- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Буклет Общаться с ребенком. Как?
Буклет Общаться с ребенком. Как?
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терентьева Е.В. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Безусловное принятие ребенка - это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
-
Активное слушание - это значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.
-
Если вы хотите послушать своего ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом.
-
Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует ему задавать вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
-
Также в беседе важно «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше помолчать.
-
В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Помехи на пути активного слушания ребенка
-
Приказы, команды («Чтобы я этого больше не слышал», «Сейчас же перестань»). В таких фразах ребенок чувствует неуважение к его самостоятельности.
-
Предупреждения, предостережения («Смотри, как бы, не стало хуже», «Если ты не прекратишь плакать, я уйду»).
-
Мораль, нравоучения («Ты должен уважать взрослых», «Ты обязан вести себя, как подобает»). Обычно дети из этих фраз ничего нового не узнают.
-
Советы, готовые решения («А ты возьми и скажи…», «По-моему, нужно пойти и извиниться»). Дети не склонны прислушиваться к эти м советам.
-
Критика, выговоры, обвинения («На что это похоже!», «Вечно ты!...»). они вызывают у детей активную защиту (нападение, отрицание), либо подавленность.
-
Догадки, интерпретации («Небось опять подрался», «Я знаю все из-за того, что ты…»).
-
Обзывания, высмеивания («Какой же ты лентяй», «Плакса-вакса»). Это лучший способ оттолкнуть ребенка.
-
«Я-сообщение» - когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. «Я-сообщения» содержат личные местоимения: я, мне, меня. Схема «Я-сообщения»:
1. Сообщаем о своем чувстве от первого лица («Я расстраиваюсь… )
2. Говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)
3. Говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)
Правила, помогающие наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину
-
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
-
Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
-
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
-
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
-
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должны быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
-
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
подготовлено по книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад №66 «Матрешка»
подготовлено
педагогом-психологом
Терентьевой Е.В.