• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Материалы книги В. В. Вавилова, Н. К. Перевощикова «Современные технологии в программе профилактики, реабилитации детей дошкольного образовательного учреждения». – Кемерово, 2001, 131 с

Материалы книги В. В. Вавилова, Н. К. Перевощикова «Современные технологии в программе профилактики, реабилитации детей дошкольного образовательного учреждения». – Кемерово, 2001, 131 с

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы книги В.В. Вавилова, Н.К. Перевощикова «Современные технологии в программе профилактики, реабилитации детей дошкольного образовательного учреждения». - Кемерово, 2001, 131 с.

Адаптационный гимнастический комплекс

(До начала гимнастики необходимо обязательно сначала вымыть руки, затем умыть лицо).

1. ПОТЯГИВАНИЕ «ПРОСНУЛИСЬ»

Продолжительность выполнения - 25 сек.

Исходное положение: стоя, ноги немного расставить, ру­ки вниз.

ВЫДОХ - скрестить руки на уровне пояса (левая кисть на правом боку, правая - на левом, как будто держим края май­ки). ВДОХ - медленно поднимая руки вверх (как будто сни­маем майку через голову) и выпрямляя их над головой, мак­симально потянуться вверх, не поднимаясь на носках, ВЫ­ДОХ - потягиваясь в стороны, медленно опускаем прямые руки (ладонями вниз) в стороны и вниз, возвращаясь в ИП. Повторить 3 раза.

2. ПОТЯГИВАНИЕ «РУКА-НОГА»
Продолжительность выполнения - 50 сек.

ИП: стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.

а) ВДОХ - переносим тяжесть тела и слегка приседаем на правую ногу, а правой рукой тянемся вверх вправо, ВЫДОХ - потягиваемся от левой пятки к правой кисти (на выдохе). Переносим центр тяжести тела и слегка приседаем на левую
ногу, потягиваясь от правой пятки к левой кисти на выдохе. Голова поворачивается в сторону поднятой руки. Повторить упражнение по 2 раза.

б) ВДОХ - вытягиваем руки в одну линию (как будто че­рез руки проходит несгибаемый стержень), кисти разгиба­ ем в лучезапястном суставе пальцами вверх, ВДОХ - вращаем руки в плечевых суставах и совершаем поворот тела,
одновременно касаясь опускаемой рукой выпрямляемой в колене одноименной ноги - ВЫДОХ. Глазами следим за пальцами руки. Когда рука проходит внизу у колена, выдыхаем. Сделать 4 круга правой и 4 круга левой рукой. Повторить 1 раз упражнение А.

3. «БАБОЧКА»
Продолжительность выполнения - 56 сек.

ИП: см. упр. 2. Повернуть стопы вправо, сделав упор впе­ред на согнутую в колене правую ногу, пятка прижата к по­лу, руки в стороны, согнуты в локтях, кисти вверх развер­нуты, как крылья бабочки, грудь вперед «колесом» - ВДОХ. Не разворачиваясь, приседаем на левую ногу - спину сгиба­ем «кошечкой» - руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти почти касаются грудины, сложены тыльными сторонами (мизинцами к грудине), ВЫДОХ. Вниз не нагибаться! Повторить 4 раза.

Затем возвращаемся в ИП. Продолжаем выполнять уп­ражнение - с поворотом стопы влево (4 раза).

4. БЕГ НА МЕСТЕ

Продолжительность выполнения - 1 мин. 45 сек.

Упражнение выполнять на месте - на носках, бесшумно, пятками касаясь ягодиц. Туловище слегка наклонено впе­ред. Дыхание через нос.

5. «ОГЛЯНИСЬ»
Продолжительность выполнения - 23 сек.

ИП: см. упр. 2. ВДОХ - руки согнуты в локтях, кисти слегка сжаты в кулаки, как будто горизонтально (сверху) держим палку на уровне диафрагмы. Резкий поворот туло­вища выше пояса, оглядываемся назад (максимально) - ВЫ­ДОХ. Возвращаемся в ИП, ВДОХ. Затем в другую сторону. Тазовый пояс фиксируется (не поворачивать!).

6. «УТОЧКА»
Продолжительность выполнения - 14 сек.

