Статья Семья - для ребенка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

(С.В. Глебова)

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

В современных условиях введения ФГОС педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

К сожалению, стараясь выстроить работу с семьёй, педагоги думают больше о количестве запланированных мероприятий, забывая при этом о том, что главное в работе - это качество. Однако плохо подготовленное собрание или встреча с родителями могут негативно отразиться на имидже учреждения в целом. Поэтому даже самое небольшое родительское мероприятие необходимо тщательно и серьезно готовить.

Педагогу современного дошкольного учреждения необходимо задуматься над тем, как сформировать у родителей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса, с одной стороны, и одновременно преодолеть в себе, как профессионале, стереотип дистанциирования семьи от системы образования.

В современной дошкольной образовательной организации наиболее распространенными остаются:

  • Целенаправленность, систематичность, плановость.

  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи.

  • Возрастной характер работы с родителями.

  • Доброжелательность, открытость.

  • Вариативность содержания, форм и методов образования родителей.

  • Диалогичность.

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

  • Индивидуальный подход (не только в работе с детьми , но и с родителями).

  • Сотрудничество, а не наставничество.

  • Серьёзная подготовка мероприятий.

  • Динамичность (быстрое реагирование ДОО на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).

В условиях ФГОС педагоги используют следующие формы работы с родителями

Общие, групповые, индивидуальные:

  • Привлечение родителей к руководству ДОО через Совет ДОО, Родительский комитет, Педагогический совет.

  • Педагогические консультации

  • Презентация дошкольного учреждения

  • Консультативный пункт

  • Родительские клубы, кружки

  • Родительские собрания

  • Конференции, семинары - практикумы

  • Тренинги, упражнения

  • Мастер-класс для детей и взрослых

  • День открытых дверей

  • Совместные выставки, развлечения.

  • Соревнования, конкурсы

  • Совместные экскурсии

  • Информационные листы

  • Устный журнал

  • Педагогическая гостиная

  • Круглый стол

  • Концерты

  • Оформление групп к праздникам

  • Проекты

  • Совместные досуги, праздники

  • «Почтовый ящик»

  • Тематические выставки

  • Выпуск газеты, брошюры, буклеты

  • Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности и других видов деятельности детей.

  • Информационные стенды, папки-передвижки

  • Отчёты

  • Тематические встречи, вечера

  • .

Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Родителей необходимо ежедневно информировать о деятельности детей за прошедший день. Такая информация является эффективным механизмом вовлечения родителей в процесс образования детей. Ежедневный мини-отчёт оформляется для родителей как объявление «Чем мы сегодня занимались».

С целью повышения родительской компетентности в вопросах развития воспитания детей раннего и дошкольного возраста, для оказания помощи педагогам в организации взаимодействия с семьёй, в ДОО имеется программа работы с родителями дошкольников «Я - компетентный родитель» под ред. Л.В.Коломийченко. - М.: ТЦ Сфера, 2013.

Важное направление работы с семьей - защита прав и достоинства ребенка.

Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры их родителей. Поэтому, с родителями проводится разъяснительная, просветительская и коррекционная работа по соблюдению и защите прав ребенка.

В многоплановой работе по защите прав ребенка принимает участие весь коллектив.

Список литературы

1.Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И.Ф.Слепцова. М.: Обруч, 2015.-224с

2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Детский сад и семья. - М.: Мозаика- Синтез, 2007. - 144с.

3. «Я - компетентный родитель» под ред. Л.В.Коломийченко. - М.: ТЦ Сфера, 2013.


© 2010-2022