- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Годовой план работы ДОУ
Годовой план работы ДОУ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кучукова Е.В. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОУ Кояновская основная общеобразовательная школа
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
структурного подразделения - детский сад «Кояшкай»
на 2015-2016 учебный год
Кояново 2015 г
Оглавление
-
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Общие сведения о структурном подразделении
Наименование структурного подразделения - структурное подразделение детский сад «Кояшкай» МБОУ «Кояновская основная школа», вошедшего в состав Учреждения на основании приказа управления образования Пермской районной администрации № 123 от 12.08.1998.
ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:
- Устав МБОУ «Кояновская основная школа»
- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности №2333 от 09 октября 2012 года 59Л01 0000006
1.1.1 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава учреждения, реализуемой примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», приоритетного направления - охрана и укрепление здоровья воспитанников, физического развития дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Пермского края.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
1.1.2 Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Возрастная категория
Направленность групп
Количество групп
Количество детей
От 3 до 4 лет
Общеразвивающая
1
26
От 4 до 5 лет
Общеразвивающая
1
25
От 5 до 6 лет
Общеразвивающая
1
25
От 6 до 7 лет
Общеразвивающая
1
15
Всего 4 группы - 91 ребёнок
1.2 Кадровый потенциал
Детский сад полностью укомплектован кадрами. Педагогический коллектив структурного подразделения составляет 10 человек. Воспитательно-образовательную работу осуществляют 7 воспитателей и специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, логопед.
Характеристика кадрового состава
1. По образованию
высшее педагогическое образование
3 человека
среднее педагогическое образование
5 человек
среднее специальное
2 человека
2. По стажу
до 5 лет
3
от 5 до 10 лет
1
от 10 до 15 лет
6
Средний возраст педагогического коллектива - 37 лет. В учреждении работают как молодые, начинающие специалисты, так и опытные педагоги.
-
АНАЛИЗ РАБОТЫ ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД.
В нашем структурном подразделении анализ текущей ситуации проводился по следующим направлениям:
-
Управленческая, административная деятельность.
-
Программно-методическое образовательного процесса, кадровое состояние, методическая работа.
-
Организация и формирование развивающего образовательного пространства в ДОУ.
-
Работа с родителями, взаимодействие с социумом.
2.1 Управленческая, административно-хозяйственная деятельность.
Управление структурным подразделением - детский сад «Кояшкай» строится на принципах единоначалия, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, открытости, коллегиальности и демократизации, ценностно-личностного подхода к субъектам системы управления и осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области образования и Уставом МБОУ «Кояновская основная школа».
ДЕТИ, РОДИТЕЛИ
Анализ данного направления показал следующие результаты:
- управление строится в соответствии с единством принципов организации образовательного процесса школы и структурного подразделения;
- некоторые педагоги школы являются по совместительству и педагогами ДОУ, что обеспечивает решение ряда проблем преемственности между школой и детским садом.
Вывод:
Необходимо создать программу преемственности школы и детского сада на основе имеющегося опыта работы совместителей.
2.2 Программно-методическое образовательного процесса, кадровое состояние, методическая работа.
Основная образовательная программа спроектирована на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Основная образовательная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014).
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Кроме того, направлена на формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; реализация специфики сада как национального детского сада с русским языком обучения, где формируется бережное отношение к родной земле, уважение к традициям своего народа и его истории, культуре межнационального общения. Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к татарской национальной культуре отражена в адаптированном к программе структурного подразделения-детский сад «Кояшкай» варианте программы Шаеховой Р.К. «Региональная программа дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы». - РИЦ, 2012. - 208 с.
Программа направлена на всестороннее физическое, социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения. Необходимо отметить, что данная программа реализуется пока только во второй младшей группе нашего ДОУ.
Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой татарского народа соотносятся с Примерной программой воспитания и обучения в детском саду. В этой связи воспитатель детского сада может выстроить содержание деятельности с учетом местных условий и общих требований к дошкольным учреждениям.
Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:
-
игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);
-
экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;
-
организация выставок изделий национального декоративно- прикладного творчества;
-
театрализованная деятельность, народные праздники.
