Методическая разработка «Программа «Вот мы какие!» как средство формирования дружеского отношения к сверстникам у старших дошкольников»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

«Программа «Вот мы какие!» как средство формирования дружеского отношения к сверстникам у старших дошкольников»

Пилипец Т.А., воспитатель

МДОУ № 12 «Солнышко»

г.Волжск Республика Марий Эл

Дошкольное детство - важнейший период в становлении личности. Всестороннее воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Однако анализ практики воспитательной работы показывает, что в группах старших дошкольников в детских садах не всегда преобладают подлинно гуманистические взаимоотношения. Порой детям свойственны повышенная конфликтность, грубость, отсутствие уважения ребят друг к другу. Нередко уровень, на котором решаются нравственные проблемы в группах старших дошкольников, не соответствует требованиям и возможностям, позволяющим сделать пребывание детей в группах в высшей степени педагогически целесообразным. Имеет место незнание педагогами методов и приёмов формирования дружеского отношения к сверстникам в детском саду, что является во многом следствием недостаточной разработанности этой проблемы в педагогической науке.

Это порождает внешнее противоречие между сложившейся воспитательной системой в дошкольных учреждениях и возможностью реализации её достижений в новой воспитательно-образовательной среде. Оно тесно связано с одним из внутренних противоречий воспитательного процесса. Это противоречие между стремлением детей к общению, к установлению гуманных отношений со сверстниками, старшими, с одной стороны, с реальными возможностями воспитателей детского сада, с другой стороны, и между интересами воспитателя в формировании дружеского отношения к сверстникам, с третьей стороны.

Это обусловило выбор темы нашей педагогической разработки: Использование программы «Вот мы какие!» как средства формирования дружеского отношения к сверстникам у старших дошкольников.

Таким образом, проведя диагностическое обследование детей мы начали работать над формированием дружеского отношения к сверстникам. В первую очередь была разработана программа «Вот мы какие!», составлен перспективный план работы, подобраны различные игры и игровые упражнения, направленные на ознакомление детей с определенными чертами характера человека и профилактику нежелательных качеств личности ребенка. В пояснительной записке обоснована направленность программы- создание психолого-педагогических условий для формирования дружеского отношения к сверстникам. Содержание всей программы нацелено на организацию систематической воспитательно-образовательной работы. Программа направлена главным образом на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. При определении конкретных задач и содержания программы за основу взято положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников, учитывать их нужды, интересы, трудности. Постепенное осознание ребенком интересов и трудностей других способствует воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, т.е. развитию социальных эмоций. Таким образом, главная задача педагогического процесса - формирование дружеского отношения к сверстникам, что достигается путем осознания моральной ценности доброжелательного отношения и с помощью умения эмоционально предвосхищать последствия своих поступков. Задачи программы:

  • обращать внимание детей на ситуацию эмоционального неблагополучия сверстников;

  • учить детей конкретным способам преодолевать свое эмоциональное неблагополучие и накапливать опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому;

  • побуждать к проявлению отзывчивости и доброжелательности;

  • разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника;

  • непосредственно включаться во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

Программа состоит из цикла занятий (35), организованных в определенную систему. Циклограмма занятий:

  • оптимальное количество детей 10-12 человек;

  • частота проведения 1-2 раза в неделю;

  • продолжительность занятий 20-30 минут;

  • работу рекомендуется начинать в октябре, после завершения периода адаптации детей к новому учебному году.

Структура занятий:

  1. часть, вводная, направлена на оказание помощи в адаптации к условиям детского коллектива. Включает в себя игры - приветствия, игры с именами, ориентирующие на совместную работу, на установление контакта между участниками.

  2. часть, развивающая направлена на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер дошкольника, профилактику нежелательных качеств личности ребенка. Включает в себя психологические этюды, упражнения, дидактические и ролевые игры, рисование, музыкальную деятельность.

  3. часть, завершающая направлена на создание и закрепление положительных эмоций от совместной деятельности на занятии, формирование у каждого участника чувства принадлежности к группе. Включает в себя игры, упражнения и любую другую деятельность, направленные на получение коллективного результата.

Все занятия имеют гибкую структуру, каждая часть занятия может использоваться самостоятельно.

