- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ Игры звуками В РАМКАХ ПРОЕКТА
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ Игры звуками В РАМКАХ ПРОЕКТА
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Садыкова Р.Ф. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
« ИГРЫ ЗВУКАМИ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА
«СКАЗКИ ЗЕМЛИ»
Цикл занятий по теме проекта:
Тема 1. Бумажный карнавал.
Тема 2. Деревянные истории.
Тема 3. Металлическая фантазия.
Тема 4. Стеклянное королевство.
Тема 5. Итоговое занятие «Королевства звуков».
Тема 1. Бумажный карнавал.
Цели занятий: познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими; развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту тонких шуршащих и шелестящих звуков; развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, интуитивное понимание смысла выразительных средств музыки.
Пособия и материалы: бумажные листки различного размера, качества и толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, бумага гофре, упаковочная (удобно разложить их в отдельные коробочки); бумажные бабочки, сделанные из разных конфетных фантиков; длинные разноцветные ленты длиной 50 см из бумаги гофре, полиэтилена и легкой воздушной фольги: треугольник, коробочка, тарелка, ксилофон.
Методические приемы:
-
рассказать детям сказку про трех королей - Шорохе Ивановиче, Шелесте Петровиче, Шепоте Шепотовиче.
-
извлечение шуршащих звуков из предложенной бумаги; пошуршать ладонями, тканью одежды, тихонько поскрести ногтями по стулу и т.д.
-
создать спонтанную «шуршащую» композицию из звуков Ч, Ш. Щ. С. Ц.
-
озвучивание стихов «И Шорох к Шелесту летит» Э.Мошковская, В Суслова с помощью различных самодельных инструментов.
Тема 2. Деревянные истории.
Цели занятия: Познакомить детей с деревянными детскими инструментами и приемами игры на них; привлечь их внимание к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение. Учит выразительно использовать деревянные звуки, соотносить образ и исполнительский прием.
Музыкальные инструменты: трещотки, деревянные коробочки, палочки, ксилофон.
Пособия и материалы: Деревянные кубики, карандаши, деревянная посуда, игрушки.
Методические приемы:
-
рассказ о деревянных предметах из нашей жизни, предложить найти их самим и извлечь из них звуки. Обратить внимание на то, как они отличаются друг от друга.
-
послушать с детьми бытовые звуки на аудиокассете. Предложить им угадать, что эти звуки означают, какова реальная жизненная ситуация, в которой они могут оказаться.
-
предложить самостоятельно изучить звуковые возможность дерева, определить качества деревянных звуков: теплый, сухой, щелкающий, трескучий.
-
прослушать аудиокассету со звучанием деревянных инструментов.
-
озвучивание с помощью деревянных инструментов стихотворений «Игрушки» В Степанова, «Прыг-скок» В Данько.
-
предложить придумать и сыграть «деревянный» узор на ксилофоне, а так же нарисовать его цветными фломастерами (предыдущий рисует, следующий играет).
Тема 3. Металлическая фантазия.
Цели занятия: познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами, развивать фантазию, воображение; развивать темброво-ритмический и интонационный слух, учить пользоваться переменной динамикой, соотнося при этом различные образы.
Детские музыкальные инструменты, пособия и материалы: Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенцы, самодельные инструменты. Металлическая посуда: ложки из различных материалов, небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей и пр.
Методические приемы:
-
рассказать детям, что с металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне.
-
предложить разными способами (стучать разными палочками, ладонью, пальцами) играть на предложенных предметах.
-
озвучить стихотворения «Веселый старичок» Д.Хармса, «Туча» шотландская народная поэзия.
Тема 4. Стеклянное королевство.
Цели занятия: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения; побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами; учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми своими эмоциональными состояниями; развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление.
Детские музыкальные инструменты: треугольник, колокольчик, металлофоны, деревянные и металлические палочки для игры.
Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, баночки разных размеров, бутылки разной величины.
Методические приемы:
-
закрыв глаза, послушать какие красивые звуки у жителей Стеклянного королевства, дать им характеристику.
-
озвучить стихотворения «Хрустальные спицы» Л.Николаенко, «Аквариум» Т.Коти.
-
показать детям «чайный оркестр», предложить поиграть чайной ложечкой любой ритмический рисунок.
-
показать необычные приемы игры со стеклянными предметами.
