- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Семинар на тему: Я, ты, он, она». Опыт работы по индивидуальному развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет
Семинар на тему: Я, ты, он, она». Опыт работы по индивидуальному развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вялова Л.С. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Уважаемые присутствующие, свое выступление мне хотелось бы начать с высказывания Галилео Галилея:
«Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе»
и предоставить вашему вниманию доклад на тему: «Я, ты, он, она»
опыт работы по индивидуальному развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет.
На сегодняшний день в образовании произошла смена ценностной ориентации труда педагога: от «знай свой предмет и излагай его ясно» к позиции «знай свой предмет и умей средствами своего предмета помочь воспитаннику в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности».
Проанализировав педагогическую литературу, я увидела, что занимаются этим актуальным вопросам многие. Сегодня активно идет поиск моделей и технологий, которые позволили бы обеспечить каждому ребенку собственную траекторию. Основная идея состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Поэтому философия моего труда заключается в развитии уникального живого человеческого разума ребенка, способного понимать, творить и преобразовывать мир. Одним из способов реализации задачи индивидуализации является формирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающегося.
Я попытаюсь представить вам технологию работы по формированию индивидуального образовательного маршрута по направлениям (на слайде).
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты, которые представлены на слайде (перечислить). Мне хотелось бы остановиться на организационно-педагогическом (условия и пути достижения педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
-
структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
-
сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
-
регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
На слайде:
1) целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
3) технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
5) организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
6) результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Сенсорное развитие:
- развитие органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание).
-закрепляются знания основных цветов и оттенков, форма и величина предметов, обогащаются представления о них.
В этом направлении проводятся упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрических фигур. Используются телесно-ориентировочные упражнения, глазодвигательные, релаксационные упражнения, самомассаж, элементы психогимнастики. Из предметной среды: «Сенсио» (развивающая настольная игра для развития тактильных ощущений), фишки «Сенсио» (животные, геометрические фигуры, цифры), игра «Такти Лото».
Развитие психических функций:
- развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств;
- совершенствовать характер содержание способов обследования предметов, способность обобщать;
- развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, включать стереотипность мышления
В этом направлении развития можно проводить такие игры, например: «Угадай, чей голос», «Улиточка», «Лягушка», «Где поет птичка», «Найди бубенчик», «Поймай барашка» и т.д. Из предметной среды используется пескотерапия, игра «Волшебный мешочек».
Развитие мелкой моторики:
- развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки;
- вырабатывать четкие, координированные движения речевого аппарата;
- формировать правильное речевое дыхание;
- работать над постановкой диафрагмального дыхания;
- работать над мягкой атакой голоса;
- вырабатывать у детей умение пользоваться громким и тихим голосом.
В направлении развития мелкой моторики используются следующие методы работы:
- обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам;
- работа со шнуровкой и мелкой мозаикой;
-составление фигур, узоров из элементов (использование набора Пертра);
-использование пальчиковой гимнастики;
- выкладывание изображения и буквы с помощью спичек, веревочки, природных материалов;
-лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
- разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков;
- сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа)
-автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
При развитии общих речевых навыков проводится артикуляционная и дыхательная гимнастики.
Для полноценного и всестороннего развития очень важно создавать благоприятные условия: рационально разместить мебель, оборудование, игры и игрушки, зоны предметно - развивающей среды, так как в настоящее время большое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей.
1) Зарядка (физкультура). Ежедневное занятие утренней гимнастикой, физкультурой играют огромную роль в организованности детей, формировании двигательных качеств, да и в просто психическом развитии.
2) Дидактические игры. Одно из средств воспитания, обучения детей дошкольного возраста. Как говорила Н. К. Крупская "Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них серьезное воспитание". Игра для дошкольников - способ познания окружающего.
3) Оборудование
-"Druck Memospil
- Чудо - мешочек
-Набор Пертра. В набор игровых средств входит 7 чемоданчиков. Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше систем (зрительная, слуховая, тактильная и т.д.). Благодаря разнообразию деталей, "Пертра" всегда соответствует настроению и потребностям ребёнка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов наборов "Пертра" вызывает у детей интерес и вызывает их познавательную активность.
- Игры на доске.
-Песочная терапия. В первую очередь, песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развитие творческих склонностей в ребёнке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Песочная терапия позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и позволяет провести коррекцию.
Таким образом, ребенок выбирает, ребенок планирует, ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося.