- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Педагогический проект на тему ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ
Педагогический проект на тему ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алюшина Ж.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление по образованию администрации Рыльского района Курской области
МБДОУ ЦРР - детский сад № 5 «Солнышко»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ
Автор проекта: воспитатель МБДОУ ЦРР -
детский сад № 5 «Солнышко»
Жанна Викторовна Алюшина
Рыльск 2014
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный
ТИП ПРОЕКТА: творческо-исследовательский, по форме - практико-ориентированный
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: воспитатели и специалисты ДОУ, дети, родители, социальные партнеры.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс овладения детьми дошкольного возраста временными представлениями.
ГИПОТЕЗА: предполагается, что в процессе проектной деятельности, носящей характер сотрудничества, возможно сформировать у детей временные представления и ориентировки, необходимые для последующего обучения в школе и социальной адаптации.
АКТУАЛЬНОСТЬ темы очевидна, так как необходимым условием становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Готовность к школе - одно из приоритетных направлений развития старшего дошкольника, предполагающее, согласно трактовке педагогов-психологов, «его личностное становление, сформированность познавательной мотивации, когнитивных процессов, наличие знаний, эмоций, представлений о мире, других людях, о себе»
ПРОБЛЕМА:
Что такое время? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления. Однако, как временная последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом.
У дошкольников складываются трудности в формировании временных представлений о днях недели, месяцах года, понимании относительности пространственных характеристик (вчера, сегодня, завтра, давно, раньше, позднее), в том числе в определении времени по часам, ориентировке по календарю.
Для поиска решения данной проблемы мною было принято решение включить в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми совместную работу над проектом «Человек и время», в котором примут участие дети и педагоги ДОУ, а также будут вовлечены родители и другие члены семьи.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).
Создание мини-музея как дидактической единицы при реализации технологии музейной педагогики.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Для детей
Для педагогов
Для родителей и социальных партнеров
-
Развивать познавательные способности, воображение, логическое мышление, фантазию и творческую активность.
-
Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
-
Расширять кругозор и представления о временных характеристиках.
-
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
-
Формировать интерес к коллекционированию и исследовательской деятельности, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
-
Воспитывать уверенность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность и беречь время.
-
Формировать содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду.
-
Обогащать учебно-воспитательный процесс инновационными формами и методами в рамках реализации проектной деятельности с использованием информационно-коммуникативных, игровых, здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий.
-
Накапливать и обобщать опыт в сфере музейной педагогики с целью организации различных видов музеев в ДОУ.
-
Использовать и популяризировать новые технологии музейного образования в форме отдельных проектов с привлечением различных социальных партнеров.
-
Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
-
Стимулировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсе поделок, при сборе экспонатов музея.
-
Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
Для детей
Для педагогов
Для родителей и социальных партнеров
-
Создание различных видов коллекций часов - настенными, наручными, будильники, электронные и т.д.
-
Подготовка и проведение экскурсий.
-
Участие в сборе экспонатов музея.
-
Составление рассказов о часах и календарях.
-
Участие в открытии музея часов и календарей.
-
Произведения детского творчества (коллажи, рисунки, поделки, аппликации часов и календарей).
-
Пополнение информационной базы ДОУ методическими разработками, конспектами занятий, сценариями мероприятий, фото- и видеоматериалами.
-
Публикация информационных материалов по теме проекта на сайте учреждения и в сети Интернет.
-
Накопление и обобщение опыта по музейной педагогике
-
Участие в открытии музея часов и календарей.
-
Участие в формировании и оформлении экспозиции
-
Написание отзывов о понравившемся экспонате музея.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для детей
Для педагогов
Для родителей и социальных партнеров
-
Формирование у детей представлений о многогранности и разнообразии мира.
-
Овладение детьми социально-коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми.
-
Усвоение знаний о временных представлениях.
-
Повышение познавательной активности.
-
Развитие у детей наглядно-действенного мышления, содействия восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.
-
Приобщение дошкольников к природным, материальным и духовным богатствам общества через игровую, поисково-познавательную и исследовательскую деятельность для успешной подготовки детей к школе.
-
Повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий.
-
Накопление опыта работы по музейной педагогике, способствующее установлению эмоциональной близости коллектива сотрудников, детей и родителей.
