагогическую практику ведущие педагогические инновационные технологии дошкольного образования.

  4. Оказывать психологическую поддержку, педагогическую и коррекционную помощь детям дошкольного возраста в период подготовки к школе.

  5. Устанавливать преемственность педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений с целью обеспечения выпускникам детских садов безболезненной адаптации к школьному обучению.

  6. Совершенствовать систему комплексного обеспечения разносторонней поддержки семьи по вопросам подготовки детей к школе.



© 2010-2022