ИП: см. упр. 2. Руки в стороны, горизонтально на уровне плеч согнуть в локтях, предплечья и кисти опустить вниз. Бы­стрые незначительные вращательные движения верхней час­ти туловища, голова на месте, приводим в движение «вися­щие» на локтях расслабленные предплечья и кисти (ладонями назад, как утка машет крыльями). Одновременно двигаемся в тазовом поясе навстречу кистям (утка машет хвостиком).

7. «ПЛЯСОВАЯ»
Продолжительность выполнения - 25 сек.

ИП: см. упр. 2. Руки согнуть в локтевых суставах, напра­вить вперед параллельно с полом, ладонями вниз. Подпры­гиваем на левой ноге, правая нога сгибается вперед в коле­не, поворачиваясь и встречаясь с левой ладонью - хлопок, опускаем ногу. Вновь правая нога сгибается вперед в колене и поворачивается наружу до хлопка по правой ладони на­ружной стороной лодыжки, опускаем ногу.

Повторить движение внутрь и наружу по 10 раз. Затем меняем ногу.

8. «САПОГ»
Продолжительность выполнения - 37 сек.

ИП: см. упр. 2. Правая нога «в сапоге и завязла в боло­те», ее медленно вытягиваем, сгибая колено вверх, затем резко выпрямляем ее в коленном суставе, стопа вверх до уровня плеч («скидываем сапог с ноги высоко вверх») - вы­дох. ИП - вдох.

Левой ногой то же движение.

9. «ВЕРЕВОЧКА»
Продолжительность выполнения - 28 сек.

ИП: см. упр. 2. Руки прямые вытянуть вперед парал­лельно полу (не сгибаем в локтях), правое плечо вперед, за­тем левое плечо вперед (синхронные помогающие движения в тазовом поясе). Попеременно одна рука становится длин­нее другой. Затем постепенно переводим руки вертикально вверх, движение продолжаем. Глазами следим за движени­ем кистей. ВДОХ - короткий, ВЫДОХ - длинный.

10. «УШИ»

Продолжительность выполнения - 26 сек.

ИП: см. упр. 2. Выполнить массаж ушных раковин:

снаружи - движением пальцев, перебирающих край уха, сверху вниз и снизу вверх;

внутри - указательными пальцами кругообразно расте­реть внутреннюю поверхность ушной раковины.

Вставить указательные пальцы в оба слуховых прохода, массировать их, вращая вперед, затем назад.

Массаж - «пальцы вилочкой» (ухо находится между раз­двинутыми указательным и средним пальцами). Растираем поверхность уха движением вверх - вниз. Затем растереть уши всей ладонью-«ракушкой», делая движения вверх -вниз, вперед - назад.

11. МАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
Продолжительность выполнения - 45 сек.

Правой и левой рукой поочередно делаем легкие массаж­ные движения, словно «моем» предплечья, запястья, кисти. Растереть зону позвоночника на тыльной стороне ладони от гороховидной кости к мизинцу. На тыльной поверхности кисти выполняем массаж межпальцевых промежутков. За­тем с силой захватываем в кулак каждый палец по очереди и вращательным движением «тянем» палец (как бы очища­ем его). Вновь «моем» кисти.

  1. ПОТЯГИВАНИЕ «ПРОСНУЛИСЬ»
    Повторить (см. упр. 1).

  2. «КОРАБЛИК»

Продолжительность выполнения - 2 мин. 30 сек.

ИП: см. упр. 2, руки произвольно.

А. Свободным движением вперед прямая нога «всплы­вает на поверхность озера» - ВДОХ.

Движением «по поверхности воды» вбок и назад перевес­ти прямую ногу в положение «ласточка», прогнуть спину, потянуться пяткой назад - ВЫДОХ. Опустить ногу в ИП. Движение выполнить 10 раз.

Б. Свободным движением поднять прямую ногу назад в положение «ласточка» - ВДОХ. Движением «по поверхно­сти воды» вбок и назад перевести прямую ногу вперед - ВЫ­ДОХ. Опустить ногу в ИП. Движение выполнить 10 раз.

Упражнение А и Б повторить с другой ногой.

14. «МИШКА НЮХАЕТ ЦВЕТОК»
Продолжительность выполнения - 13 сек.

ИП: стоя, ноги на ширине плеч, носки внутрь, колени полусогнуты, спина прямая, руки прямые вытянуты вперед (ладонями вниз).

Движением в лучезапястном суставе максимально под­нять (разогнуть) кисти пальцами вверх - ВДОХ энергичный, со звуком.

Опустить кисти в ИП строго горизонтально - ВЫДОХ резкий.

