Современные технологии физического воспитания детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Современные технологии физического воспитания детей дошкольного возраста»





Воспитатель:

Шаерман Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………….........

3

Задание 1………………………………………………………………...

4

1.1. Освещение работы по закаливанию детей в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………….

4

1.2. Рекомендации по проведению закаливающих процедур в семейных условиях…………………………………………………………….

7

Задание 2………………………………………………………………...

11

2.1. Картотека физкультминуток для детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………

11

Задание 3………………………………………………………………...

16

3.1. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………

16

Задание 4………………………………………………………………...

23

4.1. Конспект проведения утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..

23

Задание 5………………………………………………………………..

25

5.1. Конспект занятия по физическому воспитанию в старшей дошкольной группе…………………………………………………………...

25

Задание 6………………………………………………………………..

31

6.1. План проведения «Дня здоровья» в старшей группе……...

31

Задание 7………………………………………………………………..

33

7.1. Описание физкультурного инвентаря старшей группы МКДОУ начальная школа-детский сад №12 г.Тавда ……………………………

33

Список литературы………………………………………………………….....

36

Введение


Физическое воспитание является важнейшим аспектом всестороннего развития личности. Особенно актуальным физическое воспитание становится в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст характеризуется бурным развитием, в это время происходит активное формирование нервной, костной, мышечной систем, совершенствование дыхательного аппарата.

Также физическое воспитание оказывает огромное влияние на умственное развитие, на формирование многих положительных черт характера: инициативности, активности, выдержки и др. Оно способствует формированию у маленького человека таких положительных качеств, как трудолюбие, воля и коллективизм. Уроки физкультуры для детей в детских садах способствуют развитию конкретных мышц дошкольника, формированию правильного изгиба позвоночника, укреплению связок и суставов, положительно влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы, формируют свод стопы, а также благоприятно влияют на общее физическое развитие.

Таким образом, целью физического воспитания дошкольников является разностороннее развитие (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), физическое развитие, охрана и укрепление здоровья, закаливание, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, а также навыков гигиены.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, в повседневной жизни детей.

Методически грамотно организованное физическое воспитание детей дошкольного возраста, включающее систематическое укрепление и охрану здоровья, развитие умений и навыков движения, гигиены, а также применение элементов закаливания оказывает неоценимую помощь ребенку в его полноценном физическом развитии.

Задание 1. Изучив методическую литературу по теме «Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями», разработать материал в папку-передвижку для родителей


1.1. Освещение работы по закаливанию детей в старшем дошкольном возрасте

Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, а для морфологического совершенствования в этот период ведущие значение имеют рациональный двигательный режим и всесторонняя поддержка физического развития ребенка, как в семье, так и в образовательном учреждении.

В условиях ДОУ вопрос создания здоровьесберегающей среды решается и как работа по сохранению и укреплению здоровья детей в целом, и как система педагогической поддержки индивидуального физического развития каждого ребенка. В связи с этим наиболее значимым представляется аспект воспитательно-оздоровительной работы, предполагающей формирование центральных установок на здоровый образ жизни как индивидуальную потребность ребенка. В этом направлении в ДОУ разрабатывается и проводится работа по закаливанию детей в старшей группе.

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания - тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являющиеся частью физкультурных занятий. В процессе закаливания в организме ребёнка происходит весьма сложные изменения. Окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает. В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Закаливающие и оздоравливающие процедуры применяемые в детском саду:

- утренний приём детей на свежем воздухе;

- утренняя гимнастика на свежем воздухе (апрель - октябрь, в помещении (ноябрь - март);

- динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, упражнения на профилактику плоскостопия физкультминутки на ООД;

- прогулки, походы;

- дневной сон без маек;

- бодрящая гимнастика с элементами массажа, хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, недлительное хождение босиком по полу, воздушные ванны, хождение босиком по мокрой, затем столько же - по сухой дорожке) и в конце водные процедуры: ребенок мочит в воде ладошку и проводит ею по второй руке - от кончиков пальцев до локтя. Так с обеими руками. Потом снова мочит уже обе ладони, проводит по шее и скулам. После вновь смоченной ладошкой проводит по кругу в верхней части груди. Последний штрих - вновь смоченными в воде руками умывает лицо, еще раз ополаскивает руки водой, вытирается насухо, массажируя тело махровой рукавичкой;

- прогулка во вторую половину дня.

