Педагогический проект на тему ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по образованию администрации Рыльского района Курской области

МБДОУ ЦРР - детский сад № 5 «Солнышко»





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ















Автор проекта: воспитатель МБДОУ ЦРР -

детский сад № 5 «Солнышко»

Жанна Викторовна Алюшина



Рыльск 2014


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный

ТИП ПРОЕКТА: творческо-исследовательский, по форме - практико-ориентированный

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: воспитатели и специалисты ДОУ, дети, родители, социальные партнеры.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс овладения детьми дошкольного возраста временными представлениями.

ГИПОТЕЗА: предполагается, что в процессе проектной деятельности, носящей характер сотрудничества, возможно сформировать у детей временные представления и ориентировки, необходимые для последующего обучения в школе и социальной адаптации.

АКТУАЛЬНОСТЬ темы очевидна, так как необходимым условием становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Готовность к школе - одно из приоритетных направлений развития старшего дошкольника, предполагающее, согласно трактовке педагогов-психологов, «его личностное становление, сформированность познавательной мотивации, когнитивных процессов, наличие знаний, эмоций, представлений о мире, других людях, о себе»

ПРОБЛЕМА:



Что такое время? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления. Однако, как временная последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом.

У дошкольников складываются трудности в формировании временных представлений о днях недели, месяцах года, понимании относительности пространственных характеристик (вчера, сегодня, завтра, давно, раньше, позднее), в том числе в определении времени по часам, ориентировке по календарю.

Для поиска решения данной проблемы мною было принято решение включить в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми совместную работу над проектом «Человек и время», в котором примут участие дети и педагоги ДОУ, а также будут вовлечены родители и другие члены семьи.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:



Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).

Создание мини-музея как дидактической единицы при реализации технологии музейной педагогики.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА



Для детей

Для педагогов

Для родителей и социальных партнеров

  • Развивать познавательные способности, воображение, логическое мышление, фантазию и творческую активность.


  • Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.


  • Расширять кругозор и представления о временных характеристиках.


  • Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

  • Формировать интерес к коллекционированию и исследовательской деятельности, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.


  • Воспитывать уверенность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность и беречь время.

  • Формировать содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду.


  • Обогащать учебно-воспитательный процесс инновационными формами и методами в рамках реализации проектной деятельности с использованием информационно-коммуникативных, игровых, здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий.


  • Накапливать и обобщать опыт в сфере музейной педагогики с целью организации различных видов музеев в ДОУ.

  • Использовать и популяризировать новые технологии музейного образования в форме отдельных проектов с привлечением различных социальных партнеров.


  • Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.


  • Стимулировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсе поделок, при сборе экспонатов музея.


  • Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.



ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:






Для детей



Для педагогов


Для родителей и социальных партнеров



  • Создание различных видов коллекций часов - настенными, наручными, будильники, электронные и т.д.


  • Подготовка и проведение экскурсий.


  • Участие в сборе экспонатов музея.


  • Составление рассказов о часах и календарях.


  • Участие в открытии музея часов и календарей.


  • Произведения детского творчества (коллажи, рисунки, поделки, аппликации часов и календарей).


  • Пополнение информационной базы ДОУ методическими разработками, конспектами занятий, сценариями мероприятий, фото- и видеоматериалами.


  • Публикация информационных материалов по теме проекта на сайте учреждения и в сети Интернет.

  • Накопление и обобщение опыта по музейной педагогике


  • Участие в открытии музея часов и календарей.


  • Участие в формировании и оформлении экспозиции


  • Написание отзывов о понравившемся экспонате музея.






ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


Для детей


Для педагогов

Для родителей и социальных партнеров

  • Формирование у детей представлений о многогранности и разнообразии мира.


  • Овладение детьми социально-коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми.


  • Усвоение знаний о временных представлениях.


  • Повышение познавательной активности.


  • Развитие у детей наглядно-действенного мышления, содействия восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.


  • Приобщение дошкольников к природным, материальным и духовным богатствам общества через игровую, поисково-познавательную и исследовательскую деятельность для успешной подготовки детей к школе.

  • Повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий.


  • Накопление опыта работы по музейной педагогике, способствующее установлению эмоциональной близости коллектива сотрудников, детей и родителей.


  • Систематизирование и повышение качества работы с детьми по формированию связной речи дошкольников.


  • Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

  • Поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.


  • Приобретение родительских знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.

  • Появление у интереса к новому сотрудничеству с ДОУ.


  • Укрепление внутрисемейных связей.

НОВИЗНА ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ОПЫТА РАБОТЫ

Новизна заключается в разработке образовательных проектов, что в конечном итоге способствует погружению в изучаемую проблему, приобретению личного внутреннего опыта, применимого в будущем.

В настоящее время исследованиям в музейной педагогике уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия или занятия. В то же время область активных игровых методов и приемов в практике дошкольного образовательного учреждения недостаточно изучена.

Новизна и заключается в осуществлении проектной деятельности с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий.

Этапы работы над проектом

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Приняв решение создать мини-музей часов, я совместно с детьми определила тему мини-музея, разработала модель и схему будущего музея, выбрала место, определила содержание экспозиции, рассмотрела варианты участия в создании музея родителей и социальных партнеров, определила перспективы развития.

На этом этапе была проделана предварительная работа по теме: рассматривание тематических картинок «Части суток», «Что бывает раньше - что потом», «Времена года», наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, загадок о частях суток, физминуток, пальчиковых, артикуляционных и музыкальных игр соответствующей тематики. С большим удовольствием дети разучили ритмическую считалку «Как запомнить дни недели?».





ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

В ходе реализации проекта мною были подготовлены и проведены следующие мероприятия - занятия «В мире часов», «По часовой стрелке и против часовой стрелки», «Путешествие в прошлое часов», эвристическая беседа в мини-музее «Какие бывают часы?», мастер-класс «Дело мастера боится», калейдоскоп математических игр «Ориентировка во времени», творческая мастерская «Создаем музей», экспериментальная лаборатория «Определи время по солнцу», маршрутная экскурсия к Успенскому собору.

В работу с большим энтузиазмом включились дети и родители, принося различные книги, журналы, календари, мультфильмы по теме проекта. Именно благодаря родителям была создана значительная часть экспозиции музея часов.

В своей деятельности я широко использовала дидактические игры «Распорядок дня», «Эволюция вещей», «Река времени», словесные упражнения «Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот», «Что лишнее?», сюжетно-ролевые игры «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени», игры-инсценировки «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь», подвижные игры.

Хочется отметить, что особое место в работе над моим проектом занимала самостоятельная деятельность дошкольников в мини-музее. Мною было приложено максимум усилий, чтобы организовать и игровую, и познавательно-исследовательскую, и коммуникативную, и продуктивную детские деятельности, потому что в рамках ФГОС решение образовательных задач предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей.

Изначально, начиная работу над проектом, я даже не предполагала какое эмоциональное удовольствие получат дети, родители и педагоги.

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Обобщающий этап работы по выбранной теме завершила презентация экспозиции мини-музея часов, ставшая одновременно большим праздником для детей и родителей, и стажировочной площадкой по обмену опытом для специалистов ДОУ и моих коллег.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ


Педагогический проект на тему ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯАнализ результатов проделанной работы:

Вначале проекта по результатам диагностики общий уровень знаний детей:

Высокий уровень - 73%

Средний уровень - 19%

Низкий уровень - 8%

По окончании проекта:

Высокий уровень- 92%

Средний уровень - 6%

Низкий уровень - 2%

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА




Для детей



Для педагогов


Для родителей и социальных партнеров



  • Появление устойчивого интереса к коллекционированию и исследовательской деятельности.


  • Систематизация представления о временных характеристиках


  • Формирование четкого умения планировать свою деятельность и беречь время.


  • Приобретение навыков

определения времени по часам.


  • Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.


  • Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.


  • Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.


  • Публикация продуктов проекта на сайте ДОУ и в сети Интернет.


  • Создание мини-музеев и различных видов коллекций во всех возрастных группах ДОУ.


  • Повышение музейной культуры родителей.


  • Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.


  • Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.


  • Создание комплексной системы работы по данному направлению.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в моей педагогической деятельности. Созданный в нашей группе мини-музей - неотъемлемая часть воспитания творческой личности и я уверена, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».



Литература:



  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. пспр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.



  1. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. - М., 2001. - С. 30-34.


  1. Нургалиева, М. Проекты Детского музея - забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. - 2010. - № 9. - С. 32-35.



  1. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 116 с.



© 2010-2022