Тема 5. Итоговое занятие
«КОРОЛЕВСТВА ЗВУКОВ»
Цели занятия:
познакомить детей с деревянными, стеклянными и металлическими звуками, развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение.
Музыкальные инструменты, пособия и материалы:
ксилофон, рубель, трещотки, маракас, деревянные кубики, колокольчик, бубенцы, бубен, металлофон,, самодельные инструменты. Металлическая посуда: ложки из различных материалов, небольшие кастрюли, крышки от них, оцинкованное ведро. Деревянные и металлические палочки. Хрустальные и стеклянные бокалы, чашки и блюдца. Аудиозаписи: «Ах, вы сени» рус.нар. мелодия, «Полька» Глинка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В зале расположены три столика, на которых находятся стеклянные предметы, металлические и деревянные. Столики накрыты легкой тканью.
Дети входят в музыкальный зал.
Муз.рук.: Здравствуйте. Ребята! Сегодня мы с вами посетим три Королевства. В них живут необычайные жители с удивительными голосами. Хотите с ними познакомиться? (Да) Отправляемся в путь.
СТЕКЛЯННОЕ КОРОЛЕВСТВО
Подходят к первому столику со стеклянными предметами.
Ткань снимается.
Муз.рук.: Знакомьтесь, это жители Стеклянного королевства. Предлагаю вам закрыть глаза и послушать, какие красивые звуки голосов у этих жителей (коснуться их слегка деревянной и металлической палочкой).
В Стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий прозрачный голос стекла.
Два стакана до обеда
Меж собой ведут беседу:
«Голосок наш легкий, звонкий,
Ледяной и очень колкий,
Он прозрачный и летящий,
Хрупкий и блестящий».
Среди стеклянных звуков есть королевские особы - это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку.
Предлагается детям самим попробовать извлечь стеклянные звуки: с помощью палочек или слегка ударяя предметами друг о друга. Обращается внимание детей, какие при этом получаются разные звуки.
Озвучивается стихотворение «Хрустальные спицы» Л.Николаенко.
Муз.рук.: В Стеклянном королевстве живут не только короли и королевы, но и в полнее обычные жители. Например, чайная посуда: чашки, блюдца, чайники, розетки для варенья.
Вот большой стеклянный чайник-
Очень важный, как начальник. (Постучать по нему чайной ложкой)
Вот фарфоровые чашки-
Очень хрупкие бедняжки. (Постучать)
Вот фарфоровые блюдца-
Сильно стукни - разобьются. (Постучать)
Предлагается детям поиграть ритмично ложечкой по чайной посуде, затем сыграть вместе «Чайную польку». Дети прощаются с жителями Стеклянного королевства и переходят ко второму столику.
КОРОЛЕВСТВО «МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ»
Муз.рук: Познакомиться с жителями Королевства «Металлическая фантазия» проще всего на кухне. Здесь есть целый оркестр (открывается столик, дети перечисляют предметы: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки, подносы). Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко. Но с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом.
Ребенок: У металла гулкий звук,
Не похож совсем на стук-
Он бывает и трубящий,
И призывный, и бренчащий.
Предлагается озвучить стихотворение «Туча» шотландская народная поэзия.
Исполняется «Шарманка» Д.Шостаковича с детским аккомпанементом.
Дети прощаются с жителями данного Королевства и переходят к другому столику.
ДЕРЕВЯННОЕ КОРОЛЕВСТВО
Муз.рук.: В этом Королевстве вы сможете услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду.
Предлагается детям найти деревянные предметы вокруг, подойти к ним и постучать, чтобы послушать их голоса (стол, стулья, пианино, пол). Обращается внимание детей на то, как отличаются «голоса» этих деревянных предметов.
Открывается столик. На нем разложены мелкие деревянные предметы: палочки, кубики, карандаши, шкатулка и т.п. Определяют качество деревянных звуков (стучащий, шуршащий, трескучий).
Муз.рук.: Деревянный звук какой?
Ребенок: Он стучащий и сухой,
Теплый и трескучий,
Тихий и гремучий.
Муз.рук.: Со временем деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты: ксилофон, маракас, трещотка, кастаньеты.
Дети занимают места с инструментами на стульчиках.
Исполняются музыкальные произведения: «Полька» Глинка, «Ах вы сени» р.н. мелодия.
Дети прощаются с жителями Деревянного королевства и уходят в группу.