Вводная часть. Направлена на совместную работу, установление контакта на совместную деятельность всех участников. Основные игры приветствие, игры с именами. Например, «Поздороваемся». Дети стоят лицом друг к другу, образуя круг. У одного из детей в руках цветок ( листик, букетик , красивая игрушка , и пр. ), передает цветок своему соседу и говорит при этом « Здравствуй, Машенька!» ( имя соседа) , а тот передает цветок дальше , называя своего соседа ласково. Так цветок «обходит» весь круг и приходит к первому ребенку . Все дети вместе говорят « Здравствуйте!» .

Развивающая часть. Включает в себя этюды, упражнения, игры, направленные на ознакомление с эмоциями, их развитие и коррекцию, развитие определенных психических процессов , познавательных интересов ребенка. Основные игры этюды, упражнения, игры на развитие навыков общения, на развитие памяти, внимания, воли, воображения и пр. Включается рисование или разукрашивание. Для этого широко использовались игры: «Раскрасим лепестки». Каждой подгруппе ( 3 - 4 ребенка) составлен цветок из обручей и ленточек. Дети заполняют, «украшают» пространство внутри лепестков бросовым материалом (камушки, пуговицы , бусинки , орешки и пр. ). Пока дети выполняют задание выкладывается круг из каната . Круг должен быть таким , чтобы все дети могли бы уместиться внутри . «Представьте себе , что это дом , где все могут найти себе место , его надо украсить так же , как вы сейчас украшали лепестки цветка ( показывает на сложенные в виде цветка обручи ), возьмите самую красивую вещь из вашего лепестка и принесите в наш общий дом, мы все вместе украсим его». Под плавную, спокойную музыку дети украшают «дом». Взрослый хвалит детей за отличную работу и указывает внимание детей на то, что они все вместе старались и у них получился замечательный дом, где они будут дружно и весело жить; и другие игры.

Завершающая часть. Направлена на создание положительных эмоций от совместной деятельности на такого рода занятиях, на создание у каждого участника чувства принадлежности к группе. Например, «Дракон», «Эхо» - Дети и взрослый сидят на стульчиках в кругу. Воспитатель обращается к детям «Тот, кто сидит справа от меня называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так «Ва - ся, Ва - ся «а мы дружно, как эхо, за ним повторяем . Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира и мы снова повторяем за ней. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают имена друг друга.

Занятия начинаются с приветствия и заканчиваются прощанием, что является своего рода ритуалом, направляющим детей на совместную деятельность, сплочение детского коллектива. А, поскольку эмоции заразительны, в сложившемся детском коллективе все эмоциональные переживания более яркие. Главное направление занятий создать положительный эмоциональный фон детей.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, предпочтение отдано игровым методам, развивающим играм и игровым упражнениям. Упражнения подобраны с учётом разнообразия и вариативности, сгруппированы по принципу «от простого к сложному». Это позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности.

Была проведена работа с родителями детей, рассказано о большой значимости формирования дружеского отношения к сверстникам в успешности детей в школе, жизни.

Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Мы постарались предложить занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям. Поэтому цель данных занятий- формирование навыков положительных взаимоотношений со сверстниками, помочь разобраться в своем внутреннем мире эмоциональной чувствительности, научить объяснять и понимать , что обозначает то или иное эмоциональное состояние, дать ему словесное обозначение.

Содержание предлагаемых нами занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер. В ходе занятий мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие. На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».

Итак, что могут помочь сформировать у детей занятия-игры?

• Коммуникативные способности и качества.

• Умение взаимодействовать и сотрудничать.

• Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

• Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

• Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

• Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

Определенные успехи могут быть достигнуты только совместными усилиями педагогов, ребенка и родителей; доверительными отношениями, взаимопониманием, творческим содружеством в нахождении путей решения проблем познания через игру.

Таким образом, только определенная система занятий, использование игр и игровых упражнений, строгая последовательность от одного вида упражнений к другому, способствует достижению поставленной задачи по формированию дружеского отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы


  1. Антонова,Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т. Антонова,Л. А. Рояк //Дошкольное воспитание. - №10.- 1975.

  2. Ветлугина, Н. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.

  3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучении / В.В. Давыдов. - М., 1986.

  4. Коломинский, Я. Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. -М: Аспект Пресс, 2003.

  5. Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников / М. И. Лисина. - М. Политиздат, 1977.

  6. Ломов, Б. Ф. Проблемы общения в психологии [Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов. - М.: Владос, 2001. - koob.ru.


© 2010-2022