Стремление создать для дошкольников условия, в которых они смогут одновременно общаться на двух языках, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением данной программы. Реализация третьего направления основывается на решении следующих задач:
-
формирование у детей элементарных исторических представлений;
-
воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям;
-
эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм.
В соответствии с данными положениями в ДОУ разрабатывалась программа работы по патриотическому воспитанию детей в младшей группе с перспективой продолжения данного направления работы с детьми в средней группе.
Для осуществления эффективного сотрудничества с педагогами в ДОУ реализовывался проект методической работы по формированию понятийного аппарата у педагогов в соответствии с ФГОС ДО.
Задачами этого проекта были:
-
Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы
по теме.
-
Разработка программы занятий с начинающими педагогами.
-
Освоение ФГОС ДО и трансляция теоретического и практического
опыта на семинарах для педагогов по заявленной теме.
-
Обобщение теоретического и практического опыта работы по
внедрению ФГОС ДО всеми педагогами ДОУ.
Для решения поставленных задач и достижения цели наш новый детский сад обладает отличными ресурсами, личностными и материально-техническими. Педагоги очень активно включились в освоение ФГОС, имеют много творческих идей и для проектной деятельности. Совместно с педагогами была сформулирована методическая тема на данный учебный год: «Создание условий для организации образовательного процесса в ДОУ».
Для продуктивной работы над темой были выбраны следующие средства:
-
Создание печатного фонда научно-методической, психолого-
педагогической литературы по основам профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения.
-
Организация занятий с воспитателями, не имеющими педагогического
опыта по программе «Школа начинающего воспитателя» в объёме 6 часов.
-
Проведение семинаров с педагогами по освоению и анализу
теоретического и практического опыта в рамках реализации ФГОС ДО в объеме 4 часов.
-
Создание банка практических материалов по образовательным
областям, предусмотренными образовательной программой ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
В ходе реализации проекта методической работы и в соответствии с планом работы методического совета проведены занятия «Школы начинающего воспитателя» в объёме 6 часов, семинары по внедрению ФГОС дошкольного образования, в объёме 4 часов, два педагогических совета:
«Организация методической работы в структурном подразделении» и педагогический совет, посвящённый представлению и обобщению учебного года.
По итогам учебного года прошли аттестацию на соответствие - 1ч, курсы КПК по ФГОС ДО - 6 ч, один человек поступил учиться в ВУЗ по специальности дошкольное образование.
В результате проведения мониторинга развития детей с 4 до 6 лет и мониторинга готовности к школе детей семилетнего возраста, а так же проведя системный анализ полученных данных, были выявлены следующие результаты:
Возрастная группа
«Западающие направления»
4 г
Индивидуальное развитие: Универсальные предпосылки учебной деятельности, представления о себе, окружающих; художественное творчество, коммуникации со сверстниками.
Области: коммуникативное развитие (со сверстниками), изодеятельность, музыкальное развитие, проблемы с отличием формы, величины-познавательное развитие.
5 л
Индивидуальное развитие:
Коммуникативное, не эмоционально отзывчивые, стандартизированное мышление, представления о себе, семье.
Области: речевое, коммуникация, музыкальное развитие.
6 л
Любознательность, эмоциональность, средства общения, представления о себе, творчество выражаемые в областях: познание, коммуникация, игровая деятельность.
7 л
Предпосылки к учебной деятельности, планирование деятельности, средства общения, игровая деятельность.
Вывод: основные проблемные области развития - речевое, социально-коммуникативное развитие. Низко развита познавательная активность, представления о себе, своей семье, окружающем мире. Во всех возрастных группах так же низко развиты музыкальные способности, дети мало эмоциональны, вследствие чего не воспринимают эмоциональную выразительность музыки. В подготовительной группе высоко развиты интеллектуальные способности, регулятивные, но слабо-творчество, игровая деятельность. Так же слабо сформированы предпосылки к учебной деятельности. Следует сделать вывод, что занятия по-прежнему проводятся в классно-урочной форме., дети не имеют возможности само выразиться в игре.