15. ПОТЯГИВАНИЕ В СТОРОНЫ
Продолжительность выполнения - 55 сек.

ИП: см. упр. 2, руки прямые, вытянуты в стороны, кисти повернуты ладонями вверх, большой палец прижат к ладони.

Вытягивающим, распрямляющим движением локтевых суставов кончиками пальцев стараться дотянуться до «вер­тикальных стен» с обеих сторон - ВДОХ.

Расслабить руки в локтевых суставах - ВЫДОХ.

16. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИ ПОД ВОДОЙ»
Продолжительность выполнения - 12 сек.

ИП: см. упр. 2, руки прямые вдоль туловища, кисти мак­симально разогнуты в лучезапястных суставах ладонями вниз - «ладони опираются на мячи, погружаемые в воду».

Только движением плеч, не сгибая локтевых суставов, с силой опустить плечи вниз - «погрузить мяч в воду» - ВЫ-ДОХ.

С движением мяча, «всплывающего на поверхность», вернуться в ИП - ВДОХ.

17. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИ НАД ГОЛОВОЙ»
Продолжительность выполнения - 14 сек.

ИП: см. упр. 2. Руки над головой образуют полукруг, ла­донями вверх.

Только движением плеч, не меняя положения рук, под­нять плечи вверх - «толкаем мяч» - ВЫДОХ.

Опустить плечи вниз - ВДОХ.

18. «ГИБКАЯ СПИНКА»
Продолжительность выполнения - 40 сек.

ИП: стоя, руки в свободном положении вдоль туловища.

Согнуть левую ногу в колене, прямую правую ногу отвес­ти назад. Туловище слегка наклонить вперед, руки вдоль туловища - ВЫДОХ.

Поднять руки вперед до линии, продолжающей линию правой ноги, отведенной назад - ВДОХ.

Правую ногу подтянуть вперед, руки опустить вдоль ту­ловища (как будто умываясь сверху вниз).

Обе ноги выпрямлены, правая нога немного отведена на­зад. Тяжесть тела перенести на правую ногу - часть ВЫДО­ХА.

Слегка прогнуть спину назад (только в межлопаточной области, голову не запрокидывать) - конец ВЫДОХА.

Далее упражнение выполнять, начиная с правой ноги.

Повторить для каждой ноги 3 раза.

19. ДЫХАНИЕ ЖИВОТОМ
Продолжительность выполнения - 1 мин. 40 сек.

ИП: см. упр. 2, руки свободны вдоль туловища.

Втянуть живот, через нос выпустить воздух - ВЫДОХ. Дыхание не задерживать.

Максимально надуть живот (как футбольный мяч) -ВДОХ носом, потянуться макушкой вверх. ЗАДЕРЖАТЬ ДЫХАНИЕ.

Начинать упражнение необходимо с 3-4 дыханий, каж­дую неделю добавляя 1-2 ВЫДОХА-ВДОХА.

Минимальное количество дыханий в одном упражнении для детей - 9.

20. МАССАЖ КОСТОЧКИ - массаж ECIWO
Продолжительность выполнения - 30 сек.
ИП: см.упр. 1.

Зона массажа ECIWO располагается на тыльной стороне кисти в области лучевой стороны 2-й пястной кости, являю­щейся продолжением указательного пальца.

Ладонью одной руки массировать зону ECIWO до ощуще­ния разливающегося тепла.

Продолжительность массажа каждой руки - 25 сек.

21. ПОТЯГИВАНИЕ «ПРОСЫПАЮСЬ»
См. упр. 1. Упражнение выполнить 3 раза.
Классическая музыка в обработке Лондонского симфо­нического оркестра уравновешивает душевное состояние де­тей, создает доброжелательную обстановку, приучает их к восприятию мировых шедевров классической музыки (Бах, Шуберт, Лист, Брамс, Гайдн, Оффенбах, Штраус, Элтон Джон).

Для детей до 3 лет предлагается гимнастика Воробьева (значительно более простая, но не столь эффективная, как адаптационная гимнастика), а также кишечная гимнастика.


Гимнастика Воробьева (модифицированная)

Подготовка, ИП: стоя, руки свободно вниз, ноги слегка расставить.

1. Скрестить руки на уровне пояса (левая кисть на пра­вом боку, правая - на левом, как будто держат края майки).

