Проект по художественному творчеству Радость творчества

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 «Теремок»

с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития

Проект

«Мир красок вокруг нас»

Проект по художественному творчеству Радость творчества

Принят на педсовете

Протокол №_______

От

«_____»________2013г.

2013-2014 уч.г.

п. Дубинино

Модель работы группы № «Колокольчик»

по проекту «МИР КРАСОК ВОКРУГ НАС»


« МИР КРАСОК ВОКРУГ НАС»


Проект по художественному творчеству Радость творчестваПроект по художественному творчеству Радость творчестваПроект по художественному творчеству Радость творчества


ДЕТИ

1.Познакомить дошкольников с народным творчеством.

2.Совместная творческая деятельность детей и воспитателей.

РОДИТЕЛИ

1.Консультации.

2.Совместная творческая деятельность родителей и детей в создании аппликаций и рисунков.

3. Помощь в создании наглядных пособий к проекту.



ВОСПИТАТЕЛИ

1.Консультации и методическая помощь




Введение


Пояснительная записка

Народное искусство как проявление творчества народа, по мнению Т.С. Комаровой, близко по своей природе творчеству ребенка: простота, завершенность формы, обобщенность образа - все это соответствует возрастным особенностям восприятия и мышления дошкольника. Включение ребенка дошкольного возраста в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития его творческих способностей.

Мы считаем, что ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями народного творчества формирует у детей моральные и эстетические ценности, художественный вкус, способствует развитию творческого потенциала. Так как народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие как традиционность образов, сюжетов, приемов, коллективный характер творчества, близость к окружающей действительности. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста

Определяя содержание и принципы знакомства детей среднего дошкольного возраста с народным декоративным искусством, мы учитывали то, что на занятиях по рисованию (в соответствии с базовой программой) малыши рисуют полосы, мазки, круги, кольца, точки, учатся ритмично заполнять лист одинаковыми элементами или, чередуя их, в аппликации составляют узор на полосе, квадрате, круге. Все эти элементы встречаются в узорах народных мастеров. Мы пришли к выводу: если у детей возникает повышенный интерес к русской народной игрушке, к тому же они приобретают на занятиях по рисованию и аппликации элементарные навыки и умения выполнения элементов, лежащих в основе народного искусства, то средний дошкольный возраст может стать хорошей ступенькой знакомства детей с народным творчеством, фундаментом развития, у детей художественных способностей.



ЦЕЛЬ:

Развитие творческого потенциала детей 4-5 лет

средствами народного и декоративного - прикладного

искусства с учетом их индивидуальных

возможностей.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Тема проекта "Мир красок вокруг нас" является актуальной, так как

духовный, творческий патриотизм необходимо прививать у детей с раннего детства. Подобно любому другому чувству, патриотизм и творчество обретается самостоятельно и напрямую связан с духовностью человека. Знакомство детей с народной декоративной росписью способно увлечь ребят национальным изобразительным искусством, приобщить к народной культуре и способствовать развитию детского творчества и личной культуры.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ:

Проект доступен и может быть использован воспитателями и

преподавателями изодеятельности ДОУ.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:

- Детский сад №8 «ТЕРЕМОК», обеспечивающий художественно -

эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, средняя

группа №2 «Колокольчик»

- Семьи воспитанников.

ЗАДАЧИ:

1.Расширить представления детей о многообразии видов народного

декоративно-прикладного искусства (филимоновской и дымковской

игрушек и русской матрешки).

2.Формировать умение создавать декоративные композиции

по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

3.Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию,

любознательность, наблюдательность и воображение у детей используя

образцы дымковских и филимоновских изделий, русскую матрешку.

4.Научить детей замечать сочетания цвета в народной игрушке,

расположение элементов узора (дымковской, филимоновской игрушки и русской матрешки)

5.Учить выделять выразительные средства дымковской и филимоновской

игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям

6.Совершенствовать технические умения и навыки в рисовании и

аппликации.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

1. Воспитатели средней группы №2 «Колокольчик» Белоглазова И.С. Иванова М.К.

2. Дети средней группы №2 «Колокольчик»

3. Родители, детей группы №2 «Колокольчик»

Руководитель проекта: зам. зав. по ВМР Фиряго Н.С.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

Проект рассчитан на 9 месяцев 2013-2014 учебного года. Объем в

часах согласно учебного плана ДОУ и требованиям СанПИНа, в

зависимости от восприятия данной темы воспитанниками.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Реализация проекта рассчитана на занятия с детьми по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и аппликации и в свободной деятельности; индивидуальную работу и совместную деятельность родителей, педагогов и детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- Дети научаться видеть красоту и неповторимость русских народных игрушек, узнавать и называть знакомые игрушки.

- Дети научаться различать два-три вида русской народной игрушки.

- Дети научаться подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

- Дети научаться рассматривать и выделять наиболее характерные игрушки, определенного вида народного искусства, элементы узора (полосы, кольца, круги, точки и т. д)

- Появиться заинтересованность родителей в воспитании эстетического

вкуса и творческого потенциала своих детей.




Этапы реализации проекта

этапа

Сроки

Участники

1этап




2этап



3этап

Подготовительный этап

1.Определение целей и задач проекта:

- участников проекта;

- выбор методов диагностики

формализованных (тесты, опросники,

2.Подготовка этапов реализации проекта:

- сроки этапов

-определение содержания

каждого этапа

3. Диагностика художественно-эстетического развития детей.

4.Знакомство участников проекта с предстоящей деятельностью

Этап реализации

1.Осуществление планирования, подбор и адаптирования занятий по художественной деятельности и аппликации.

2.Осуществление запланированной деятельности с детьми на занятиях и в свободной деятельности.

3.Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Заключительный (аналитический)

1. Сбор информации:

- о качестве реализации проекта педагогами

- об уровне усвоения детьми, предлагаемых

материалов проекта

- выявление причин, пробелов и отставаний,

тормозящих в реализации задач проекта

2.Диагностика художественно-эстетического развития детей среднего возраста.

Сентябрь

Октябрь

2013.


Ноябрь

2013 -

Апрель

2014


Май 2014.

Рук-ль

проекта

Участники

проекта

(педагоги)

Рук-ль

проекта

Участники

проекта

Рук-ль

проекта


Участники

проекта

Участники

проекта

Участники

проекта

Участники

проекта

Участники

проекта


Факторы, влияющие на успех проекта.

Для того, чтобы проект принес ожидаемые результаты необходимо соблюдать следующее:

- принцип интеграции, определяемый глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности: изобразительная, музыкальная, театрализованная, игровая, художественная речевая деятельность.

- создание атмосферы сотрудничества и творчества воспитателей и детей.

- использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми на занятиях по рисованию, аппликации, ознакомлению с окружающим миром, (дидактические игры, настольный театр и фланелеграф, игровые приемы, наглядность и т. д)

- тесное сотрудничество воспитателей и родителей.

- организацию консультаций для педагогов и родителей по теме проекта.

- подбор занятий и игровых упражнений, музыки, художественного слова по заданной теме проекта (стихи, загадки, потешки, пословицы и т.д):

- изготовление наглядного материала для ознакомления с народным творчеством (филимоновской, дымковской игрушками и русской матрешкой):

1) Альбом для рассматривания «Филимоновские игрушки»;

2) Альбом для рассматривания «Дымковская игрушка»;

3) Альбом для рассматривания «Русская матрешка»;

4) Изготовление из теста дымковских игрушек, филимоновских игрушек.



ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

месяц

Познавательная

деятельность

рисование

аппликация

октябрь

2013года

октябрь

2013 года

ноябрь

декабрь

2013 г






ноябрь

2013 года


январь

февраль

2014 года.







март

апрель

2014 г.





май

2014г.

Диагностика детей на начало проекта.

Посещение детьми школы искусств поселка Дубинино (экскурсия, проведение мастер класса)

1.Филимоновская игрушка (Познакомить с филимоновской игрушкой, с орнаментом игрушки)

2. Д/и «Закончи узор на коврике»

3.П./игра «Карусель» под р.н.п. «Калинка»

4. П./игра «Птицы и птенчики»

4. Знакомство и прослушивание русской народной песни «Русский сувенир»




Посещение детей и их родителей музейно-выстовочного и экскурсионного комплекса города Шарыпово (экскурсия).

1.Знакомство с дымковской игрушкой «В дымковской сказочной стране» ознакомление с окружающим

(Познакомить детей с яркой красочной нарядной дымковской игрушкой. Вызвать у детей радость от восприятия красивых нарядных игрушках))

2. Д/и «Кто лишний».

3.П./игра «Волшебные фигурки» (на тему «Замри»)

4.Прослушивание песни «Игрушки-частушки»

5.Прослушивание шуточных попевок про дымковские игрушки «Шуточные попевки»

6.П./р.н. игра «Барашеньки - крутороженьки»


1. Здравствуй матрешка! (Продолжать знакомить с рус. народ. игрушкой-матрешкой).

2. Д/игра «Найди одинаковых матрешек»

3.П./игра «Чья матрешка быстрее собирается».

4.Прослушивание песни «Ой, да мы матрешки»



1.Диагностика детей на конец проекта.

2.Фотовыставка деятельности детей по проекту «Радость творчества».



1.«Украсим узором салфетки для чайных чашек»

2. Коврик (узор на полосе из элемента «ёлочка»).

3. Украсим юбку барышне.

Цели и задачи:

- Продолжать знакомить детей с народной филимоновской игрушкой, учить видеть её красоту и неповторимость.

-Формировать интерес к народной игрушке.

-Закреплять умения рисовать элементы росписи.

-Формировать эстетический вкус.

- учить выделять особенности филимоновской росписи.



1.Рисование ткани на юбку барышне (узор из кругов двух цветов расположенных вертикально и точек)

2. Ткань на платье для дымковской барышне (узор из полос и кругов между ними)

3.Рисование клечетого узора для барышни.

4. Украсим хвост дымковской птице.

Цели и задачи:

- Привлечь внимание детей к дымковской игрушке, вызвать интерес к ней.

- Учить узнавать игрушки и называть игрушки, выделять и называть элементы узора, сочетание цветов.

- Учить составлять узор из кругов двух цветов расположенных вертикально и точек).

1.Украсим матрешкам фартуки (составление элементарного узора, доступными способами)

2. Распишем платочки для матрешек.

Цели и задачи:

- Учить составлять симметричный узор на квадрате с доступными средствами, ритмично располагая изображение на бумаге, выделяя кайму, середину, углы.

- Формировать у детей желание самим создавать прекрасное.

- Формировать эстетический вкус.



1.«Коврики для филимоновских игрушек»

2..«Украсим шарфик узором» (чередование широких полосок бумаги по цвету).

Цели и задачи:

- Продолжать учить рассматривать филимоновские игрушки.

- Развивать чувство ритма и чувство цвета при наклеивании полос (чередование по цвету).

- Воспитывать самостоятельность.

- Учить составлять узоры дымковской росписи.

- Поощрять проявление активности и творчества.



1.Узор на чашке.

2.Хвост индюка (узор на круге из кругов двух размеров и двух цветов).



Цели и задачи:

-Развивать у детей чувство композиции, цвета, желание украсить форму узором.

- Учить наклеивать на форму круги, чередуя их по цвету.

- Учить составлять узор на круги, выделяя края и середину.

- Воспитывать самостоятельность, творчество.

1.Украсим домик для матрешки.

2.Коллективная аппликация «Хоровод матрешек»

Цели и задачи:

-Развивать эстетическое восприятие детей.

- Расширить представление о русской народной игрушке - матрешке.

- Закреплять знания детьми цветов.

- Учить правильно наклеивать вырезанные формы на силуэт.




Перспективный план работы с родителями

п./п.

Мероприятия

Форма проведения

Время проведения

1.

2.

3.


4.


5.

6.

7.

8.

9.

10.

Анкетирование родителей на начало проекта.

«Мир красок вокруг нас»

Выставка методической литературы для родителей о русском народном творчестве

Посещение детей и их родителей музейно-выстовочного и экскурсионного комплекса города Шарыпово.

«Филимоновская игрушка»

«Дымковская игрушка»

Совместная деятельность родителей и детей (рисунок «Моя любимая дымковская игрушка»

«Русские матрешки»

Совместная деятельность родителей и детей (аппликация «Вот веселые матрешки»

Анкетирование родителей на завершающем этапе проекта.

