Урок Поможем Айболиту

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Поможем Айболиту

Урок по математике

в предшкольной группе «Поможем Айболиту»


Программное содержание:

Обучающие задачи:

• Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

• Упражнять в счёте в пределах 10.

• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

• Закрепить умение различать понятия: выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, старше - младше.

Билингвальный компонент: ұшақ -самолет , счет -бір еқі үш төрт бес алты жеті сегіз тоғыз он

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

.Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование цифр, букв).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Оборудование:

конверт с заданиями от Айболита, цифры, знаки, мяч, буквы.

Демонстрационный материал: схема для составления арифметических задач.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, карандаши, фигурки самолетов, листы бумаги А4 голубого цвета.


Ход занятия:

Мы гостей сегодня ждали
И немного все переживали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?

-А теперь повернитесь к гостям и поздоровайтесь.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
На занятии не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай.
Воспитателя уважай и соседу не мешай.

Воспитатель:- Ребята, сегодня утром почтальон принес письмо от самого доброго доктора, как Вы думаете, от кого?

Ответы детей: «от Айболита».

Воспитатель:- Правильно, молодцы. Вот что написано в письме: - «Дорогие дети, я спешу на помощь к больным бегемотикам в Африку, но забыл, где они живут, помогите вспомнить точный адрес бегемота. Вот Вам конверт, в котором есть карточки с заданиями, за каждое выполненное задание Вы получите букву и когда соберете все буквы, то сможете узнать и сообщить мне точный адрес телеграммой. Вас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. Айболит».

Воспитатель: - Ну что, ребята поможем Айболиту?

Задание 1.

Воспитатель: - А как мы с вами попадем в Африку? Перед вами листок бумаги, а на нем цифры. Возьмите карандаши, соедините цифры по порядку, и мы узнаем, как быстрей нам добраться до Африки».

Воспитатель:- «Что у вас получилось? »

Дети: - Самолет.

Воспитатель: - Правильно, мы нашли первую букву.

Задание 2.

Воспитатель:- Но чтобы поднялся наш самолет, нам надо правильно назвать нужные цифры от 0 до 10.

Счет детьми по очереди до 10.

Игровое упражнение «Назови число»

1.Назови предыдущее число числа 5(4)

2.Назови последующее число числа 7(8)

3.Какое число пропущено между числами 7 и 9(8)

4.назови число ,большее на 1 числа 7 (8)

5.Назови число, меньшее на 1 числа 5(4).

6.Состав чисел в домиках

Получение второй буквы.

Задание 3.

Воспитатель:- Ну что, полетели? А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:

1. У бабушки Даши внучка Маша

Кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)

3. 9 грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес? »( 10)

4. С одного берега на другой переплывают утята и цыплята. Кто первым доберется до берега?

5. Стоит в поле дуб на дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

Молодцы, ребята. Вот у нас еще одна буква.

Задание 4.

Воспитатель:- Откройте математические наборы и выложите перед собой цифры от 0 до 10.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами долго летим. Вы устали, давайте отдохнем.

Физминутка: «Самолет» (может проводиться ребенком) .

Руки в стороны - в полет (руки в стороны)

Отправляем самолет. (круговые движения руками)

Правое крыло вперед, (правую руку вперед)

Левое крыло вперед. (левую руку вперед)

Раз, два, три, четыре - (прыжки на месте)

Полетел наш самолет. (ходьба на месте)

)Воспитатель: - Давайте посмотрим, что находится в четвертой карточке. Здесь какие-то задачи .

Вам нужно будет решить задачки записать их цифрами и знаками:

1 задача: «Три поросенка гуляли на лужайке. Но настала осень и пришла пора строить свои домики. Наф-Наф стал строить свой домик, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось гулять на лужайке? Кто повторит всю задачу? Записываем задачу с помощью цифр и знаков (3-1=2) .

2 задача: под елочкой росло 4 гриба. Прошел дождь и выросло еще 2. Сколько всего грибов стало расти под елкой? Кто повторит условие задачи? Записываем задачу с помощью цифр и знаков (4+2=6).

Молодцы ребята! Вы правильно решили все задачи!

А сейчас устно будем решать задачи.

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять? (8)

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов? (3)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5 )

Получение еще одной буквы.

Задание 5.

Воспитатель: - Сравнение чисел от 1 до 8( 1…3, 5…5, 8….1, 1…8, 2…2, 7…4)

Но чтобы узнать пятую букву, нам нужно вспомнить названия дней недели, давайте поиграем.

Игра с мячом: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй». Дети сидят , а воспитатель начинает игру. Мяч передают со словами: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй». Называется любой день недели, после чего мяч передается соседу, тот называет следующий день недели.

Получение пятой буквы.

- Летим дальше. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.