ВДОХ - медленно поднимая руки вверх (как будто снимаем майку через голову) и выпрямляя их над головой, макси­мально потянуться вверх. Затем - ВЫДОХ - медленно опус­каем прямые руки (ладонями вниз) в стороны и вниз, одно­временно опускаясь на пятки и возвращаясь в ИП. Повто­рить 3 раза.

  1. Энергично растереть кисти рук («моем ручки»).

  2. Очень громко хлопнуть в ладоши 5 раз.

  3. Бег на месте на носках, бесшумно, поднимая колени, пятками касаясь ягодиц. Туловище слегка наклонено вперед.

  4. ИП, руки вперед, сжать и разжать кисти (пальцы полностью выпрямлять) - 20 раз.

  5. ИП, встать на носки и опуститься навею стопу -14 раз.

  6. ИП, встать на пятки и опуститься на всю стопу (хло­пать носками по полу) - 14 раз.

  7. ИП, руки в стороны, на уровне плеч, свести лопатки - 10 раз.

  8. ИП, напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, одно­временно сжимая и разжимая кисти рук. Повторить 20 раз.

  1. Вдох - надуть живот, выдох - втянуть живот -10 раз.

  2. Наклоны головы вперед и назад - 10 раз.

  3. Повороты головы вправо и влево (не опуская подборо­док) до плеча.

  4. Массаж косточки. Ладонью одной руки массировать
    зону ECIWO (на тыльной стороне кисти в области лучевой стороны 2-й пястной кости, являющейся продолжением указательного пальца) до ощущения разливающегося теп­ла.

  5. Повторить упражнение 1.

Гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы

(ГКПС)

Упражнения ГКПС выполняются в постели сразу после дневного сна.

ИП: лежа на спине, руки вдоль туловища.

1. ПОТЯГИВАНИЯ

Упражнение имитирует потягивания кошки: потянуть­ся руками, ногами, одновременно рукой и ногой.

2. «ВЕЛОСИПЕД»
Продолжительность выполнения - 20 сек.

Ногами имитировать езду на велосипеде, стопами описы­вая круги. Для детей, особенно развитых физически, пред­ложить одновременно с ногами приподнять голову.

3. «КАЛАЧИК»

Продолжительность выполнения - 20 сек. Подтянуть голову и бедра к груди («калачик»), стараясь

оставаться в этом положении как можно дольше.

Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения

(Руденко А. С.)

Выполняется во время еды.

  1. Потянуться вверх (ладони «замком» над головой).

  2. Погладить животик.

  3. Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступни упираются плотно в пол (укореняются), не сгибаться в подложечной области - свободный проход для пищи.

  4. Пощелкать зубами 24 раза.

  5. Нюхаем пищу и вращаем языком во рту.

  6. Накопленную слюну проглотить медленно.

  7. Кушать медленно, чувствуя вкус, тщательно переже­вывать пишу.

Глазная гимнастика

Проводится два раза в день.

  1. Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их.
    Согревание глаз центром ладони - 30 сек.

  2. Под закрытыми веками рисуем глазами круги - влево, вверх, вправо, вниз; затем - круг в обратную сторону. Повто­рить 5 раз.

  1. Нежно погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.

  2. ИП: вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотрим на ноготь среднего пальца. Не поворачи­вая головы следим за этим ногтем - рука перемещается впра­во в сторону, затем - влево. Сменить руку, медленно все повторить по 5 раз каждой рукой.

  3. ИП: см. упр. 4. Медленно приближаем правую руку к
    носу, затем удаляем. Повторить 10 раз.


Остеопатическая гимнастика

После пробуждения опорожнить мочевой пузырь. При­готовить валик из полотенца (махровое полотенце 45x110 см скатать в трубочку).

1. Растягивание нижнегрудного отдела позвоночника

(до 20 сек).

А) Лечь на валик так, чтобы он проходил по нижним уг­лам лопаток, руки свободно откинуть назад рядом с голо­вой, «раскиснуть» на валике.

Б) Воспитатель говорит: «Все улыбаемся: подняли угол­ки губ - улыбнулись ротиком, глазками, а теперь улыбну­лись изнутри - внутри грудки, внутри животика, внутри всего тела».

2. «Умывание». Валик переложить под шею, все остальные упражнения выполнять на нем (подбородок в нейтральном положении - растяжение шейного отдела позвоночника). Растереть ладошки до тепла.

