Семинар на тему Развивающее обучение

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 «Теремок»
с приоритетным осуществлением художественно- эстетического развития







Семинар на тему:

«Развивающее обучение в дошкольном образовании (ФГОС)»






Разработала и провела

ЛаринаЛюдмила Ивановна -

Воспитатель высшей категории




г.Шарыпово, п.Дубинино

2015год


Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС к основной образовательной программе. (1 слайд)

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики.

На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок, понимания сущности развития личности и самого процесса обучения.

Сегодня на нашем семинаре мы попробуем разобраться в том, что же такое развивающее обучение? Кто из выдающихся педагогов - психологов являлся основоположником данной трактовки и что от нас требуют Федеральные государственные стандарты дошкольного образования в этом направлении. (2 слайд)

Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий, вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Н. X. Весселя, К.Н.Вентцеля, П.П.Блонского и др. Проблема «Обучение и развитие» стала центральной для Льва Семёновича Выготского и его последователей на многие годы. (3 слайд)

Развивающее обучение в отечественной образовательной системе - это развитие в процессе обучения. В 30-е годы прошедшего столетия Л.С. Выготский сформулировал один из принципов современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» и ввел очень важное для процесса обучения понятие социальной ситуации развития. Оно обозначает некоторую систему отношений ребенка и социальной среды. (4 слайд)

Основополагающая идея Л.С.Выготского состоит в том, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения, педагогики в целом. Обучение и развитие, по сути, есть две грани одного общего процесса, каковым выступает процесс социокультурного становления личности. Связь обучения и развития человека - одна из центральных проблем образования. (5,6 слайд)

В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. (7 слайд)

Ученые в своем экспериментальном исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. (8 слайд)

Было также обнаружено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития этих новообразований, не создает в работе с детьми необходимых зон их ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.). Необходимо было организовать (сначала в экспериментальном порядке) такое обучение младших школьников, которое могло бы создавать у них необходимые зоны ближайшего развития, превращающиеся со временем в требуемые новообразования (детское мировосприятие, этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольность поведения, личное дознание). Такая работа начата в 1950-х гг. и продолжается этим коллективом до сих пор.(9 слайд)

В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников, а теперь и дошкольников становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.

Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Несколько крупных отечественных ученых, среди них Леонид Владимирович Занков еще в 50-е гг. ХХ в. выявили и описали следующий факт: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Со всей остротой была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Уже в 60-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей.

(10 слайд)

С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. (11,12 слайд)

В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Если первое основывается на положениях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, то второе представляет собой критически осмысленный и творчески переработанный опыт всех современных Л.В. Занкову психологических и педагогических достижений. (13 слайд)

Мы сопоставляем развивающее обучение с традиционным типом обучения, который не способствует развитию у дошкольников таких качеств: теоретическое мышление и творчество личности. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что некоторые виды традиционного обучения и воспитания могут тормозить психическое развитие ребёнка.

Термин "развивающее обучение" остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий своей реализации. Лишь по мере наполнения конкретным содержанием этих показателей педагог-практик постепенно переходит к оперированию понятием развивающего обучения. (14 слайд)

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения воспитанника в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи и при всём этом ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.

Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Само развитие, есть сложное инволюционно - поступательное движение, в ходе которого происходят интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке.(15 слайд)

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». (16, 17, 18 слайд)

Одним из эффективных методов развивающего обучения является проектный метод.

© 2010-2022