Старт! Полетели!

Задание 6.

Воспитатель: -Посмотрим, что в шестой карточке? Нужно назвать и посчитать геометрические фигуры.(Рисунок с изображением геом.фигурами)

-Здесь еще разные вопросы, давайте попробуем на них ответить

Отвечай быстро.

-Сколько дней в неделе?(7)

-Назови 3-й день недели.(Среда)

-Сколько времен года вы знаете?(4)

-Назови пятый день недели.(Пятница)

-Назови первый месяц весны.(Март)

-Какой день недели до вторника? (Понедельник)

- Какое сейчас время года?

- Сегодня понедельник, а завтра?

- время года - это (утро, вечер, день, осень?)

- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?(короткий)

- Если стол выше стула, то стул? (ниже)

- Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Узкая)

- Сколько месяцев в году? (12)

- Назовите зимние месяцы.(Декабрь, Январь, Февраль)

- Сколько ушей у трех мышей? (6)

- Сколько концов у двух палок? (4)

- Если сестра старше брата, то брат? (младше)

Получение шестой буквы.

Задание 7. Игра: «Летчики».

Воспитатель:- Перед вами листы голубой бумаги и самолет. Поставьте самолет внизу листа посередине. Самолет быстро поднимается вверх. Где находится самолет? Теперь резко опускается вниз. Где находится самолет? Теперь он летит в верхний правый угол. Где находится самолет? Самолет летит в нижний левый угол. Где находится самолет? Самолет летает, летает, летает. Стоп. Прилетели! (У каждого ребенка спросить, где остановился его самолет.)

Воспитатель- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Вот и последняя буква. Мы выполнили все задания, давайте узнаем, куда должен приехать Айболит, чтобы помочь бегемотикам.

Составление детьми слова «Лимпопо» (можно на доске магнитными буквами или на столе) .

Отправка телеграммы доктору Айболиту.

Итог занятия.

Воспитатель:- Что сегодня мы делали на занятии, что вам понравилось больше всего делать? Ответы детей.

Подведение итогов.






Самоанализ занятия
Занятие разработано для детей подготовительной к школе группы.
Вид занятия - интегрированное : математика с элементами повторения. Форма занятия -помощь герою сказки Айболиту..
Обоснованность выбора темы: в дошкольном возрасте повышается уровень самостоятельности детей в играх, ребята регулируют свое поведение в соответствии с правилами, учатся действовать в коллективе сверстников. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, что повышает познавательную активность, живой интерес. Это способствует освоению детьми основных компонентов учебной деятельности, что является необходимым условием дальнейшего обучения в школе, его эффективности.
По степени сложности: части занятия подобраны с учетом возрастных особенностей детей, в режиме развития.
Считаю, в программных задачах раскрыта триединая дидактическая цель: обучение, развитие, воспитание
Выбрала именно этот тип занятия, потому что -помощь любимым героям сказок - это источник творчества не только детей, но и творчество самого педагога. Использование предлагаемых детям сказок, включенных в различные виды деятельности, является стимулом для саморазвития ребенка.
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
1.Билингвальный компонент:ұшақ -самолет, счет бір- один, еқе- два, үш- три, төрт- четыре, бес - пять, алты - шесть, жеті - семь, сегіз- восемь, тоғыз - девять, он - десять.

.Организационный, который включает в себя эмоционально-психологический настрой на деятельность с использованием художественного слова, из элементов письма- просьба , тактильно-развивающая игра «Что получилось» , создание ситуаций, позволяющих детям проявить свои индивидуальные качества.
Это помогло мне наладить контакт с детьми, чтобы на дальнейших этапах использовать дифференцированный подход.
2.Основной.
Здесь решалось сразу несколько задач, это:
создание условий для развития субъектной позиции ребенка:
- обращение к ранее накопленному опыту (знание математических понятий)
- организация познания через переживание, актуализация чувственного опыта

-Счет чисел от 0 до 10

-Состав чисел в домиках - стимулирование детей к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения

- создание ситуации самостоятельного поиска на поставленный вопрос («Найди геометрические фигуры» , «Сравни числа»)

-Закрепили знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года

-Через игру «Летчики» закрепили умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Заключительный. (рефлексивно-аналитический)
Создание условий для развития готовности ребенка к самоопределению (в т. ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности) :
- Побуждение детей к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности («Лимпопо» Таким образом, я считаю, что дети умеют слышать и принимать учебные задания, излагать свои мысли, выполнять задания по плану, умеют слушать ответы товарищей и помогать им.


Задание 4.

Воспитатель:- Откройте математические наборы и выложите перед собой цифры от 0 до 10.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами долго летим. Вы устали, давайте отдохнем.

Физминутка: «Самолет» (может проводиться ребенком) .