анкета

презентация проекта на родительском собрании.

выставка


экскурсия

папка - передвижка

папка - передвижка

вернисаж

папка - передвижка

вернисаж

анкета



сентябрь

сентябрь

сентябрь - октябрь

ноябрь

ноябрь

январь

февраль

март

март - апрель

май



ДИАГНОСТИКА

художественно - эстетического развития детей МДОУ №8 «Теремок»

группа_____________________Ф.И.ребенка________________________

дата проведения диагностики_____________________________________

кем проведена диагностика_______________________________________

(Ф. И. О. должность)

Анализ уровня художественно - эстетического развития детей

проводится по следующим показателям:

1.Определение игрушки по виду росписи (филимоновской или дымковской):

Называет игрушку правильно

В -

Называет неправильно

С -

Молчит (сомневается)

Н -

2.Выделение выразительности средств в видах росписи дымковской и филимоновской игрушек:

Описывает достаточно полно

В -

Называет лишь некоторые признаки

С -

Совсем не называет признаков

Н -

3. Анализ выполнения дымковского и филимоновского узора на вырезанном силуэте из бумаги:

Полное соответствие узора росписи

В -

Частичное несоответствие, есть погрешности в цвете, форме, композиции

С -

Большое несоответствие, значительные нарушения характера росписи

Н -


4. Уровень творческого решения:

Вносит в соответствии со стилем новые 1-2 элемента

В -

Вносит незначительные элементы

С -

Полностью копирует изделие

Н -


Анкетирование родителей на начало проекта и на завершающем этапе проекта

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

(на начало проекта)

« Народное творчество в жизни вашего ребенка»

1. Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с русским народным творчеством (филимоноской игрушкой, дымковской игрушкой и с русской матрешкой) и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как вы считаете, может ли формировать и развивать народное творчество творческие способности, эстетическое воспитание у детей дошкольного возраста?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чему могут научить знания о русском народном творчестве ваших детей?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Есть ли у вашего ребенка любимая русская народная игрушка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Как вы считаете, нужен ли проект «Радость творчества» по ознакомлению с народным творчеством (дымковской, филимоновской игрушкой и с русской матрешкой) для ваших детей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за участие!


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

(на конец проекта)

« Народное творчество в жизни вашего ребенка»

1. Как вы считаете, благодаря проекту «Радость творчества» у детей воспитывается интерес к народному творчеству, к русской народной игрушке (филимоновской, дымковской, матрешке)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие качества у вашего ребенка помог сформировать проект «Радость творчества»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Как вы считаете, чему научили знания о русском народном творчестве вашего ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Как вы считаете, принес ли проект «Радость творчества» по ознакомлению с народным творчеством (дымковской, филимоновской игрушкой и с русской матрешкой) пользы для вашего ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за участие!



Перечень дидактических материалов

(литературы) для решения задач и целей проекта

1. Менщикова Л.Ф.»Первые шаги к народному творчеству»: - Саяногорск,2006г.

2.Блинов Г.М. Чудо - кони, чудо - птицы. М., «Детская литература», 1977.

3.З.А.Богатеева. Аппликация по мотивам народного орнаментаМ.:Просвещение, 1982.

4.:Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. - М., Просвещение,2002.

5.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада». М:Просвещение.1985.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/ саду. - 3-е издание.- М.: Просвещение, 1991.

6.Русская матрешка. Москва. Интербук,1993.

7.Рогов А. Про филимоновские свистульки. -М.:малыш,1987г.

8.Усова А.П.Русское народное творчество в детском саду. М.,1961г.

9.Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1991-1994. Вып.1-10






Смета проекта

Статьи

расходов

Средства, запрашиваемые по проекту

Собственные средства

1.Комплект «Дошкольникам об искусстве» учебно-наглядных пособий для детей дошкольного возраста. - 1 штука.

2.Цветная бумага.

3. Игрушки филимоновские и Дымковские.

4.Ватман - 3 штуки.

5. Альбомы - 3 штуки.

6.Глина.

7.Гуашь.

8.Кисти №2,№5

Краски

Клей.

Ложки деревянные.

Матрешки.









ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА





Содержание программы обучения в средней группе

Тема 1. Филимоновекиа игрушка.

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, ее названием.

Формировать у них интерес к ней, эмоциональную от­зывчивость.

Учить узнавать филимоновскую игрушку на картинке, и слепленную с глины, находить различные образы (барышня, солдат, петух, козел), видеть и оценивать красоту и неповторимость узора, выделять средства выразительности (цвет, элементы узора - полосы, точки, веточки и др.). Учить детей составлять, рисовать и на­клеивать узоры на бумажных силуэтах.

Формировать эстетическое отношение к музыкальному фольклору.

Деятельность детей.

Рассматривают филимоновскую игрушку. Составляют и рисуют элементы на различных бумажных силуэтах кистью. Наклеивают узор для шарфика. Слушают русские народные мелодии.

Тема 2. Дымковская игрушка.

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с дымковской иг­рушкой, формировать повышенный интерес к ней, эмоциональную отзывчи­вость, умение замечать разнообразие образов (барышни, животных, птицы), их яркость, сказочность, необычность, неповторимость узоров, сочетание цветов. Учить составлять узоры из геометрических элементов росписи (круг, кольцо, точка, линия), чередуя элементы по форме, цвету, величине.

Деятельность детей.

Знакомятся с дымковской игрушкой. Рисуют узоры на бумажных силуэтах. Играют в дидактические игры. Делают аппликации из орнаментов дымкого.Слушают русские народные мелодии.

Тема 3. Русская матрешка.

Программное содержание.

Продолжать знакомить с русской матрешкой, при­вивать интерес к ней. Учить детей узнавать знакомый образ, называть его, ви­деть и оценивать красоту и неповторимость узора, его цвет. Учить создавать узор на бумажных силуэтах. Закреплять умение изображать узоры нетрадици­онными методами (рисовать пальцами, тычком). Развивать творческие возможности детей в процессе украше­ния матрешки.

Деятельность детей.

Знакомятся с русской матрешкой, расписывают детали наряда. Слушают народную музыку. Игра­ют в дидактические игры. Отгадывают загадки.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности художественно-эстетического развития детей №8 «Теремок»




Занятие I


Ознакомление с

окружающим миром


Тема: «Филимоновская игрушка»







Занятие подготовлено и проведено:


Тема: «Филимоновская игрушка»

Цель:

1.Продолжать знакомить детей с народной филимоновской игрушкой, учить видеть ее красоту и неповторимость, формировать интерес к ней, знакомить с её названием.

2.Учить узнавать знакомые образцы (птицы, животные, человек); видеть их необычность; оценивать красоту и неповторимость узора, выделять особен­ности филимоновской игрушки; ее строение, цветовой строй украшения, его элементы, ритмичность узора.

3.Формировать эстетический вкус.

Материал к занятию: Филимоновские игрушки,

Ход занятия:

Дети садятся на ковер, слышится стук в дверь. Воспитатель:

- Кто это к нам пришел? Это почтальон (почтальон передает посылку). Да­вайте, посмотрим, что лежит в посылке (воспитатель вынимает из посылки иг­рушки и расставляет их перед детьми).

- Посмотрите, это глиняные, расписные игрушки пришли к нам как будто из сказки. Веселые, озорные, полосатые. Эти игрушки вылеплены матрешками в селе Филимоново, поэтому и называются филимоновскими. Эти игрушки лю­бят взрослые и дети. Как вы думаете почему? Правильно потому что это иг­рушки - свистульки. Воспитатель предлагает найти среди филимоновских иг­рушек животных, птиц, кукол. Дети объясняют, по каким признакам они их уз­нали. При рассматривании отмечается необычность игрушек - длинное вытяну­тое туловище, маленькая голова, очень короткие ноги; ее яркость и красоч­ность. («Чудо - игрушки - разноцветные зверушки», «Коровушки не простые - глиняные, расписные).

- Чем украшены игрушки (полосками, точками, елочками, другими элемен­тами). Какие цвета «любят» филимоновские игрушки? (желтый, малиновый, зе­леный, синий). Дети называют знакомые элементы, их цвет, находят их на иг­рушках.

- Игровая ситуация, филимоновская барыня приглашает детей на чай, у неё нет красных салфеток.

Воспитатель объясняет: чтобы, красиво и приятно было пить чай, чашки с блюдцами ставят на салфетки. Давайте пройдем к столам и украсим сал­фетки.