Также большую роль в процессе закаливания играет обеспечение чистого воздуха, которое достигается проветриванием.

Проветривание проводится:

а) перед приходом детей;

б) перед занятиями;

в) перед возвращением детей с прогулки;

г) во время дневного сна (в группе, после сна (в спальне) ;

д) после полдника;

е) после ухода детей домой.

Принципы закаливания:

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребёнок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоёмах - раньше, чем с ними не проведены обливания.

3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьёзных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребёнка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно: воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. После того как ребёнок привык к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время - с купанием.

5. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребёнка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

1.2. Рекомендации по проведению закаливающих процедур

в семейных условиях


Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания - от самых простых и щадящих до более кропотливых и интенсивных.

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку. Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным.

Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

Закаливание водой.

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом. После окончания - растереть полотенцем. Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание, поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи воды, возбуждающие ребенка.

3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания.

Закаливание воздухом.

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом применяются: сон без маек, воздушные ванны.

Закаливание солнцем.

Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

Все закаливающие процедуры проводятся ежедневно. Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные задачи:

- повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями;

- приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;

- воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и других факторов закаливания;

- воспитывать умение преодолевать трудности.

Весь комплекс закаляющих мероприятий должен гармонично переходить из сада в дом, и из дома в сад. Только систематичность закаливающих мероприятий может обеспечить определенный успех.

Задание 2. Составить картотеку физкультминуток, используя предложенную литературу, или из своего опыта работы


Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

2.1. Картотека физкультминуток для детей старшего

дошкольного возраста


1. Занятие «Знакомство с окружающим миром»

Вот мы деревце сажали

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).)

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)

2. Занятие по развитию речи

Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)

3. Занятие по правилам дорожного движения

В «Светофор» мы поиграем

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали мы опять. (Потягивания.)

В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)

Руки, ноги разминаем.

(Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)

Красный свет нам «Стой!» - кричит,

Ждать зеленого велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперед.

(Наклоны.)

Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)

Вот и желтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)

Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)

Вверх поднимем,

Вниз опустим,

Пролетим как самолет.

(Прыжки.)

Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед.

Левой, правой,

Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.)

Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)

Светофор - помощник славный

Уставать нам не дает.

4. Занятие «Развитие элементарных математических представлений»

Много ль надо нам, ребята

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

5. Занятие «Изобразительная деятельность и конструирование»

Потрудились - отдохнём

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

6. Музыкальное занятие

Под веселые напевы

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу. (Дети выполняют движения за педагогом по содержанию текста.)

7. Занятие по развитию гигиенических навыков

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаем действиями.)

8. Занятие по физической культуре

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

9. Занятие «Познавательное развитие»

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, («Умываемся».)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал,

(Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку-засыпают.)

Задание 3. Составить (или дополнить имеющуюся) картотеку (или сборник) подвижных игр для своей возрастной группы на каждый вид основных движений по 1-2 игры

3.1. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста


Прыжки

1. Добеги и прыгни

Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

На противоположных сторонах площадки проводят линии на расстоянии 10 м друг от друга - это дома. Играющие делятся на 2-3 группы и встают у одной линии. Дети, назначенные водящими, переходят на противоположную сторону и встают у черты, каждый напротив своей группы.

Игру начинают первые номера. По сигналу они бегут к противоположной линии, добегают до водящих, ударяют их по протянутой ладони и быстро возвращаются. Водящие стараются догнать убегающих и осалить. Если игрок осален, то он идет на сторону водящего и встает впереди него. Игроки, которым удалось уйти неосаленными, встают в конец своего ряда. Игра кончается, когда пробегут последние игроки групп. Побеждает группа, в которой меньше осаленных участников игры.