Анализ данного направления показал следующие результаты:
- в ДОУ приоритетным направлением образовательной деятельности является этнокультурный подход к воспитанию, посредством которого актуализируется процесс изучения народной педагогики и самими воспитателями, и родителями. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций стало одним из основных направлений в работе нашего садика. Развитие садика на основе народной педагогики, национального искусства, культуры и обычаев родного края стало одним из главных путей сотрудничества детского сада, школы и родителей.
- в структурном подразделении идёт работа по созданию печатного фонда научно-методической, психолого-педагогической литературы по основам профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения, сбор практических материалов, конспектов занятий для заполнения банка пособий по образовательным областям в соответствии с ФГОС.
- ведётся работа по повышению профессионального уровня педагогов.
- необходимо выстроить систему работы педагогов с детьми над проблемными областями развития в соответствии с результатами мониторинга.
2.3 Организация и формирование развивающего образовательного пространства в ДОУ.
Образовательная деятельность ДОУ организована в соответствии с:
-
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
-
правилами пожарной безопасности;
-
возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
-
требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде;
-
рекомендациями примерной образовательной программы к учебно-методическому комплекту, оборудованию, оснащению.
Аналитическая справка соответствия предметно-пространственной среды установленным требованиям.
1. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
-
реализацию основной образовательной программы;
-
учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
-
учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда структурного подразделения-детский сад «Кояшкай» содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, в соответствии с тематикой недельных занятий, доступна и безопасна.
1. Насыщенность среды должна соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участках) обеспечивают:
-
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (природный материал);
-
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
-
возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей;
-
Вариативность среды:
-
наличие в ДОУ и группах различных пространств (для игры,
конструирования, уединения, комната творчества), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-
периодическая сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
-
Доступность среды:
-
доступность для воспитанников, в том числе детей-инвалидов (их в ДОУ двое), всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
-
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
-
исправность и сохранность материалов и оборудования.
-
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Анализ данного направления работы показал:
- материально-техническое обеспечение позволяет полностью решать воспитательно-образовательные задачи. Структура предметно-развивающей среды, наряду с групповыми комнатами включает специализированные помещения, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников. Каждое помещение ДОУ используется для разнообразной работы.
- создана база дидактических игр, методической литературы. Программно-методическое обеспечение педпроцесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.
- в групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
- на территории детского сада - оборудованные площадки, благоустроенная с помощью родителей оздоровительная площадка с развивающими предметами малых архитектурных форм из древесных материалов, зелёные насаждения, опытный участок.
2.4 Работа с родителями, взаимодействие с социумом.
Работа с родителями построена в соответствии с решением следующих задач:
-
формирование психолого - педагогических знаний родителей;
-
приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
-
оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
-
изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями в ДОУ строилась следующим образом:
-
ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
-
ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
-
участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
-
включала целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
-
практиковалось обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Реальное участие родителей
в жизни ДОУ
Формы участия
В проведении мониторинговых исследований
-Анкетирование(мониторинг)
- Социологический опрос
- «Родительская почта»
В создании условий
- Участие в проекте по благоустройству территории;
-помощь в создании предметно-развивающей среды;
-оказание помощи в ремонтных работах;
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей
-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы)
-памятки;
-консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
- распространение опыта семейного воспитания;
-родительские собрания;
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений
с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство
- День здоровья.
- Совместные праздники, развлечения.
- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах
- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности
- Творческие отчеты кружков, совместно с СДК
В этом учебном году воспитанники ДОУ посещали танцевальный кружок при СДК и принимали участие в фестивале детского музыкального творчества «Солнечные нотки», где стали лауреатами.
Анализ данного направления работы показал:
- успешный опыт реализации совместного с родителями проекта по благоустройству территории садика в национальном стиле способствовал реализации основного направления образовательной деятельности, связанного с этнокультурным компонентом.
- необходимо наладить более тесное сотрудничество с СДК, т.к. в ДОУ отсутствует дополнительное образование.
-
ПЛАН РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
1. Охрана жизни и здоровья детей.
2. Осуществление перехода на новую форму планирования воспитательно- образовательного процесса, соответствующую Федеральному государственному образовательному стандарту с интеграцией образовательных областей и комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса.
3. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области освоения новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
4. Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
5. Объединить усилия родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательных задач.
3.1 Управленческая, административная деятельность.
Цель: привести нормативно-правовую базу учреждения в соответствие с требованиями ФГОС ДОУ, а так же совершенствование и развитие управленческих функций с учетом ФГОС, получение положительных результатов работы посредствам информационно - аналитической деятельности.
№ п\ п
Содержание основных мероприятий
Сроки проведения
Исполнитель
Совершенствование и расширение нормативно - правовой базы МДОУ на 2014 - 2015 уч. год
в течение года
директор
Разработка нормативно - правовых документов, локальных актов о работе учреждения на 2014 - 2015 уч. год
в течение года
директор
Внесение изменений в нормативно - правовые документы в соответствии с ФГОС (распределение стимулирующих выплат, локальные акты, Положения и др.)
в течение года
директор
Разработка текущих инструктажей по ОТ, ТБ и охране жизни и здоровья детей
в течение года
зам.директора
Приведение в соответствии с требованиями ФГОС ДО должностных инструкций работников ДОУ
в течение года
зам.директора
Подведение итогов деятельности МДОУ за 2014 - 2015 учебный год, анализ проделанной работы, подведение итогов и выводов:
-
проблемный анализ
деятельности образовательного учреждения по направлениям: (анализ воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;
-
анализ состояния материально -
технической базы;
-
анализ реализации
инновационных технологий в ДОУ
-
анализ педагогических кадров и
др.
- анализ заболеваемости детей
май-июнь
зам.директора
Определение ключевых направлений работы учреждения на 2015 - 2016 учебный год, составление планов по реализации данной работы
июнь-август
директор
Составление перспективных планов работы учреждения, разработка стратегии развития ДОУ на основе анализа работы учреждения
август
директор, зам.директора
Составление перспективных планов воспитательно-образовательной работы педагогов
август
зам.директора, воспитатели
Проведение педсоветов, инструктажей, и др. форм информационно - аналитической деятельности
в течение года
зам.директора
Организация взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: дети, родители, педагоги
в течение года
зам.директора
3.2 Программно-методическое образовательного процесса, кадровое состояние, методическая работа.
Цель: организовать эффективную кадровую политику, позволяющую реализовать сопровождение по внедрению ФГОС ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов, совершенствование педагогического мастерства.
№ п\ п
Содержание основных мероприятий
Сроки проведения
Исполнитель
Создание (корректировка) плана- графика повышения квалификации и переподготовки педагогических, руководящих работников в связи с введением ФГОС ДО
сентябрь
зам.директора
Планирование работы, отслеживание графиков курсовой подготовки.
Составление банка данных (и обновление прошлогодних данных) о прохождении педагогами курсовой подготовки
сентябрь
зам.директора
Посещение педагогами методических объединений района
по плану МО района
Педагоги ДОУ
-
Организация работы педагогов
по самообразованию.
-
Выбор тематики и направлений
самообразования
- Оказание методической помощи
в подборе материала для тем по самообразованию.
-
Организация выставок
методической литературы.
-
Подготовка педагогами отчетов
и докладов о накопленном материале за год
в течение года
Педагоги ДОУ
Подписка литературных, методических и других печатных изданий в МДОУ. Приобретение новинок методической литературы
в течение года
Педагоги ДОУ
Кроме того, планируется реализация приоритетного направления в рамках образовательной деятельности по приобщению воспитанников всех возрастных групп детского сада к истокам национальной культуры, краеведения через разработку Программы по патриотическому воспитанию, использование программы Шаеховой Р.К., опыта реализации данной программы в младшей группе и знание основ исторически сложившихся традиций воспитания как основы. В перспективе - выход на школьную ступень.
Так же составлена программа преемственности детского сада и школы, авторами которой являются участники проблемной группы, разрабатывающей основную образовательную программу (см. Приложение 1).
3.3 Организация и формирование развивающего образовательного пространства в ДОУ.
