ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ Игры звуками В РАМКАХ ПРОЕКТА

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« ИГРЫ ЗВУКАМИ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА

«СКАЗКИ ЗЕМЛИ»



Цикл занятий по теме проекта:

Тема 1. Бумажный карнавал.

Тема 2. Деревянные истории.

Тема 3. Металлическая фантазия.

Тема 4. Стеклянное королевство.

Тема 5. Итоговое занятие «Королевства звуков».

Тема 1. Бумажный карнавал.

Цели занятий: познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими; развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту тонких шуршащих и шелестящих звуков; развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, интуитивное понимание смысла выразительных средств музыки.

Пособия и материалы: бумажные листки различного размера, качества и толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, бумага гофре, упаковочная (удобно разложить их в отдельные коробочки); бумажные бабочки, сделанные из разных конфетных фантиков; длинные разноцветные ленты длиной 50 см из бумаги гофре, полиэтилена и легкой воздушной фольги: треугольник, коробочка, тарелка, ксилофон.

Методические приемы:

  • рассказать детям сказку про трех королей - Шорохе Ивановиче, Шелесте Петровиче, Шепоте Шепотовиче.

  • извлечение шуршащих звуков из предложенной бумаги; пошуршать ладонями, тканью одежды, тихонько поскрести ногтями по стулу и т.д.

  • создать спонтанную «шуршащую» композицию из звуков Ч, Ш. Щ. С. Ц.

  • озвучивание стихов «И Шорох к Шелесту летит» Э.Мошковская, В Суслова с помощью различных самодельных инструментов.


Тема 2. Деревянные истории.

Цели занятия: Познакомить детей с деревянными детскими инструментами и приемами игры на них; привлечь их внимание к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение. Учит выразительно использовать деревянные звуки, соотносить образ и исполнительский прием.

Музыкальные инструменты: трещотки, деревянные коробочки, палочки, ксилофон.

Пособия и материалы: Деревянные кубики, карандаши, деревянная посуда, игрушки.

Методические приемы:

  • рассказ о деревянных предметах из нашей жизни, предложить найти их самим и извлечь из них звуки. Обратить внимание на то, как они отличаются друг от друга.

  • послушать с детьми бытовые звуки на аудиокассете. Предложить им угадать, что эти звуки означают, какова реальная жизненная ситуация, в которой они могут оказаться.

  • предложить самостоятельно изучить звуковые возможность дерева, определить качества деревянных звуков: теплый, сухой, щелкающий, трескучий.

  • прослушать аудиокассету со звучанием деревянных инструментов.

  • озвучивание с помощью деревянных инструментов стихотворений «Игрушки» В Степанова, «Прыг-скок» В Данько.

  • предложить придумать и сыграть «деревянный» узор на ксилофоне, а так же нарисовать его цветными фломастерами (предыдущий рисует, следующий играет).

Тема 3. Металлическая фантазия.

Цели занятия: познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами, развивать фантазию, воображение; развивать темброво-ритмический и интонационный слух, учить пользоваться переменной динамикой, соотнося при этом различные образы.

Детские музыкальные инструменты, пособия и материалы: Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенцы, самодельные инструменты. Металлическая посуда: ложки из различных материалов, небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей и пр.

Методические приемы:

  • рассказать детям, что с металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне.

  • предложить разными способами (стучать разными палочками, ладонью, пальцами) играть на предложенных предметах.

  • озвучить стихотворения «Веселый старичок» Д.Хармса, «Туча» шотландская народная поэзия.

Тема 4. Стеклянное королевство.

Цели занятия: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения; побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами; учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми своими эмоциональными состояниями; развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление.

Детские музыкальные инструменты: треугольник, колокольчик, металлофоны, деревянные и металлические палочки для игры.

Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, баночки разных размеров, бутылки разной величины.

Методические приемы:

  • закрыв глаза, послушать какие красивые звуки у жителей Стеклянного королевства, дать им характеристику.

  • озвучить стихотворения «Хрустальные спицы» Л.Николаенко, «Аквариум» Т.Коти.

  • показать детям «чайный оркестр», предложить поиграть чайной ложечкой любой ритмический рисунок.

  • показать необычные приемы игры со стеклянными предметами.