Указания к проведению

Если площадь игровой площадки позволяет, то расстояние между домами можно увеличить до 30 м. Количество игроков не ограничивается. Если в игре принимает участие более 25 человек, нужно разделить их на 4 группы.

2. Попрыгунчики

Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину круга - он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой.

Правила

1. Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто из круга выбегает, выходит из игры.

2. Пятнашка преследует играющих, также прыгая на двух ногах.

Указания к проведению

Величина круга зависит от числа играющих. Перед началом игры нужно договориться, как дети будут перепрыгивать через черту круга: на одной ноге (правой или левой), прямо или боком на двух ногах.

Вариант игры

Игра начинается так же, но осаленный из круга не выходит, а становится помощником пятнашки. Как только число пятнашек увеличится до 5, четверо уходят за круг, а тот, кого осалили последним, остается пятнашкой. Игра повторяется.

Ходьба

1. Один-двое

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

Участники встают парами друг за другом, лицом в центр круга. Игру начинают двое, один из них - водящий, он стоит на 3-4 шага сзади того, кто убегает от него. Убегающий хлопает три раза в ладоши, после третьего хлопка бежит от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встает впереди какой-нибудь пары. Прежде чем встать, на бегу кричит: «Много троих, хватит двоих». Тот, кто в этой игре стоит последним, убегает от водящего.

Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями.

Правила

1. Во время игры нельзя пробегать через круг.

2. Убегающему нельзя пробегать более двух кругов.

3. Как только он вбегает в круг, он должен сразу встать впереди какой-нибудь пары. Нарушивший это правило становится водящим.

Указания к проведению

Если водящему удалось осалить убегающего и они поменялись ролями, то убегающий может встать впереди одной из пар после кратковременного бега.

Иногда водящему долго не удается догнать убегающих от него игроков, так как они сильнее его и быстрее бегают. В этом случае нужно заменить его, но не упрекать, а положительно оценить его усилия.

2. Пойди бесшумно

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

Нескольким игрокам завязывают глаза. Они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует «ворота». Остальные играющие, разбившись на группы (по числу ворот), стараются по одному пройти сквозь ворота. Проходить надо бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь, задержать проходящего.

Побеждают те игроки, которые сумеют благополучно пройти через ворота.

Бег

1. Уголки

Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.

Вариант

Играющие встают в круг, каждый свое место отмечает камешком или очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Ему отвечают: «Иди, вот там постучи!» Пока водящий идет к следующему игроку, дети меняются местами. Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Указания к проведению

Игру хорошо проводить на большой площадке. Вначале уголки следует располагать близко один от другого, тогда и водящему легче занять уголок. Затем расстояние можно увеличить. Если на участке есть деревья, расположенные недалеко друг от друга, то играющие встают около деревьев. Водящий может говорить и такие слова:

Мышка, мышка, продай уголок!

За шильце, за мыльце, за белое полотенце,

За зеркальце.

2. Коршун и наседка

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

В игре участвуют несколько детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди - за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо коршуна. По сигналу взрослого «Коршун!» ребенок-коршун вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.

Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети. Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.

Правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.

3. Перелет птиц

Цель: упражнять в беге в разных направлениях, развивать медленный и быстрый бег.

Площадка - это «море», лестница - «забор». Дети - «птички» перелетают через море (бегают в разных направлениях, Наследуя движения птиц). На звук «у - у - у!», который означает, что буря начинается, птицы быстро спасаются от бури (залазят на гимнастическую стену, высотой 2 м). Когда буря утихает, птицы вылетают (спускаются с лестницы) и снова начинают бегать по площадке. Игра повторяется.

4. Не попадись

Цель: упражнять в беге в разных направлениях, развивать медленный и быстрый бег.

Если Вы будете хитрым типом, то Вам понравятся эти игры. Чтобы доказать свое превосходство, Вы должны быть предельно осторожным, чтобы не оказаться пойманным Вашим врагом. Это может быть школьный учитель или воспитатель. Пробирайтесь так, чтобы быть незамеченным!