В понятие развивающего образовательного пространства дошкольного учреждения, на наш взгляд, необходимо относить не только предметно-развивающую среду, но и широкий выбор программ и методик дошкольного образования, который сейчас нам предлагает современная наука. Поэтому работу в данном направлении планируется обогатить изучением наиболее актуальных для нас методик, их овладением и применением на практике с последующим анализом возможности взять за основу в своей работе.
Цель: обеспечение деятельности ДОУ в режиме инновационного развития с учетом ФГОС с использованием современных педагогических технологий.
№ п\ п
Содержание основных мероприятий
Сроки проведения
Исполнитель
Изучение содержания инновационных программ и пед. технологий с педагогическим коллективом, посредством разнообразных форм методической работы
в течение года
Педагоги ДОУ
Обобщение теоретических и оформление практических материалов по внедрению новых программ
в течение года
Педагоги ДОУ
Апробация и анализ возможности внедрения новых педагогических приёмов, методов из изучаемых программ и технологий.
в течение года
Педагоги ДОУ
Фрагментарное использование в работе современных педагогических технологий (развивающее обучение, индивидуальный подход, здоровьесберегающие технологии, личностно - ориентированная модель воспитания детей и другие)
в течение года
Педагоги ДОУ
Подведение итогов деятельности ДОУ по использованию инновационных программ и технологий, определение перспектив работы на следующий год
май
зам.директора
Кроме того, рассматривается возможность пополнения материально-технической базы и предметно-развивающей среды материалами для игр с песком и водой, исследовательской деятельности. Наращивание методической базы, «копилки» методических материалов педагогов ДОУ.
3.4 Работа с родителями, взаимодействие с социумом.
Цель: оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания, обучения и развития детей.
№ п\ п
Содержание основных мероприятий
Сроки проведения
Исполнитель
Разработка системы работы с родителями.
август
зам.директора
Разработка перспективного плана работы ДОУ с родителями на 2014 - 2015 учебный год.
август
зам.директора
Сбор банка данных по семьям воспитанников.
Социологическое исследование социального статуса и психологического микроклимата семьи:
- анкетирование, наблюдение, беседы
сентябрь
зам.директора
педагоги ДОУ
Создание пакета нормативно-правовой документации, обеспечивающей сотрудничество с родителями в период введения ФГОС в ДОУ
в течение года
директор
Выпуск информационного стенда для родителей: «Чтобы не было беды» (информация для родителей и детей по ОБЖ)
Оформление папок -передвижек: - по вопросам воспитания и обучения - по вопросам оздоровительной работы
в течение года
педагоги ДОУ
Оформление праздничных газет и поздравлений
Оформление фотовыставок
Оформление выставок детских работ
в течение года
педагоги ДОУ
Праздники и развлечения
«День знаний. День здоровья.» «Осенняя мозаика»
«День матери. Мама - счастье моё!»
«Новогодний утренник. Новый год стучится в дверь»
«Рождественские забавы», «Прощание с ёлочкой»
«Праздник, посвящённый дню защитника отечества. Папа - самый лучший друг»
«Праздник, посвящённых международному женскому дню. Цветы для мамы.»
«День смеха», «Весенний праздник - встречаем весну»
«Праздник, посвящённый Дню Победы»
«Летний праздник, посвящённый Дню защиты детей»
Привлечение родителей к участию во внутрисадовских конкурсах:
«Ёлочка - колкая иголочка»,
«Подарок папе»
«Цветы для мамы»
Проведение национального праздника «Малый сабантуй»
в течение года
педагоги ДОУ
Помощь родителей учреждению:
Участие в субботниках
Участие в ремонте групповых помещений
Привлечение родителей к благоустройству территории ДОУ
Продолжение проекта по благоустройству территории
в течение года
педагоги ДОУ
Кроме того, планируется реализация совместных с родителями проектов на основе имеющегося опыта, привлечение родителей не только в качестве исполнителей, но и в качестве организаторов данных мероприятий; налаживание более тесного сотрудничества с СДК с целью разнообразить спектр дополнительных услуг для детей села; поиск и сотрудничество с другими возможными социальными партнёрами детского сада в нашем селе.
-
РЕЗУЛЬТАТЫ.
