Работа музыкального руководителя по формированию фонематического восприятия на материале неречевых звуков

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны "Детский сад комбинированного вида №44 "Золушка"





Выступление на семинаре у логопедов по теме: " Работа музыкального руководителя по формированию фонематического восприятия на материале неречевых звуков "







подготовила:

музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Филатова Татьяна Фёдоровна.





Набережные Челны 2015г.

Работа музыкального руководителя по формированию фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Развитие речи-одна из первостепенных задач развития личности, самым тесным образом связанная с познанием окружающего мира, а родной язык является средством овладения знаниями. У детей недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Залогом успешного развития психических процессов и творческих способностей является полноценное восприятие. Отечественные физиологи и психологи (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) рассматривают восприятие как деятельность, на основе которой происходит ориентировка человека в мире. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже первоначальные представления о сложном материальном и социальном мире, который его окружает (В.Н. Бехтерев, 1903).

Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах возникает как тональное звукоразличение: бытовые шумы - голос человека, звонок телефона, звук капающей воды, шуршание бумаги, голос матери. Таким образом, развитие фонематических процессов делится на несколько разделов. Одним из которых является восприятие и различение неречевых звуков.

Неречевой слух - восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться с развитием чувства ритма. Чтобы образ предметов, издаваемых звуков был полным, предметы нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки на слух, а не на зрение, - тема для свободной игровой импровизации.

Восприятие и различение неречевых звуков:

а) Развитие слухового внимания.

  • «Звуки природы». Прослушивание с детьми записи голосов животных и птиц, звучания шума дождя, града, капели, морского прибоя, реки и т.д. Соотнести звуки с картинками.

  • «Волшебные коробочки». Берутся непрозрачные коробочки, заполнить их различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, скрепками, нарезанной бумагой. Вначале внимательно прослушиваем звучание каждой коробочки и знакомимся с ее содержимым, затем дети должны найти звучащую коробочку.

  • «Где шумит?». Определение на слух направления звука, источник которого расположен справа, слева, сзади, спереди (используются пищащие игрушки, музыкальные инструменты).

  • «Жмурки с погремушкой». Вначале дети прослушивают, как звучит погремушка, затем ребенку завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку погремушки.

  • «Колокольчик». Дети передают за спиной друг друга колокольчик, ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.

  • «Музыкальные инструменты». Дети прослушивают звучание различных инструментов: барабана, дудочки, бубна, трубы, гитары и т.д. Затем ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал. Можно усложнить задание: с закрытыми глазами определить, в какой последовательности звучали инструменты.

  • «Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить действие согласно звучанию бубна: «солнышко» - бубен звенит - свободная ходьба; «дождик» - постукивание по бубну - присесть на корточки.

На развитие слухового внимания положительно влияют музыкальное сопровождение и движения под музыку. Такие упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на слуховые раздражители. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений и привлекать внимание детей к изменяющейся музыке.

  • «Балалайка и гармошка» (муз. И. Арсеева). Слушая музыку, дети определяют, когда играет балалайка, а когда гармошка, затем имитируют игру на этих инструментах.

  • «Грустно или весело закончилась музыка?». Дети учатся различать мажорное или минорное окончание музыки.

  • «Поспи и попляши». (муз. Т. Ломовой «Игра с куклой»). Дети стоят в кругу, в руках у одного - кукла. 1-я ч. - дети передают куклу плавным движением друг другу. 2-я ч. - ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, качает ее. По окончании музыки он занимает свое место в кругу. 3-я ч.- спящая кукла передается по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпается. 4-я ч. - «Плясовая». Тот у кого кукла, пляшет с ней внутри круга, остальные хлопают в ладоши.

б) Различение звуков, издаваемых тихо (громко).

  • «Зайчики». Сажаем двух зайцев - большого и маленького. Объясняем, что большой заяц играет громко, а маленький - тихо. Затем воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.

  • «Тихо или громко». Хлопаем в ладони то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо - ходить, громко - стоять на месте.

в) Развитие чувства ритма.

Ритм - это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем, по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо-ритм». Таким образом, формирование чувства ритма у детей является одной из наиболее важных задач. Эта работа должна проводиться регулярно и систематически в несколько этапов. На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность. Затем развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап - восприятие ритма в движении. Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

  • «Хлопай в такт». Звучит музыкальное произведение, дети хлопками или притопами акцентируют каждую сильную долю.

  • «Музыкальные топотушки». Продублировать ритмическую пульсацию музыкального произведения рисунком движений (хлопками, притопами…).

  • «Лошадки в цирке».Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), затем переходят на ритмичный бег (совпадая в движении с восьмыми длительностями).

  • «Сосчитай удары». В начале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем ребенок закрывает глаза. Отстукиваем на барабане 1 - 3 удара и просим сосчитать их.

  • «Ритмические рисунки». Объясняем, что с помощью знаков можно записывать ритмические рисунки. Предлагаем ребенку прослушать рисунки и записать их. Другой вариант - по записанному рисунку надо его воспроизвести.

Таким образом формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи - одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку.

Список литературы:

1.Антипина О. С. «Использование игровых технологий в работе с детьми ОНР». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №3 март 2015г. с. 22

2. Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. «Коррекция речевых и неречевых расстройст у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры - Волгоград: Учитель, 2009. - 141 с.



© 2010-2022