Метание

1. Попади в обруч

Цель: развивать меткость.

Дети бросают небольшой мяч из - за спины через плечо правой или левой рукой, стараясь попасть в обруч (на расстоянии 2м).

Правила игры

Дети бросают небольшой мяч из - за спины через плечо правой или левой рукой, стараясь попасть в обруч (на расстоянии 2м).

2. Брось за палку

Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром.

Для этой игры берут две небольшие одинаковые палочки, каждый игрок помечает свою палочку и становится к линии старта. По сигналу нужно бросить свою палку как можно дальше и тут же побежать за палочкой противника. Побеждает тот, кто первый вернется с чужой палочкой.

Правила игры

На земле рисуют линию старта, две небольшие одинаковые палочки помечают для различия. По сигналу игроки кидают свои палки как можно дальше (направление броска можно установить заранее). После броска игроки бегут за палками противника, поднимают их и возвращаются к линии старта. Победителем становится тот, кто первый прибежит с палкой противника.

Лазанье

Кому флажок

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч,воспитывать ловкость, целеустремленность.

Дети получают флажки двух цветов: одни - синего, другие - красного.

Воспитатель становится на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой - красный флажок. Дети с флажками синего цвета свободно группируются возле воспитателя напротив синего флажка, дети с красными флажками - напротив красного. Затем воспитатель предлагает всем погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Воспитатель в это время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги» и протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к нему и собираются возле руки с флажком соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими.

Игра проводится 4-5 раз.

Правила игры:

1. Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять».

2. Бежать к воспитателю и становиться против флажка своего цвета можно только после слов: «Раз, два, три, скорей сюда беги! »

Указания к проведению игры:

Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него. Воспитатель включает в игру добавочный сигнал «Стой». По этому сигналу играющие останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель тем временем бесшумно переходит на другое место площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!» дети бегут к воспитателю и становятся против флажка своего цвета. Вместо флажков детям можно повязать на руку ленточку соответствующего цвета или дать в руку платочек того же цвета. С платочками дети могут поплясать, а затем по сигналу собраться возле воспитателя.

2. Эстафета с обручами

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч, воспитывать ловкость, целеустремленность.

На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.

Задание 4. Составить конспект проведения утренней гимнастики для конкретной возрастной группы


Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

4.1. Конспект проведения утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста


Дата проведения: 16 ноября 2015 г.

Время проведения: 8 ч.00 мин.

Длительность: 10 мин.

Место проведения: физкультурный зал.

Количество детей: 9 мальчиков, 11 девочек.

Одежда: трусы, майка.

Обувь: «чешки», носки.

Программное содержание:

Обучающие задачи: продолжать учить дошкольников четко и правильно выполнять упражнения.

Развивающие задачи: продолжать формировать у дошкольников ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные задачи: создать у детей бодрое и веселое настроение на целый день; вызвать интерес к физической культуре.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Дозировка - 1 мин, 15 сек., темп - средний, дыхание - произвольное

1. Ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием коленей (15 с).

2. Ускоренная ходьба (15 с).

3. Бег в среднем темпе в чередовании с бегом с захлестыванием ног (15 с).

4. Ускоренная ходьба (15 с).

5. Спокойная ходьба (15 с).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дозировка - 8 мин, темп - средний, дыхание - произвольное

Воспитанники делятся на две подгруппы, каждая занимаете на своем участке, затем подгруппы меняются.

На первом участке дети:

- преодолевают лианы;

- подлезают под дуги (6 шт правым боком);

- ходят ускоренным шаге между кеглями, поставленными на расстоянии метра друг от друга;

- по гимнастическому буму.

На втором участке:

- перелезают с пролета на пролет на гимнастической лестнице;

- прыгают с продвижением вперед;

- метают мешочки в вертикальную цель:

- ходят по гимнастической скамейке.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дозировка - 45 сек., темп - средний, дыхание - произвольное

1. Обычный бег в среднем темпе. (15 с).

2. Ходьба по кругу - руки на поясе, спина прямая (15с).