Руки в стороны - в полет (руки в стороны)

Отправляем самолет. (круговые движения руками)

Правое крыло вперед, (правую руку вперед)

Левое крыло вперед. (левую руку вперед)

Раз, два, три, четыре - (прыжки на месте)

Полетел наш самолет. (ходьба на месте)

)Воспитатель: - Давайте посмотрим, что находится в четвертой карточке. Здесь какие-то задачи .

Вам нужно будет решить задачки записать их цифрами и знаками:

1 задача: «Три поросенка гуляли на лужайке. Но настала осень и пришла пора строить свои домики. Наф-Наф стал строить свой домик, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось гулять на лужайке? Кто повторит всю задачу? Записываем задачу с помощью цифр и знаков (3-1=2) .

2 задача: под елочкой росло 4 гриба. Прошел дождь и выросло еще 2. Сколько всего грибов стало расти под елкой? Кто повторит условие задачи? Записываем задачу с помощью цифр и знаков (4+2=6).

Молодцы ребята! Вы правильно решили все задачи!

А сейчас устно будем решать задачи.

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять? (8)

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов? (3)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5 )

Получение еще одной буквы.













. На организационном этапе реализуется мотивационная задача - усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию "Открой замок" и упражнение "Найди свое место". Наряду с этим используется коррекционный прием для выявления самоконтроля "Найди ошибку". На данном этапе были задействованы зрительно-моторные функции и связи. Были выявлены индивидуальные навыки счета и ориентировок в числовом ряду.
II. В процессе сообщения темы и целей занятия поддерживается учебно-познавательный интерес через постановку целей в форме игровой сюжетной ситуации с появлением героев.
III. Через упражнение "Слухомоторный диктант" выявляется и обобщается уровень сформированности графомоторных навыков, пространственных ориентировок, навыков самоконтроля.
Коррекционную направленность носит упражнение "Дострой домик", т.к. состав чисел закрепляется на основе логического задания "Добавь до целого". В процессе работы задействованы мыслительные и моторные функции, осуществляется перенос обучения. По степени сложности задания были дифференцированы.
IV. На 20-й минуте занятия используется динамическая пауза для снижения умственного напряжения через речеслуховое двигательно-релаксационное упражнение "Строим дом".
V. Переход к следующему этапу осуществляется с помощью учебно-игровой проблемной ситуации "Раздели поровну". Дети решают дидактическую задачу в спонтанной игровой форме, не испытывая умственного напряжения. Задания имеют дифференцированный характер.

На этом этапе используется специальное коррекционное упражнение "Расшифруй слово" для актуализации и закрепления понятия "Задача". Через это упражнение не только развиваются функции распределения и переключения внимания, но и осуществляются межпредметные связи с разделом "Обучение грамоте".

Составление задач по иллюстрированной опоре на основе образца позволяет детям удовлетворительно выполнить задание и закрепить структуру задачи. Логическая задача подводит детей к итогу занятия и стимулированию деятельности.

Таким образом, на занятии были использованы специальные дидактические, коммуникативные, конструктивные, перцептивные и организаторские способы обучения

Анализ занятия
В занятие присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны
Положительные моменты.
1.Дети были на занятии организованны, отвечали правильно на вопросы, на занятии все дети были активно задействованы.
2.В ходе занятия была возможность для активной мыслительной деятельности детей.
3.Программное содержание достаточно легко реализуется во время его проведения .Время занятие не затянуто, поэтому дети неустали и усвоили материал. У детей эмоционально положительный отклик вызвала игра.
4.Конспект иметь продуманную последовательность в изложении материала, имеет нестрогую структуру, не требует утверждения с заведующей.
5.Поставленные цели, задачи соответствуют возрасту детей, в конспекте отражены все заявленные задачи .
6.Подбор дидактического материала соответствует теме занятия.
Отрицательные стороны:
В конспекте занятия отсутствовала физкультурная минутка, пришлось вносить некоторые изменения в структуру конспекта(сому физмитурку). Можно включить физминутку, которая больше нравится воспитателю. Физминутки, так или иначе связанны с учебными заданиями для детей позволяющие им переключать свое внимание не теряя при этом интереса к изучаемой теме.
При проведении этого занятия значительных отрицательных моментов не было.
Выполнила