-
Систематизирование и повышение качества работы с детьми по формированию связной речи дошкольников.
-
Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
-
Поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.
-
Приобретение родительских знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.
-
Появление у интереса к новому сотрудничеству с ДОУ.
-
Укрепление внутрисемейных связей.
НОВИЗНА ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ОПЫТА РАБОТЫ
Новизна заключается в разработке образовательных проектов, что в конечном итоге способствует погружению в изучаемую проблему, приобретению личного внутреннего опыта, применимого в будущем.
В настоящее время исследованиям в музейной педагогике уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия или занятия. В то же время область активных игровых методов и приемов в практике дошкольного образовательного учреждения недостаточно изучена.
Новизна и заключается в осуществлении проектной деятельности с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий.
Этапы работы над проектом
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Приняв решение создать мини-музей часов, я совместно с детьми определила тему мини-музея, разработала модель и схему будущего музея, выбрала место, определила содержание экспозиции, рассмотрела варианты участия в создании музея родителей и социальных партнеров, определила перспективы развития.
На этом этапе была проделана предварительная работа по теме: рассматривание тематических картинок «Части суток», «Что бывает раньше - что потом», «Времена года», наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, загадок о частях суток, физминуток, пальчиковых, артикуляционных и музыкальных игр соответствующей тематики. С большим удовольствием дети разучили ритмическую считалку «Как запомнить дни недели?».
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В ходе реализации проекта мною были подготовлены и проведены следующие мероприятия - занятия «В мире часов», «По часовой стрелке и против часовой стрелки», «Путешествие в прошлое часов», эвристическая беседа в мини-музее «Какие бывают часы?», мастер-класс «Дело мастера боится», калейдоскоп математических игр «Ориентировка во времени», творческая мастерская «Создаем музей», экспериментальная лаборатория «Определи время по солнцу», маршрутная экскурсия к Успенскому собору.
В работу с большим энтузиазмом включились дети и родители, принося различные книги, журналы, календари, мультфильмы по теме проекта. Именно благодаря родителям была создана значительная часть экспозиции музея часов.
В своей деятельности я широко использовала дидактические игры «Распорядок дня», «Эволюция вещей», «Река времени», словесные упражнения «Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот», «Что лишнее?», сюжетно-ролевые игры «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени», игры-инсценировки «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь», подвижные игры.
Хочется отметить, что особое место в работе над моим проектом занимала самостоятельная деятельность дошкольников в мини-музее. Мною было приложено максимум усилий, чтобы организовать и игровую, и познавательно-исследовательскую, и коммуникативную, и продуктивную детские деятельности, потому что в рамках ФГОС решение образовательных задач предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей.
Изначально, начиная работу над проектом, я даже не предполагала какое эмоциональное удовольствие получат дети, родители и педагоги.
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
Обобщающий этап работы по выбранной теме завершила презентация экспозиции мини-музея часов, ставшая одновременно большим праздником для детей и родителей, и стажировочной площадкой по обмену опытом для специалистов ДОУ и моих коллег.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Анализ результатов проделанной работы:
Вначале проекта по результатам диагностики общий уровень знаний детей:
Высокий уровень - 73%
Средний уровень - 19%
Низкий уровень - 8%
По окончании проекта:
Высокий уровень- 92%
Средний уровень - 6%
Низкий уровень - 2%
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Для детей
Для педагогов
Для родителей и социальных партнеров
-
Появление устойчивого интереса к коллекционированию и исследовательской деятельности.
-
Систематизация представления о временных характеристиках
-
Формирование четкого умения планировать свою деятельность и беречь время.
-
Приобретение навыков
определения времени по часам.
-
Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.
-
Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.
-
Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.
-
Публикация продуктов проекта на сайте ДОУ и в сети Интернет.
-
Создание мини-музеев и различных видов коллекций во всех возрастных группах ДОУ.
-
Повышение музейной культуры родителей.
-
Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.
-
Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.
-
Создание комплексной системы работы по данному направлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в моей педагогической деятельности. Созданный в нашей группе мини-музей - неотъемлемая часть воспитания творческой личности и я уверена, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Литература:
-
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. пспр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
-
Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. - М., 2001. - С. 30-34.
-
Нургалиева, М. Проекты Детского музея - забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. - 2010. - № 9. - С. 32-35.
-
Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 116 с.