3. Ходьба и восстановление дыхания (15 с).

Задание 5. Составить конспект физкультурного занятия


5.1. Конспект занятия по физическому воспитанию в старшей дошкольной группе


Тема занятия: «Поход на волшебную поляну».

Время проведения: 9 ч. 00 мин.

Длительность: 25 мин.

Задачи:

Образовательные: Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.

Воспитательные: Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать другим.

Оздоровительные: Обеспечить нормальное функционирование всех органов и систем организма.

Оборудование: гимнастические скамейки (2); канат, дуга, карта, мешочки с песком.

Содержание

Время

Дозировка

Темп

Организационно-методические указания

1. Подготовительная часть - 3 минуты

Ходьба по кругу



Бег по кругу

1 мин.



1 мин.

2 раза по кругу



2 раза по кругу

Средний



Средний

Ребята, вы хотите отправиться в поход?

Раз, два, три, четыре, пять -
Мы идем в поход опять.
Так и тянет нас на волю
Приключения искать.

Только слабеньким, друзья,
В наш поход идти нельзя.
Вы сначала тренируйтесь,
Бегайте и соревнуйтесь.
Посмотрите все на нас,
Мы спортсмены - высший класс!

Хождение по камешкам - руки на поясе, спина прямая. Ходьба по пенечкам.

1 мин.


2 раза по кругу


Средний


Первый привал. Мы выполним несколько упражнений, чтобы проверить вашу силу и выносливость.

2. Основная часть - 20 минут

Изучение карты

1 мин.

Теперь вы готовы к трудному походу. Целью нашего похода является волшебная поляна. Направление маршрута вы увидите на карте.

Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.

2 мин.

5 раз

Средний

На пути у нас горная река. Чтобы попасть на волшебную поляну нужно проползти по мостику над горной рекой

Прыжки через шнур справа и слева, продвигаясь вперед.

2 мин.

8 раз

Средний

Злой колдун не желает чтобы мы попали на волшебную поляну, поэтому строит нам различные препятствия. На нашем пути болото, чтобы пройти через болото, мы должны с вами ступать только по извилистой тропе.

Подлезание под дугу боком.

2 мин.

4 раза.

Средний

Мы с успехом прошли болото, но на пути у нас новое препятствие - упавшие деревья.

Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом.

2 мин.

10 раз.

Средний

Никак злой колдун не желает, чтобы мы с вами ребята попали на волшебную поляну. Сейчас на пути у нас горы, давайте осторожно пройдем по тропинке возле гор.

Дыхательная гимнастика

Исходное положение - стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 секунд.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

2 мин

4 раза.

Медленный

Молодцы, все препятствия вы преодолели и мы с вами вышли на поляну. Вы чувствуете какой здесь воздух?

Игра: «Совушка»: Выбирается по считалке «Сова» или две. По команде «день» - красивые «Бабочки» летают, по команде «ночь» - «Бабочки» присели на «цветочки». Выходит «Сова» и смотрит, кто пошевелился, того уводит к себе.

2 мин.

2 раза.

Умеренный

Давайте посмотрим по сторонам, может увидим что-то интересное. Смотрите, да здесь записка.

«Помогите бабочкам, злой колдун заколдовал их, и они разучились летать».

«Цветок распустился». Я - бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я расту (медленно поднимаются, улыбаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце исчезло, темно, настала ночь, мои лепестки закрываются (исходное положение), и вновь всходит солнце…. и т.д.

2 мин.

2 раза.

Медленный

Ну вот ребята, вы расколдовали бабочек, но сейчас бабочки просят помочь цветочкам, злой колдун заколдовал их и цветы разучились распускаться.

«Грибок». Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются - «грибок растет». Выпрямились (напряжение). Вот какой красивый гриб! Затем гриб старится, медленно оседает, дети расслабленно опускаются на корточки, опускают руки, склоняют головы.

3 мин.

3 раза.

Медленный

Ребята, вы молодцы, но цветочки просят помочь грибочкам, злой колдун заколдовал грибы и они перестали расти.