Тема 5. Итоговое занятие


«КОРОЛЕВСТВА ЗВУКОВ»


Цели занятия:

познакомить детей с деревянными, стеклянными и металлическими звуками, развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение.

Музыкальные инструменты, пособия и материалы:

ксилофон, рубель, трещотки, маракас, деревянные кубики, колокольчик, бубенцы, бубен, металлофон,, самодельные инструменты. Металлическая посуда: ложки из различных материалов, небольшие кастрюли, крышки от них, оцинкованное ведро. Деревянные и металлические палочки. Хрустальные и стеклянные бокалы, чашки и блюдца. Аудиозаписи: «Ах, вы сени» рус.нар. мелодия, «Полька» Глинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В зале расположены три столика, на которых находятся стеклянные предметы, металлические и деревянные. Столики накрыты легкой тканью.

Дети входят в музыкальный зал.

Муз.рук.: Здравствуйте. Ребята! Сегодня мы с вами посетим три Королевства. В них живут необычайные жители с удивительными голосами. Хотите с ними познакомиться? (Да) Отправляемся в путь.

СТЕКЛЯННОЕ КОРОЛЕВСТВО


Подходят к первому столику со стеклянными предметами.

Ткань снимается.

Муз.рук.: Знакомьтесь, это жители Стеклянного королевства. Предлагаю вам закрыть глаза и послушать, какие красивые звуки голосов у этих жителей (коснуться их слегка деревянной и металлической палочкой).

В Стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий прозрачный голос стекла.

Два стакана до обеда

Меж собой ведут беседу:

«Голосок наш легкий, звонкий,

Ледяной и очень колкий,

Он прозрачный и летящий,

Хрупкий и блестящий».

Среди стеклянных звуков есть королевские особы - это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку.

Предлагается детям самим попробовать извлечь стеклянные звуки: с помощью палочек или слегка ударяя предметами друг о друга. Обращается внимание детей, какие при этом получаются разные звуки.

Озвучивается стихотворение «Хрустальные спицы» Л.Николаенко.

Муз.рук.: В Стеклянном королевстве живут не только короли и королевы, но и в полнее обычные жители. Например, чайная посуда: чашки, блюдца, чайники, розетки для варенья.

Вот большой стеклянный чайник-

Очень важный, как начальник. (Постучать по нему чайной ложкой)

Вот фарфоровые чашки-

Очень хрупкие бедняжки. (Постучать)

Вот фарфоровые блюдца-

Сильно стукни - разобьются. (Постучать)

Предлагается детям поиграть ритмично ложечкой по чайной посуде, затем сыграть вместе «Чайную польку». Дети прощаются с жителями Стеклянного королевства и переходят ко второму столику.

КОРОЛЕВСТВО «МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ»

Муз.рук: Познакомиться с жителями Королевства «Металлическая фантазия» проще всего на кухне. Здесь есть целый оркестр (открывается столик, дети перечисляют предметы: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки, подносы). Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко. Но с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом.

Ребенок: У металла гулкий звук,

Не похож совсем на стук-

Он бывает и трубящий,

И призывный, и бренчащий.

Предлагается озвучить стихотворение «Туча» шотландская народная поэзия.

Исполняется «Шарманка» Д.Шостаковича с детским аккомпанементом.

Дети прощаются с жителями данного Королевства и переходят к другому столику.

ДЕРЕВЯННОЕ КОРОЛЕВСТВО


Муз.рук.: В этом Королевстве вы сможете услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду.

Предлагается детям найти деревянные предметы вокруг, подойти к ним и постучать, чтобы послушать их голоса (стол, стулья, пианино, пол). Обращается внимание детей на то, как отличаются «голоса» этих деревянных предметов.

Открывается столик. На нем разложены мелкие деревянные предметы: палочки, кубики, карандаши, шкатулка и т.п. Определяют качество деревянных звуков (стучащий, шуршащий, трескучий).

Муз.рук.: Деревянный звук какой?

Ребенок: Он стучащий и сухой,

Теплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

Муз.рук.: Со временем деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты: ксилофон, маракас, трещотка, кастаньеты.

Дети занимают места с инструментами на стульчиках.

Исполняются музыкальные произведения: «Полька» Глинка, «Ах вы сени» р.н. мелодия.

Дети прощаются с жителями Деревянного королевства и уходят в группу.



© 2010-2022