Опыт работы по приобщению дошкольников к литературе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Августовская конференция 2015 год

Стендовый доклад по теме:



«Социальное партнерство в ДОУ

как средство приобщения старших дошкольников

к миру литературы»





Автор:

Диндиенко Оксана Александровна

Старший воспитатель МАДОУ д/с № 11



Таганрог 2015г.

«Основная задача взрослых -

открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге и чтению, как процессу и ведущей деятельности человека.

2015 год объявлен в России Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», - говорится в тексте указа президента Российской Федерации В.В. Путина (№ 426 от 13 июня 2014 года).Опыт работы по приобщению дошкольников к литературе

Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.

В рамках года литературы в МАДОУ д/с №11 был разработан долгосрочный проект «Растим читателя». Участниками проекта выступили педагоги, дети, родители и учреждения социума. Речевое развитие по ФГОС дошкольного образования включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства; формирование элементарных представлений о художественной литературе, фольклоре; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Цель проекта: создание условий для приобщения воспитанников к миру литературы используя взаимодействие детского сада и социальных партнеров.

Задачи:

1. создать предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

2. повысить эффективность приобщения дошкольников к книжной культуре;

3. создать открытое образовательное пространство (организация взаимодействия с родителями, социальными учреждениями города);Опыт работы по приобщению дошкольников к литературе

4. повысить квалификацию педагогов ДОУ;

5. Транслировать опыт работы на мероприятиях города, сайте ДОУ.

Замысел проекта определяется в создании системы работы по приобщению детей к чтению, которая включает:

  • активное сотрудничество детского сада сс социальными партнерами;

  • отбор и оптимальное сочетание различных форм работы, и вовлечении семьи и представителей местного социума;

  • изменение и корректировка представлений родителей о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге;

  • установление контакта с детьми посредством семейного чтения.

Педагогический коллектив МАДОУ д/с № 11 «Светлячок» осуществляет формирование интереса дошкольников к чтению в четырех направлениях.



Взаимодействие с социумом

- Детский библиотечно-информационный центр им. А.П.Гайдара

- МАОУ ДО «Дворец детского творчества»

- МБУК театр имени А.П. Чехова»

- таганрогский художественный музей

Сотрудничество с коллегами

- конкурсы

- совместные праздники

- взаимопосещения

Взаимодействие с родителями

- совместные проекты

- праздники

- консультации, праздники

Совместная деятельность с детьми

- НОД

-театрализованная деятельность

- праздники

- викторины, конкурсы

- изобразительная деятельность

- проектная деятельность


Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный (сбор информации по проблеме)

  • Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности

  • Анкетирование родителей по проблеме

  • "Банк идей" (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)

  • Обоснование, предсказания путей реализации проекта

  1. Основной (практический)

  • Обеспечение условий для реализации проекта.

  • Налаживание взаимодействия с детской библиотекой им. А.Гайдара, Дворцом детского творчества, театром им.Чехова, художественным музеем.

  • Внедрение в образовательный процесс эффективных методик приобщения детей к чтению.

  • Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ

  • "Родительский всеобуч" (просвещение родителей по вопросам приобщения детей к чтению)

  1. Заключительный (аналитический)

  • Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

  • Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или других проблем

Формы работы:

• Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников - иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи). Опыт работы по приобщению дошкольников к литературе

• Кружковая работа.

• Культурно - досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

• Свободная от занятий деятельность:

экскурсии в библиотеку;

оформление тематических выставок, макетов,

организация «Книжкиной больницы»;

проведение «Недели детской книги»; Опыт работы по приобщению дошкольников к литературе

"Книги - юбиляры 2015 г." - знакомство и чтение произведений:

- 180 лет - Х.К. Андерсен «Сказки, рассказанные детям» («Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка»

- 175 лет - поэма А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

- 90 лет - С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К.И. Чуковский «Бармалей», «Доктор Айболит» - сказки

- 80 лет - С.В. Михалков «Дядя Стёпа» - стихотворение

- 60 лет - В.Г. Сутеев«Кто сказал «мяу!» сказка, А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

Игровая деятельность: (сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации, режиссерские игры, настольно - печатные игры).

Сотрудничество с родителями. Опыт работы по приобщению дошкольников к литературе

Формы работы:

• Родительские собрания.

• Индивидуальные консультации.

• Семинары - практикумы.

• Папки - передвижки.

• Акция «Подари детям книгу»

• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов.


Взаимодействие педагогов.

  • Консультации: «Как рассказать детям биографию автора»; «Организация уголка книги в группе»

«Знакомство с писателями и поэтами в разных возрастных группах»

  • Семинар «С книгой по жизни» - разработка и обмен идеями по теме.

  • Взаимопосещение НОД, досугов, совместные мероприятия (викторины, конкурсы, развлечения)

Взаимодействие с социумом


Социальный партнер

Мероприятия

1.

Детский библиотечно-информационный центр им. А.П.Гайдара

Экскурсии, беседы

Конкурсы стихов, рисунков, поделок по произведениям.

Встречи с авторами детских книг

2.

МАОУ ДО «Дворец детского творчества»

Совместные праздники

Посещение постановок , выставок, экскурсии

Показ театральных постановок творческими коллективами дополнительного образования

3.

МБУК «Театр имени А.П. Чехова»

Посещение детских спектаклей

4.

Таганрогский художественный музей

Посещение выставок

Экскурсии, мастер-классы

Таким образом, в результате реализации проекта мы получим следующие результаты:

Результаты:

Главный результат проводимой работы в том, что, не смотря на засилье видеотехники, дошколята не потеряли интереса к книге: они ее любят, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями. Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволила:

1) войти детям в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

2) создать предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

3) повысить эффективность приобщения дошкольников к книжной культуре;

4)создать открытое образовательное пространство (организация взаимодействия с родителями, социальными учреждениями города);Опыт работы по приобщению дошкольников к литературе

5) повысить квалификацию педагогов ДОУ;

6) Транслировать опыт работы на мероприятиях города, сайте ДОУ.



© 2010-2022