«Тюльпан». Какие красивые цветы! (дети стоят с поднятыми руками, кисти рук показывают «тюльпан».

«Бабочки». Бабочка летает медленно по залу, взмахивает руками-крыльями (напряжение).

1 мин.


1 мин.

1 раз.


1 раз.

Умеренный


Медленный

Молодцы, ребята, вы не испугались колдуна и расколдовали эту сказочную поляну и сейчас на ней распускаются красивые цветы, летают бабочки, растут большие грибы.

3. Заключительная часть - 2 минуты

Дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя и говорят: «Раз, два, повернись, снова дома очутись»

1 мин.

1 раз

Медленный

А сейчас нам пора домой. Давайте скажем волшебные слова.

Проговаривая речевку дети, маршируя, выходят из зала. Речевка «Молодцы у нас ребята - сильные, умелые,
Дружные, веселые, быстрые и смелые».

1 мин.

1 раз

Средний

Вы сегодня победили злого волшебника, преодолели все препятствия, расколдовали волшебную поляну и показали какие вы смелые и ловкие.

Задание 6. Самостоятельно разработать план проведения

дня здоровья

6.1. План проведения «Дня здоровья» в старшей группе

Мероприятие

Время

Место проведения

Продолжительность

Утренний приём детей на улице со сказочными героями (Доктор Витаминовна и её помощники витаминки)

7.00 - 8.00

Участок

1 час

Утренняя зарядка «На зарядку становись!».

8.00

Участок

10 мин.

Общий сбор групп. Торжественное открытие «Дня Здоровья» со сказочными героями. Знакомство с планом дня

8.10 - 8.20

Физкультурная площадка

10 мин.

Подготовка к завтраку и мытье рук с поговорками на тему гигиены

8.20 - 8.30

Групповая комната

10 мин.

Завтрак

Беседа с Доктором Витаминовной о пользе овощей и фруктов

8.30 - 8.55

Столовая

25 мин.

Рисование на тему «Наше здоровье»

8.55 - 10.20

Групповая комната

25 мин.

Отгадывание загадок про здоровье, знакомимся и вспоминаем пословицы и поговорки про здоровье

10.20 - 10.40

Групповая комната

20 мин.

Выполнение заданий по планам-схемам на свежем воздухе (подвижные игры, эстафетная дорожка, задания на снарядах, труд в природе, спортивные игры).

10.40 - 12.25

Физкультурная площадка

1 ч. 45 мин

Беседа «Чистота-залог здоровья»

12.25 - 12.40

Физиокабинет

15 мин.

Обед

12.40 - 13.10

Столовая

30 мин.

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10 - 15.00

Спальное помещение группы

1ч. 50 мин.

Подъем. Оздоровительная гимнастика после сна

15.00 - 15.25

Групповая комната

25 мин.

Полдник

Доктор Витаминовна рассказывает о пользе молочных продуктов

15.25 - 15.40

Столовая

15 мин.

Посещение выставки детских рисунков на тему «Что такое здоровье?»

15.40 - 16.00

Актовый зал

20 мин.

Показ кукольного театра «Зайчик простудился»

16.00 - 16.20

Актовый зал

20 мин.

Игра «Что надо делать, чтобы быть здоровым?»

16.20 - 16.40

Участок

20 мин.

Общий сбор групп, поздравления и награждения

16.40 - 17.00

Физкультурная площадка

20 мин.

Задание 7. Описать имеющиеся в групповой комнате

физкультурный инвентарь и оборудование


7.1. Описание физкультурного инвентаря старшей группы МКДОУ начальная школа - детский сад №12 г. Тавда


Детям старшего дошкольного возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации. В этом возрасте для дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.

В старшей группе МКДОУ Детский сад №12 «Растишка», г. Тавда имеется физкультурный уголок.

Физкультурный уголок организован для того, чтобы дети заранее (до занятия) знакомились с пособиями и правилами пользования ими, разучивали упражнения и движения для занятия. Это повышает эффективность физкультурных занятий.

