- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Опыт работы по приобщению дошкольников к литературе
Опыт работы по приобщению дошкольников к литературе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Диндиенко О.А. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Августовская конференция 2015 год
Стендовый доклад по теме:
«Социальное партнерство в ДОУ
как средство приобщения старших дошкольников
к миру литературы»
Автор:
Диндиенко Оксана Александровна
Старший воспитатель МАДОУ д/с № 11
Таганрог 2015г.
«Основная задача взрослых -
открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я.Маршак.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге и чтению, как процессу и ведущей деятельности человека.
2015 год объявлен в России Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», - говорится в тексте указа президента Российской Федерации В.В. Путина (№ 426 от 13 июня 2014 года).
Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.
В рамках года литературы в МАДОУ д/с №11 был разработан долгосрочный проект «Растим читателя». Участниками проекта выступили педагоги, дети, родители и учреждения социума. Речевое развитие по ФГОС дошкольного образования включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства; формирование элементарных представлений о художественной литературе, фольклоре; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Цель проекта: создание условий для приобщения воспитанников к миру литературы используя взаимодействие детского сада и социальных партнеров.
Задачи:
1. создать предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
2. повысить эффективность приобщения дошкольников к книжной культуре;
3. создать открытое образовательное пространство (организация взаимодействия с родителями, социальными учреждениями города);
4. повысить квалификацию педагогов ДОУ;
5. Транслировать опыт работы на мероприятиях города, сайте ДОУ.
Замысел проекта определяется в создании системы работы по приобщению детей к чтению, которая включает:
-
активное сотрудничество детского сада сс социальными партнерами;
-
отбор и оптимальное сочетание различных форм работы, и вовлечении семьи и представителей местного социума;
-
изменение и корректировка представлений родителей о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге;
-
установление контакта с детьми посредством семейного чтения.
Педагогический коллектив МАДОУ д/с № 11 «Светлячок» осуществляет формирование интереса дошкольников к чтению в четырех направлениях.
-
Взаимодействие с социумом
- Детский библиотечно-информационный центр им. А.П.Гайдара
- МАОУ ДО «Дворец детского творчества»
- МБУК театр имени А.П. Чехова»
- таганрогский художественный музей
Сотрудничество с коллегами
- конкурсы
- совместные праздники
- взаимопосещения
Взаимодействие с родителями
- совместные проекты
- праздники
- консультации, праздники
Совместная деятельность с детьми
- НОД
-театрализованная деятельность
- праздники
- викторины, конкурсы
- изобразительная деятельность
- проектная деятельность
Этапы реализации проекта
-
Подготовительный (сбор информации по проблеме)
-
Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности
-
Анкетирование родителей по проблеме
-
"Банк идей" (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)
-
Обоснование, предсказания путей реализации проекта
-
Основной (практический)
-
Обеспечение условий для реализации проекта.
-
Налаживание взаимодействия с детской библиотекой им. А.Гайдара, Дворцом детского творчества, театром им.Чехова, художественным музеем.
-
Внедрение в образовательный процесс эффективных методик приобщения детей к чтению.
-
Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ
-
"Родительский всеобуч" (просвещение родителей по вопросам приобщения детей к чтению)
-
Заключительный (аналитический)
-
Анализ и обработка результатов по реализации проекта.
-
Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или других проблем
Формы работы:
• Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников - иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).
• Кружковая работа.
• Культурно - досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.
• Свободная от занятий деятельность:
экскурсии в библиотеку;
оформление тематических выставок, макетов,
организация «Книжкиной больницы»;
проведение «Недели детской книги»;
"Книги - юбиляры 2015 г." - знакомство и чтение произведений:
- 180 лет - Х.К. Андерсен «Сказки, рассказанные детям» («Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка»
- 175 лет - поэма А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
- 90 лет - С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К.И. Чуковский «Бармалей», «Доктор Айболит» - сказки
- 80 лет - С.В. Михалков «Дядя Стёпа» - стихотворение
- 60 лет - В.Г. Сутеев«Кто сказал «мяу!» сказка, А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
Игровая деятельность: (сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации, режиссерские игры, настольно - печатные игры).
Сотрудничество с родителями.
Формы работы:
• Родительские собрания.
• Индивидуальные консультации.
• Семинары - практикумы.
• Папки - передвижки.
• Акция «Подари детям книгу»
• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов.
Взаимодействие педагогов.
-
Консультации: «Как рассказать детям биографию автора»; «Организация уголка книги в группе»
«Знакомство с писателями и поэтами в разных возрастных группах»
-
Семинар «С книгой по жизни» - разработка и обмен идеями по теме.
-
Взаимопосещение НОД, досугов, совместные мероприятия (викторины, конкурсы, развлечения)
Взаимодействие с социумом
-
№
Социальный партнер
Мероприятия
1.
Детский библиотечно-информационный центр им. А.П.Гайдара
Экскурсии, беседы
Конкурсы стихов, рисунков, поделок по произведениям.
Встречи с авторами детских книг
2.
МАОУ ДО «Дворец детского творчества»
Совместные праздники
Посещение постановок , выставок, экскурсии
Показ театральных постановок творческими коллективами дополнительного образования
3.
МБУК «Театр имени А.П. Чехова»
Посещение детских спектаклей
4.
Таганрогский художественный музей
Посещение выставок
Экскурсии, мастер-классы
Таким образом, в результате реализации проекта мы получим следующие результаты:
Результаты:
Главный результат проводимой работы в том, что, не смотря на засилье видеотехники, дошколята не потеряли интереса к книге: они ее любят, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями. Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволила:
1) войти детям в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
2) создать предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
3) повысить эффективность приобщения дошкольников к книжной культуре;
4)создать открытое образовательное пространство (организация взаимодействия с родителями, социальными учреждениями города);
5) повысить квалификацию педагогов ДОУ;
6) Транслировать опыт работы на мероприятиях города, сайте ДОУ.