Создание экологической тропы в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Создание экологической тропы для решения задач, обеспечивающих базис экологической культуры»


В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей является- гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.- Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе?

В настоящее время обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней. Все это определяет актуальность данной проблемы.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Целью моей работы является формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением. Поставлены следующие задачи:

  • РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ, ОСОЗНАВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ,

  • УМЕТЬ ЖИТЬ В ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ,

  • УСВАИВАТЬ КОМПЛЕКС ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ,

  • ПРИПОДНОСИТЬ ЗНАНИЯ В ДОСТУПНОЙ УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ.

Не за один год своей практической работы я пришла к выводу, что такие формы повседневной работы, как: подвижные игры, дидактические игры, пословицы, поговорки о природе, народные приметы, художественное слово позволяют детям лучше усвоить комплекс экологических знаний.

А сейчас, хочу озвучить принципы обучения, которые легли в основу моей методической работы.

Организационная форма обучения включает в себя

  • Экскурсии

  • Занятия

  • Наблюдения за животными и растениями

  • Ознакомление с трудом взрослых в природе

  • Обучение детей ухаживать за растениями и животными

  • ИЗО деятельность на экологическую тематику

  • Развитие речи

В своей работе считаю необходимой такую деятельность, как совместная работа воспитателя и детей. Создание экологической тропы в ДОУ

Как любая наука изучение экологии строится на некоторых научных принципах:

  • Доступность

  • Гуманистичность

  • Деятельностность

  • Интеграция

  • Целостность

  • Системность

  • Регионализм

  • Преемственность

Уважаемые коллеги, так как наш детский сад «Сказка» расположен в самом живописном месте нашего района, я хочу более подробно остановиться на принципе регионализма. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу именно регионализма, а не глобализма. Изучение глобальных проблем - кислотных дождей, утончения озонового слоя и т.п., информация о которых иногда включается воспитателями в содержание занятий, представляется нецелесообразным. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве случаев воспитатель может только при помощи беседы. Все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией, в чем-то даже сказкой и воспринимаются с трудом.

Регионализм проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Проведенный нами опрос дошкольников показал следующее. На вопрос: «Каких животных ты видел?» - дети отвечают, называя животных, которых видели по телевизору или на иллюстрациях в книгах, некоторые - в зоопарке, реже - на даче, в лесу. Практически единицы называют птиц, бабочек, обитающих рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.

Расположение нашего детского сада позволяет нам иметь свою собственную экологическую тропу, которая является составляющей частью предметно-развивающей среды экологического воспитания.

Предлагаю вам окунуться в наш лесной оазис и получить удовольствие прогуляться по экологической тропе.

Разбежались по лужайке

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки-подростки-

Белоснежные березки.

Вот такие гуси-лебеди прилетели отдохнуть в наш безопасный, тихий уголок.


А здесь мы пришли в гости к семейству симпатичных ежей.


Травушка слегка примята,

След остался по утру-

Это зайка на осине,

Ночью обгрызал кору.


Задевая тучи

Головой седою

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

Смотрит в поднебесье

Всех в округе выше

Много знает песен,

Много сказок слышит.


Сладко пахнут сосновою смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.


Осенью бывают ясные деньки

Листики порхают, словно мотыльки.

Нити-паутинки серебром горят,

Льется на тропинку желтый листопад.


Наши инновационные методы помогли сформировать у детей такие виды отношения к природе, как :

  • Понимание своей роли в окружающем мире

  • Осознание последствий своих действий во взаимоотношении с природой

  • Представление законов природы

  • Знание экологических особенностей родного края

  • Знание множества игр, направленных на познание живой и неживой природы

  • Приобретение навыков бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыков ухода за ними

  • Укрепление дружеских взаимоотношений, дети учатся работать совместно, быть более доброжелательными.

Продолжая и дальше использовать наши принципы и формы обучения, мы воспитаем новое поколение с новым экологическим мышлением.

При разработке инновации, мы используем научные и методические источники:

- серия мини-энциклопедий «Знакомство с окружающим миром и развитие речи ».

Т. А. Шорыгина.

- серия развивающих наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям» (разделы о живой и неживой природе) В. Мороз, А. Бурмистрова.

- серия книг по экологическому воспитанию. Педагогика нового времени. Т. М. Бондаренко.

А закончить своё выступление я хочу такими словами:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

Спасибо за внимание!





7


© 2010-2022