А) Умываем лицо - ладони кладем на лицо мизинцами вместе, большие пальцы прикасаются к нижнему краю мо­чек ушных раковин. Ладони «умывают» лицо вверх, паль­цы гладят волосы назад, большие пальцы в это время очер­чивают круг вверх и назад вокруг ушной раковины, смыка­ясь с пальцами, плавно переходят на шею и грудь.

Б) Умываем ручки - ребенок плотно проводит ладонью правой руки по левой руке так, чтобы центр ладони правой руки проходил по внутреннему краю левой руки от мизинца к подмышечной впадине и к талии. Воспитатель говорит: «Умываем браслетик - лучезапястный сустав, локтевую ям­ку - локтевой сустав, подмышку - плечевой сустав, и спуска­емся к талии». Повторить другой рукой.

В) Умываем ножки и животик. Воспитатель говорит: «Лежа поднимите левую ножку, ладошкой растираем по­дошву левой ноги, теперь нажимаем на все «корешки» (на каждом пальце, на два под пальцами, на наружном крае се­редины стопы и на пятке). Теперь двумя ладошками крепко умываем ножку по внутренней поверхности к животику - умыли голеностопный сустав, подколенную ямку (колен­ный сустав), умывая внутреннюю поверхность ноги, опуска­ем ногу на кровать и продолжаем умывать, разглаживать складочку ноги (тазобедренный сустав) и животик. Теперь умоем другую ножку и животик...»

3. Вытягивание в длину.

Руки сложить ладонями на животе, пальцы сцепить «замком». Вытянуться в длину: руки поднять за голову, ноги распрямить и потянуться носками на себя. Во время вытягивания воспитатель говорит: «Растягиваем колен­ные суставы, тазобедренные суставы, плечевые, локте­вые, лучезапястные суставы. Вернуться в исходное поло­жение и потянуться носочками, как балерина, - растяги­ваем голеностопные суставы». (Для развития ощущения суставов во время обучения разделить детей на пары и во время вытягивания, когда воспитатель называет опреде­ленный сустав, прижимать его у своего напарника, а за­тем поменять местами.) Упражнение выполняется три раза.

4. Синхронное перекрестное ползание (валик остается под подбородком).

Повернуться на живот и имитировать ползание по-пластунски: правая рука выдвигается вперед, при этом голова поворачивается в сторону вытянутой вперед руки. Лицо параллельно полу (голову не поднимать). Одновремен­но сгибается левая нога. Упражнение повторить 12 раз по команде воспитателя. Дыхание свободное.

5. Потягивание наискосок.

Вернуться в исходное положение (лежа на спине с вали­ком под шеей), руки вдоль туловища. Потянуться, как кош­ка (на выдохе - «мяу»), левой рукой вверх, голова при этом поворачивается на вытянутую руку (подбородок не зади­рать!), одновременно стопа тянется на себя - тянемся по диагонали. Затем потянуться в другую сторону. Повторить три раза.

6. Диафрагмальное дыхание лежа на спине, шея - на валике.

Согнуть ноги в коленях под прямым углом, упереться сто­пами в кровать («укоренить стопы»), приподнять копчик вверх (ягодицы при этом напрягаются, округляются как мя­чик). Поясница при этом погружается в кровать - плотно прижимается в постели (растягивание поясничного отдела позвоночника). Сначала максимально выдохнуть, с силой втянуть живот, а затем пассивно, не напрягаясь, вдохнуть нижней частью живота, при этом погружая поясницу в кро­вать. Следим, чтобы ноздри не втягивались, а раздувались, а живот слегка раздувался, а не с силой выпячивался; живот идет вверх, а поясница - вниз. Упражнение повторить 7 раз.

7. «Крокодил».

Из исходного положения подтянуть к груди согнутые в коленях ноги (колени и ступни сведены вместе). Дыхание свободное. Согнутые ноги опустить на кровать влево, одно­временно повернув голову вправо, и наоборот. Упражнение повторить 21 раз.

  1. Диафрагмальное дыхание. См. упр. 6.

  2. Вытягивание в длину. См. упр. 3, выполняется 1 раз.

10. Горизонтальное потягивание.

Встать на четвереньки. Спина и голова - на одной линии (голову не поднимать). Вытянуть вперед левую руку и од­новременно назад правую ногу (тянемся пяткой вперед). Вытягиваясь по горизонтали, необходимо удержать такое положение не менее 15 секунд, затем поменять конечно­сти. Дыхание свободное. Упражнение выполнить по одно­му разу.

11. Вытягивание сидя и стоя.

A) Ребенок садится на край кровати, застегивает брасле­ты с утяжелением на голеностопные суставы. Ступни плот­но «укореняет», делает сильным «растущий ствол» (спинку выпрямили как ствол березки - сделали свободным проход для воздуха и еды, березка растет вверх - потянулись макушкой к небу. Не переставая расти вверх, кладем мешочек на макушку и еще растем вместе с мешочком, чтобы « ствол» стал еще крепче). Руки на коленях.

Б) Встаем с «прямым стволом» макушкой вверх и подни­маемся вверх, распрямляя тазобедренные суставы, колен­ные суставы, а теперь еще растем, поднимаемся на носочки, распрямляем голеностопные суставы.

B) И пошли на носочках с мешочком на голове (как балерина - для девочек), тянемся макушкой к небу.

Затем ходьба на полной стопе (обычная, правильная).

12. Ходьба по массажным коврикам.

Опустились на полную стопу, пошли по массажной до­рожке (массажные коврики расположены на расстоянии шага ребенка друг от друга - ребенок идет и осознает подъем стопы: «Идем, приподнимая ножку»). Один круг.

Сняли мешочки и браслеты, положили их на кровати.


Комплекс для коррекции осанки

(вытягивание у стены)

  1. Встали у стены, прижав пятки, икроножные мышцы, ягодицы, межлопаточную область, затылок. Плечи опус­тить (при обучении нужно помочь ребенку прижать межлопаточную область к стене: для этого двумя руками мягко на­жать на нижнюю часть грудины ребенка по направлению вверх).

  2. Стопы «укоренить».

  3. Ребенок тянется макушкой вверх, совершая мелкие колебания, крепко «укореняясь» стопами - 20 сек.

  4. Стойка: для девочек - в позе балерины, для мальчиков - в позе всадника, 20 сек.

5. Ноги шире плеч, отступить пятками от стенок и сде­лать 3 приседания (неглубоких, до 90°) в коленях, вытянув поясницу и весь позвоночник по стене.

«Тренажерный путь»

Для лучшего перехода от сна к бодрствованию после про­ведения «кишечной» или остеопатической гимнастики вы­полнять «тренажерный путь». Дети выполняют упражне­ния на всем пути от кровати до умывальника:

а) ходьба по резиновым коврикам и ребристым доскам в течение 1 мин. - потоком по 3 раза;

б) использование спортивного комплекса в группе:

  • лазание по шведской стенке вертикально и горизон­тально,

  • веревочная лестница,

- спуск по канату - выполняется потоком в течение 5 мин.

После «тренажерного пути» можно провести общеразвивающую гимнастику, меняя на усмотрение педагога на­бор предложенных упражнений (опыт педагога-оздоровителя 3. Б. Хусаиновой):

  1. ходьба по кругу со сменой темпа, ставя ногу с носка;

  1. ходьба со сменой движения: на носках, на всей стопе, на внешнем своде стопы, на всей стопе, на внутреннем своде стопы, на всей стопе;

  2. ходьба с высоким подниманием колен, стараясь коле­нями коснуться груди («как цапля»);

  3. ходьба на четвереньках «как большие медведи», делая большие шаги на всей стопе и «как маленькие медведи», де­лая частые шаги на всей стопе;

  4. прыжки «как лягушки» на четвереньках, высоко об­хватив руками голеностопные суставы изнутри;

  1. ходьба «как гуси» в полуприседе, руки на коленях, шея вытянута вперед, пружинящий шаг;

  2. ходьба на четвереньках, прогнув спину, высоко под­няв ягодицы, ногами вперед, затем меняя положение, впе­ред руками;

  1. ходьба «буквой Т», поочередно меняя горизонтальное и вертикальное положение каждой из стоп;

  2. ползание по-пластунски;

  1. боковой галоп со сменой направления;

  2. бег со взмахами рук (как петрушки);

  3. поднимание на носки с последующим перекатом на пятки;

  4. сидеть с приподнятыми вперед прямыми ногами, об­разующими с туловищем угол, с опорой сзади на руки, голо­ва прямо;

  5. ИП: то же. Упражнение «ножницы»;

  6. ИП: стоя, пятки вместе, носки врозь, колени не сгибаются; наклон вперед, при котором руки имитируют мытье полов (вокруг оси);