-
Единое видение миссии детского сада и школы всеми участниками образовательных отношений.
-
Реализация приоритетного этнокультурного направления основной образовательной программы.
-
Высокий уровень образовательной услуги в соответствии с ценностными ориентирами дошкольного возраста.
-
Действующая программа преемственности дошкольной и школьной ступени обучения в соответствии со стандартами образования.
-
Создание уникальной базы методических материалов по реализации направления патриотического воспитания.
-
Создание постоянно действующей команды родителей сменного состава для реализации всевозможных проектов на уровне сада, школы, села, района.
-
Установление постоянных связей с социальными партнёрами детского сада и школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Преемственность ДОУ и школы
Программа преемственности
дошкольного и начального образования
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Пояснительная записка
Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей - подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
-
организационно-методическое обеспечение;
-
работа с детьми;
-
работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
-
Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
-
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
-
Семинары-практикумы.
-
Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
-
Разработку и создание единой системы диагностических методик "предшкольного" образования.
Работа с детьми включает:
-
Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
-
Совместную работу психолога, логопеда, воспитателей подготовительной группы и учителей начальной школы по подготовке детей к переходу на школьную ступень обучения.
-
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
-
Совместное проведение родительских собраний.
-
Проведение дней открытых дверей.
-
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
-
Открытые занятия педагогов.
-
Консультации психолога, логопеда и учителя.
-
Организация экскурсий по школе.
-
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Ожидаемые результаты
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:
-
Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
-
личностного развития ребенка;
-
укрепления психического и физического здоровья;
-
целостного восприятия картины окружающего мира;
-
формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
-
преодоления разноуровневой подготовки.
-
Созданию единой системы диагностических методик определения достигнутого уровня готовности детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
-
Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
-
Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.
-
Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
План работы
№
Мероприятие
Сроки
Ответственный
Методическая работа
1
Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе
сентябрь
воспитатели
уч. нач. классов
2
Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в 1 классе
сентябрь
воспитатели
3
Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе
сентябрь
уч. нач. классов
4
Посещение воспитателями уроков в 1 классе. Семинар «Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного обучения на этапе реализации ФГОС».
ноябрь
Воспитатели,
уч. нач. классов
5
Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе:
-
Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы.
март
Воспитатели,
уч. нач. классов
6
Мониторинг успеваемости первоклассников - выпускников дошкольной группы.
декабрь
воспитатели,
учителя нач. кл.
7
Педагогическое совещание в дошкольной группе.
Вопросы для обсуждения:
-
роль дидактических игр в обучении дошкольников;
-
творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях;
-
итоги воспитательно-образовательной работы в дошкольной группе.
май
воспитатели,
учитель начальных классов, логопед, педагог-психолог
8
Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению
май
Педагог-психолог
9
Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению»
сентябрь
воспитатели, учителя нач. классов, логопед, педагог-психолог
Работа с родителями
1
Нетрадиционные формы работы с родителями.
«Папа, мама, я - читающая семья» - конкурс читающих семей.
сентябрь
воспитатели
2
Круглый стол «Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители»
ноябрь
воспитатели, учителя нач. классов
3
Оформление стенда в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»
декабрь
воспитатели
4
Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников
на сайте школы
в течение года
Воспитатели,
уч. нач. классов
5
«Как помочь ребенку подготовиться к школе»
март
Воспитатели, учителя начальных классов
6
Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником».
Январь
воспитатели, учителя нач. классов
7
«Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе».
май
учителя нач. классов
8
Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе.
май
воспитатели
9
Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу-важное событие в жизни детей».
апрель
воспитатели, учителя нач. классов
10
Выставки детских работ
в течение года
воспитатели
Работа с детьми
1
Экскурсии детей в школу:
-
знакомство со зданием школы;
-
знакомство с кабинетом (классом);
-
знакомство со школьной мастерской;
-
знакомство со физкультурным залом;
-
знакомство со школьной библиотекой.
в течение года
воспитатели, учителя нач. классов
2
Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста
февраль
воспитатели
3
Работа «Школы будущего первоклассника»
Февраль-апрель
учителя нач. классов
4
«Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!»
май
воспитатели, музыкальный руководитель