Занятие 2

Рисование. Филимоновская игрушка.

Тема: «Украсим узором салфетки

для чайных чашек».









Тема. Украсим узором салфетки для чайных чашек.

Цель: продолжать учить рассматривать филимоновские игрушки, выде­лять элементы украшения, учить составлять узор на полосе, используя элемен­ты «елочка», рисовать прямые и наклонные линии. Учить рисовать тонкие ли­нии концом кисти. Формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материал: иллюстрации филимоновских игрушек, бумага желтого цвета (15x20 см), гуашь: красная, зеленая.

Ход занятия:

Педагог объясняет, чтобы салфетки были красивыми давайте украсим их узором для филимоновских игрушек. Рассмотреть с детьми филимоновские иг­рушки, назвать их, выделить элементы украшения, их цвет. Найти и показать знакомые элементы - тонкие полоски «елочки», чередование полосок по цвету.

Педагог показывает 2-3 салфетки, украшенные филимоновскими узором, на них прикрепляет силуэты чашек с блюдцами. Просит назвать элементы узо­ра на салфетки, их цвет (полоски, елочки). Найти такие же узоры на иллюстра­циях с изображением филимоновских игрушек. Педагог показывает детям, как рисовать «елочки», чередуя наклонные полоски по цвету. Вызывает 1-2 детей нарисовать «елочки».

Напоминает детям об особенностях построения орнамента в прямоуголь­ной форме. Дети рассматривают желтый лист бумаги, показывают направление прямых вертикальных полос с наклонных полосок сухой кистью.

Определяет с детьми последовательность рисования: украшаются сначала полосами красного и зеленого цвета салфетки, а затем - середину «елочками». Дети самостоятельно украшают лист бумаг филимоновским узором. В конце занятия дети рассматривают салфетки, находят узоры с ровными, тонкими, кра­сиво чередующимися полосами.

Украшают салфетки чашками, любуются ими.






Занятие 3

Рисование. Филимоновские свистульки.

Коврик (узор на полосе из элемента «елочка»).






Тема. Коврик (узор на полосе из элемента «елочка»).

Цель. Продолжать знакомство с филимоновскими игрушками. Учить узнавать их, выделять средства выразительности (элементы узора - прямые и наклонные линии, цвет).

Учить составлять узор на полосе, используя элемент «елочка». Упраж­нять в рисовании тонких линий концом кисти.

Материал. Филимоновские игрушки, полоски бумаги желтого цвета, наполо­вину заполненные элементом «елочка», гуашь зеленого цвета, кисти, салфетки, банки с водой.

Ход занятия.

На столе филимоновские игрушки, накрытые салфеткой. Воспита­тель обращается к детям:

- На столе под салфеткой прячутся игрушки. Вы хотите их увидеть? Давайте попросим об этом столик, ведь он у нас волшебный. По­вторяйте.

Столик, столик, послужи,

Нам игрушки покажи (снимает салфетку)

Узнали! Как называются эти игрушки? Воспитатель выясняет у детей, по каким признакам они их узнали?

Чем украшены игрушки? (полосками, точками, елочками и другими эле­ментами).

Какие цвета любят филимоновские игрушки? (красный, малиновый, зеле­ный, желтый и синий). Дети называют знакомые элементы, их цвет, нахо­дят их на игрушках.

Дети, я решила подарить филимоновским игрушкам коврики. Начала их украшать, но не успела закончить. Помогите мне, пожалуйста, украсить коврики до конца.

Дети рассматривают недорисованные коврики, отмечают, что половинка коврика украшена элементом «елочка» зеленого цвета. Находят похожий эле­мент на юбке барыни, и на других игрушках.

Предложить детям догадаться, как его нарисовать; в какой последователь­ности (сначала полосы длинные вертикальные, затем - короткие, наклонные).

Дети показывают приемы рисования «елочки» на листе движением руки.

Воспитатель знакомит детей с симметрией: узоры на коврике нужно дори­совать так, чтобы одна половина была похожа на другую.

Дети дорисовывают коврики по представленному образцу. В конце занятия «коврики» рассматриваются и обыгрываются.

23

© 2010-2022