  7. «достань конфету» - наклон вперед стоя на одной ноге в положении «ласточка», доставая рукой воображаемую конфету (тянемся, не сгибая колен);

  8. «медведь топает» - ИП: стоя на коленях и ладонях, туловище горизонтально; переступать руками, не сдвигая с места ноги (по кругу) до левой стопы, затем вправо до пра­вой стопы, вернуться в ИП (чтобы дети не задерживали ды­хание, можно во время выполнения упражнения «рычать, как медведь»);

  9. сидя на полу, скрестив ноги (по-турецки), наклониться вперед, вытягивая руки вперед или держа руки на поясе, стараясь достать плечом пол;

19) сидя на полу, скрестив ноги, попеременно делать массаж пальцев ступни и всей ступни;

20) лечь на спину, руки вверх, кисти соединить в замок; повернуться со спины на живот и обратно;

21) «рыбка» - лежа на животе, вытянув вперед руки, приподнять прямые руки и прямые ноги вверх, прогнуться в пояснице; задержаться, посмотреть через левое плечо - увидеть правую пятку, затем через правое плечо - левую пятку, опуститься в ИП;

22) кувырки на матах: сгруппироваться (колени и голову к груди), кувырок с места и с разбегу.


Упражнения для развития носового дыхания

  1. Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую, и наобо­рот.

  2. Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).

  3. Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.

  4. Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растяну­ты).

  5. Сомкнув губы, надуть щеки, после чего, прижав кула­ки к щекам, медленно выпустить воздух через сжатые губы.

6. Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «М-М-М».


Упражнения для развития мышц мягкого неба

  1. Полоскание глотки с произнесением звука «ГР-ГР-ГР» (голова запрокинута).

  2. Выдох через рот с произнесением звука «ХР-ХР-ХР» (ноздри прижаты).

  1. Медленный глубокий выдох через одну ноздрю (вто­рая прижата, рот закрыт).

  2. Произвольное поднимание и опускание мягкого неба перед зеркалом.

  1. Надувание резиновой игрушки.

  2. Произвольное покашливание при открытом рте.

  3. «А-А-А» на коротком выдохе.

  4. «И-о», «Э-о» на выдохе.

Методика проведения гимнастических комплексов,

коррегирующих ортопедические и психомоторные нарушения у детей

1. Утром перед завтраком проводится утренняя гимна­стика, которая завершается коррегирующим комплексом (адаптационная гимнастика, дети до трех лет выполняют гимнастику Воробьева, другие регулирующие комплексы).

2. В перерывах между учебными занятиями в течение 1 минуты выполняется глазная гимнастика (для улучшения работы головного мозга) и физкультминутка на мини- стадионе.

3. После тихого часа выполняется дневной гимнастиче­ский комплекс, состоящий из:

остеопатической гимнастики в постели;

тренажерного пути;

адаптационной гимнастики.








Точечный массаж

(Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М, Сфера, 2007. - 160с.)


Массаж лица

Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглажи­вать ладонями до околоушной области лица. Упражнения (дви­жения) производить:

а) от переносицы к ушам;

б) от желобка под носом к ушам;

в) от околоушной области лица к подбородку и обратно.
Поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз расходящи­мися движениями от середины лба и снова к середине.

Вибрационный массаж лица

Повторить все вышеуказанные движения, но только спосо­бом постукивания пальцами.

Массаж шеи

Необходимо:

а) медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;

б) в области горла гладить попеременно то правой, то ле­вой рукой;

в) от околоушной области лица, делать движения по боко­вой части шеи, близкой к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга).

ВНИМАНИЕ! Только после массажа можно переходить непосредственно к тренировке речевого аппарата. В процессе тренировки следует избегать резкой артикуляции. Тренинг рассчитан на выработку естественных, плавных движений. Массаж проводится в течение 1-2 мин.

Дыхательная гимнастика

Средняя группа

«Большой и маленький». Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и под­тянуть голову к коленям.

«Паровоз». Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость.

«Гуси летят». Медленно ходить, имитируя полет. На вдо­хе поднять руки, на выдохе - опустить (8-10 раз), со зву­ком г-у-у.

«Дровосек». Руки сложить топориком и поднять вверх, за­тем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5-8 раз), произнести б-а-х.

«Часы». Со звуком «тик» наклониться в левую сторону, со звуком так - в правую (4-5 раз).

Старшая группа

«Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по| плечам, произнеся у-х-х! (8-10 раз).

«Мельница». Вытянуть руки вверх и медленно вращать] ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6-7 раз).

