Организация и содержание работы логопункта

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» г. Ядрина ЧР













Выступление на родительском собрании

ТЕМА:

«Организация и содержание работы логопункта.»

















Провела учитель-логопед

1 кв. категории МБДОУ

«Детский сад «Росинка»

Чурбанова Е. В.

Дата : 17.11.2015







Г. Ядрин 2015


«Организация и содержание работы логопункта.»

Особенности детей с нарушением речи.

- Сегодня мы с вами поговорим об особенностях развития ребенка с речевым нарушением и о том, как вы, родители, можете ему помочь в исправлении этого нарушения.

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит , затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех лет - таков его индивидуальный темп развития.

В чем же особенность детей с нарушением речи?!

Дети с речевыми нарушениями - это особая категория детей. У них сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются отклонения от речевой нормы, которые полностью или частично препятствуют речевому общению и ограничивают возможности социальной адаптации ребенка.

Обычно выделяются группы со следующими нарушениями:

- фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения в сочетании с легкими формами дизартрии);

- общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития);

- недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией, брадилалией).

- Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. У таких детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

- меньший объём запоминания и воспроизведения материала,

- неустойчивость внимания,

- быстрая отвлекаемость,

- истощаемость психических процессов,

- снижение уровня обобщения и осмысления действительности;

- у них затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:

- повышенная возбудимость,

- раздражительность или общая заторможенность,

- замкнутость,

- обидчивость,

- плаксивость,

- многократная смена настроения.

На логопункте проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга);

- сенсорное развитие;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

- формирование навыка звукового анализа,

- предупреждение нарушений письма и чтения.

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от интенсивной работы учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.

Эффективность всей коррекционной работы только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.

-Что же делать?- спросите вы.

1. Самое главное и необходимое - это учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

2. Регулярно выполнять артикуляционную гимнастику.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений.

Предлагаем родителям выполнить комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата.

Сказка «Приключение Язычка»

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его)

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы вперед «хоботком»)

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами по кругу)

Улыбнулись нам подружки -

Большеротые лягушки. (Широко улыбаться, растягивая губы)

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею. (Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться

высунутым языком к носу)

Зебры - резвые лошадки -

Бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать

языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку)

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко. (Держать рот широко открытым, улыбаться.

Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком

положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку)

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть и не закрывать. Проводить

широким языком по нёбу вперед-назад)

Посмотри: хамелеон.

Хвост закручивает он. (Рот широко открыть. Поднять язык за верхние

зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами)

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой. (Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы.

Выгнуть спинку языка.)

Спину выгнула дугой.

Язычок, скорей домой! (Спрятать язык. Закрыть рот)

Не забывайте, что играя пальчиками, мы развиваем речь ребенка.

Предлагаем поиграть

В игры для развития мелкой моторики рук:

Игра «Чудесная фигура»

Для игры понадобятся вырезанные из бумаги различные геометрические фигуры. Предлагается назвать как можно больше предметов, похожих по форме на выбранную фигуру.

Игра «Шагаем в пробках»

Не стоит далеко убирать пробки от пластиковых бутылок, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Предлагаем изготовить своими руками простую

игру «Собери картинку», в которую вы сможете дома поиграть с ребенком. Возьмите любую картинку или фотографию(можно вырезать из старых книг журналов, главное - изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и дома предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

Сегодня вы познакомились лишь с малой частью того, чем можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

© 2010-2022