Физкультурный уголок расположен в групповой комнате, в уголке имеется свободная стена для отбивания мяча от стены, метания, набрасывания колец. Для хранения физкультурных пособий в групповой комнате используется секционная мебель с выдвижными ящиками, корзины и открытые ящики. Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) хранится в корзинах, чтобы дети могли им свободно пользоваться. Мячи разных размеров, набивные мячи, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), хранятся в открытом виде в ящиках, которые расположены вдоль стены.

В группе имеется деревянная стенка (высота 150 см - для формирования правильной осанки), которая расположена возле входной двери группы. Оборудование для спортивных игр хранится в секционном шкафу.

Материалы, из которых изготовлено оборудование физкультурного уголка группы, не имеет неприятных запахов, отвечает гигиеническим требованиям, является экологически чистым и прочным, что подтверждается имеющимися сертификатами на каждый вид оборудования.

Перечень физкультурного оборудования, имеющегося в группе:

Оборудование для ходьбы и бега и равновесия:

- Балансир-волчок - 1 шт.

- Доска с ребристой поверхностью - 1 шт.

- Модуль змейка - 1 шт.

- Дорожки прямые и извилистые 2 шт.

- Коврик массажный - 4 шт.

- Дорожка со следками - 1шт.

Оборудование для прыжков:

- Обруч малый - 5 шт.

- Палка гимнастическая короткая - 6 шт.

- Скакалка короткая 2 шт.

- Косичка короткая - 5 шт.

Оборудование для катания, бросания, метания и ловли:

- Кегли набор - 1 шт.

- Набивные мешочки 200 г 5 шт.

- Мяч малый - 5 шт.

- Кольцеброс набор - 1 шт.

- Мяч резиновый стандартный - 2 шт.

- Навесные мишени - 1 шт.

- Летающие тарелки - 2 шт.

Для лазания ползания:

Дуга для подлезания (выс. 50см) 1 шт.

- Веревочная лестница - 1 шт.

- Канат - 1шт.

Для обще развивающих упражнений:

- Флажок - 20 шт.

- Султанчики - 10 шт.

- Гантели детские - 10 шт.

- Ручные эспандеры - 10 шт.

- Обруч малый - 5 шт.

- Мяч массажный малый - 10 шт.

Также в группе имеются картотеки игр и упражнений физического воспитания старшего дошкольного возраста:

- Комплекс упражнений с массажными мячиками.

- Картотеки игр: подвижных игр для детей, малоподвижных, на развитие дыхания.

- Картотека «Упражнения после дневного сна».

- Картотека полезных стихов и сказок (гигиенические процедуры)

- Картотека загадок о спорте и спортсменах, о спортивном оборудовании.

- Картотека пальчиковых игр.

Разнообразие оборудования в данной группе позволяет проводить разные виды занятий по физической культуре: утреннюю гимнастику, корригирующую гимнастику после дневного сна, занятия по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники.

Таким образом, физкультурный уголок в старшей группе МКДОУ Детский сад №12 «Растишка», г. Тавда полностью соответствует педагогическим и гигиеническим требованиям, физкультурный инвентарь подобран в соответствии с потребностями старшего дошкольного возраста.

Список литературы


1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

2. Матвеев Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) // Теория и практика физической культуры. 1999. №1. С. 1-11.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011. 336 с.

4. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

5. Прохорова Г.Л. Утренняя гимнастика в детском саду для детей 2-7 лет. М.: Айрис пресс, 2004. 146 с.

6. Физическое воспитание и развитие дошкольников. Под редакцией С. О. Филипповой. Учебное пособие. М.: Академия, 2007. 220 с.

7. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 180 с.

8. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для уч-ся пед. училищ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: 1984. 208 с.

9. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. М.: Академия. 1999. 160 с.

10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских садов // Детские сады. 2014. URL: deti-club.ru/sanpin_doshkolnix_uchrezdeni (дата обращения: 10.12.2015).

11. Физическое воспитание в детском саду // Apruo.ru. 2011. URL: apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/22-fizicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 11.12.2015).


© 2010-2022