«Сердитый ежик». Присесть ниже, обхватить голени, опу-| стить голову, произнести звук ф-р-р (3-5 раз).

«Лягушонок». Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.

«Заблудился в лесу». Сделать вдох, на выдохе прокричать!

«Великан и карлик». Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.

Подготовительная к школе группа

«Часы». Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10-12 раз).

«Ловим комара». Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4-5 раз).!

«Косарь». Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5-8 раз).

«Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам и, нажи-1 мая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15-20 с).

«Будильник». Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3-4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.

«Насос». Резко наклониться 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по 6-8 раз в каждую сторону).


ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЛЮБИМЫЙ НОСИК»

Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.

А сейчас без промедления Мы разучим упражнения, Их, друзья, не забывайте И почаще повторяйте.

  1. Погладить свой нос от крыльев к переносице - вдох, обратно - выдох (5 раз). Вдох - погладь свой нос От крыльев к переносице. Выдох - и обратно Пальцы наши просятся.

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая - закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз). Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою. Попеременно ноздри при этом закрывай. Сиди красиво, ровно, спинка - прямо. И насморк скоро убежит, ты так и знай!

3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м,одновременно постукивая указательными пальцами по кры­льям носа (3 раза).

Дай носу подышать,

На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.


ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

«Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опу­стить. Размахивая вперед и назад прямыми руками, произ­носить тик-так (6-7 раз).

«Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза).

«Петушок». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похло­пать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку - выдох (4 раза).

«Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные дви­жения руками и приговаривая чух-чух-чух (15-20 с).

«Веселый мячик». Встать прямо, ноги расставить. Под­нять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком у-х-х-х - выдохнуть, затем догнать мяч (4- 5 раз).

«Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука г-у-у-у (1 мин).

«Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку положить на жи­вот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь - вдохнуть, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот - выдохнуть. При вдохе громко произносить ф-ф-ф (4 раза).

Упражнения можно включить в комплекс утренней гим­настики, разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день).


ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(проводятся во всех группах)

Артикуляционная гимнастика

«Трактор». Энергично произносить д-т, д-т, меняя гром­кость и длительность (укрепляем мышцы языка).

«Стрельба». Стрелять из воображаемого пистолета: высу­нув язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы полости глотки).

«Фейерверк». В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться (упражнение стиму­лирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).

«Гудок парохода». Набрать воздух через нос, задержать на 1-2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.

«Упрямый ослик». Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричать й-а-й-а (укрепляем связки гортани).

«Плакса». Имитируем плач, произнося ы-ы-ы (звук [ы] сни­мает усталость головного мозга).


КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА

«Лошадка». Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то сни­жаем (20-30 с).

«Ворона». Произнести протяжно ка-а-а-ар (5-6 раз), пово­рачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (6- 7 раз).

«Змеиный язычок». Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).

«Зевота». Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позе­вать (5-6 раз).

«Веселые плакальщики». Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30-40 с).

«Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произ­нести ха-ха-ха, хи-хи-хи.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

· «Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

· «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

· «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

· «Покрутим козелком»

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.

· «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко кажется замёрзло

Отогреть его так можно.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!


Игры, которые лечат

Живопись с помощью пальцев

Такой вид живописи благотворно влияет на психику ре­бенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растека­ются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее со­стояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазыва­ние по ватману позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма.

Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фар­тук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.

Начните вместе с ребенком, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал.


Работа с глиной

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребен­ка к частям тела. Глина обладает свойствами, способствую­щими заживлению ран.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выраже­нию чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают к социальной активности необщительных детей.

При работе с глиной можно выполнить следующие задания:

  • закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он: холодный, теплый, влажный, сухой?;

  • сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной сторо­ной руки;

  • проткните глину;

  • пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;

  • оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.


Игры с песком

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком стабилизируется эмоцио­нальное состояние;

  • развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в го­ловном мозге ребенка, формирует произвольное внима­ние памяти;

  • с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

При игре с песком можно выполнять такие упражнения:

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

  • создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окру­жающего мира;

  • пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеи­ми руками;

  • можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;

  • поиграть пальчиками по поверхности песка, как на кла­виатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

Для игры с песком в помещении необходимы:

  • водонепроницаемый деревянный ящик;

  • чистый просеянный песок (лучше его прокалить);

  • вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;

  • баночки с водой для смывания песка.


© 2010-2022