Самоанализ занятия

Занятие разработано для детей подготовительной к школе группы.
Вид занятия - интегрированное : математика с элементами развивающего обучения - ТРИЗ, моделирование, здоровьесбережение.
Форма занятия -путешествие в сказку.
Обоснованность выбора темы: в старшем дошкольном возрасте повышается уровень самостоятельности детей в играх, ребята регулируют свое поведение в соответствии с правилами, учатся действовать в коллективе сверстников. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, что повышает познавательную активность, живой интерес. Это способствует освоению детьми основных компонентов учебной деятельности, что является необходимым условием дальнейшего обучения в школе, его эффективности.
По степени сложности: части занятия подобраны с учетом возрастных особенностей детей, в режиме развития.
Считаю, в программных задачах раскрыта триединая дидактическая цель: обучение, развитие, воспитание
Выбрала именно этот тип занятия, потому что путешествие - сказка - это источник творчества не только детей, но и профессиональное творчество самого педагога. Использование предлагаемых детям сказок, включенных в различные виды деятельности, является стимулом для саморазвития ребенка.
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
1.Организационный, который включает в себя эмоционально-психологический настрой на деятельность с использованием художественного слова, элементов ТРИЗа: «Салат из сказок» , тактильно-развивающая игра «Волшебный мешочек» , создание ситуаций, позволяющих детям проявить свои индивидуальные качества.
Это помогло мне наладить контакт с детьми, узнать их личностное развитие, чтобы на дальнейших этапах использовать дифференцированный подход.
2.Основной.
Здесь решалось сразу несколько задач, это:
создание условий для развития субъектной позиции ребенка:
- актуализация и обогащение субъектного опыта воспитанника
- обращение к ранее накопленному опыту (знание математических понятий)
- создание ситуаций нравственного выбора ( герои добрые -злые, поляна мрачная- красивая, дом Бабы-Яги старый, некрасивый-просторный удобный дом)

- организация познания через переживание, актуализация чувственного опыта (погружение в сказочную атмосферу, стремление вмешаться в ситуацию и повлиять на нее: спасти сказочных героев. )
- стимулирование детей к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения заданий ( составление изображения кота, работа с таблицей З. Михайловой, ситуация-игра «Лабиринт» )
- создание ситуации самостоятельного поиска на поставленный вопрос («Открой замок» , «Украсим полянку» составление карты)
- реализация индивидуального подхода: обеспечение дозированной помощи, создание ситуации позволяющих детям проявить свои способности, создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах ребенка)
- создание ситуаций взаи¬мопомощи между детьми, использование таких учебных заданий, где сильна взаимо¬зависимость результатов ин¬дивидуальной и групповой работы ( составление силуэта кота, лабиринт, выбор транспорта) , подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи
3. Заключительный. (рефлексивно-аналитический)
Создание ус¬ловий для раз¬вития готовно¬сти ребенка к самоопреде¬лению (в т. ч. личной ответ¬ственности за результаты учебной дея¬тельности) :
- Побуждение детей к само¬оценке, самоконтролю, само¬анализу деятельности («Украсим яблоню» )
- Помощь в осознании моти¬вов собственных действий, поведения, деятельности
- обогащение социального опыта ребенка, формирование положительной самооценки, чувства «Мы»
Таким образом, я считаю, что дети умеют слышать и принимать учебные задания, излагать свои мысли, выполнять задания по плану, умеют слушать ответы товарищей и помогать им.

Итог занятия:


Закрепили умение различать понятия: выше - ниже; шире - уже; длиннее - короче.

Закрепили знания геометрических фигур и научились составлять из них более сложные.

Закрепили прямой и обратный счёт от 1 - 10.

Закрепили знание времён года, месяцев года.

Закрепили знание о составе числа

Закрепили умение ориентироваться на листе бумаги.

Закрепили умение решать пример



Правое крыло вперед, (правую руку вперед)

Левое крыло вперед. (левую руку вперед)

Раз, два, три, четыре - (прыжки на месте)

Полетел наш самолет. (ходьба на месте)

)Воспитатель: - Давайте посмотрим, что находится в четвертой карточке. Здесь какие-то задачи .Прежде чем вы будете решать задачи, давайте вспомним:

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, ответ)

- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (два)

- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)

- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)

Воспитатель: - молодцы, ребята. Теперь, попробуем справиться с этим заданием.

Вам нужно будет решить задачки записать их цифрами и знаками:

1 задача: «Три поросенка гуляли на лужайке. Но настала осень и пришла пора строить свои домики. Наф-Наф стал строить свой домик, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось гулять на лужайке? Сколько частей в задаче (2) : условие и вопрос задачи. Кто повторит условие задачи? Кто повторит вопрос задачи? Кто повторит всю задачу? Записываем задачу с помощью цифр и знаков (3-1=2) .

2 задача: под елочкой росло 4 гриба. Прошел дождь и выросло еще 2. Сколько всего грибов стало расти под елкой? Из каких двух частей состоит задача? Кто повторит условие задачи? Записываем задачу с помощью цифр и знаков (4+2=6). Кто придумает задачу. Рассматриваем примеры детских задач.

Молодцы ребята! Вы правильно решили все задачи!

А сейчас устно будем решать задачи.

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,


© 2010-2022