- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация для воспитателей Формы экспериментальной деятельности
Консультация для воспитателей Формы экспериментальной деятельности
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковалёва В.Н. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Подгоренский детский сад №1»
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Консультация для воспитателей
Тема: « Формы организации познавательно исследовательской деятельности».
Воспитатель: 1КК Ковалёва В.Н.
п.г.т. Подгоренский 2015 год
ФОРМЫ РАБОТЫ
1 Занятие. Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования
1.Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов.
2. Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
5.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
6.Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
7.Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
2 Беседы познавательно-эвристического характера.
Умение интересно, понятно и складно рассказывать и вести диалог - одно из важнейших интеллектуальных достижений ребёнка дошкольного возраста.
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Она строится на имеющихся у детей представлениях, полученных в процессе наблюдений, и направлена на углубление представлений о взаимосвязях, существующих в природе, на самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.
Особую продуктивно-познавательную функцию в ходе такой беседы играет вопрос. Существует следующая типология вопросов: на уточнение («Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что- то добавить?»);на поиск причин и доказательств («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»);
4Знаково - изобразительные средства.
Использование знаков и художественных средств как формы организации экспериментирования.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.
5Лабораторные работы.
Работа в лабораториях это комплекс форм организации экспериментальной деятельности. Наблюдения, опыты и серии опытов, фиксация и обработка результатов.
6Киносеансы.
При ознакомлении детей с природой в д/саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитателей формируют у детей представления о динамике явлений природы - росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления которые протекают в природе длительное время.
Организация киносеансов способствует накоплению опыта, активизации познавательной активности, способ закрепления, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в области экспериментирования.
7Прослушивание аудиозаписей.
Организация прослушивания способствует накоплению опыта, активизации познавательной активности, способ закрепления, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в области экспериментирования, расширение пространственных представлений и развитие слуха. Позволяет ощутить и осознать полноту мира.
8Дидактические и развивающие игры, упражнения.
Игры и упражнения развивают, расширяют познавательный интерес, а так же способствуют систематизации, прочному усвоению и обобщению знаний, умений и навыков, использованию знаний в жизни.
9Сюжетно - ролевые игры.
Деловая или сюжетно - ролевая игра активизирует и корректирует работу, способствует развитию умений в решении задач в определённых условия с предлагаемым сюжетом.
Предварительная работа по организации сюжетно-ролевой игры:
Подготовка схем-заданий по руководству игрой
Подготовка карточек анализа игровой деятельности
Изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.
Определение сюжета распределение ролей.
10Эксперименты и опыты.
Планирование эксперимента - это процедура выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью.
Схема проведения эксперимента.
Диагностический этап:
1) изучение литературы по проблеме;
2) ознакомление с передовым опытом.
Прогностический этап:
1) уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач, гипотез;
2) организационно-подготовительный этап;
3) мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента;
4) подбор объектов экспериментирования;
5) подготовка методических материалов;
6) подготовка исследовательского инструментария;
7) проведение разведывательного эксперимента.
Практический этап:
1) мероприятия констатирующего эксперимента;
2) содержание и сроки формирующего эксперимента (мероприятия, темы, программа);
3) мероприятия контролирующего эксперимента.
Обобщающий этап;
1) обработка полученных данных;
2) анализ данных и получение выводов;
3) написание отчетных материалов (указать формы отчетности).
Внедрение;
1) отчеты о результатах;
2) применение в практике.
11Рассматривание картин.
Проводится после наблюдения или экскурсии. Рассматривание начинают от главного к второстепенному. Пейзаж, написанный художником, должен соответствовать тому, что ребята видели на прогулке. Это приучает их соотносить свой чувственный опыт с эстетическим воздействием картины. Если в старшей группе рассматривание пейзажных картин, как правило, является частью беседы, то в подготовительной это может быть и самостоятельным занятием.
2Наблюдение за живыми объектами и явлениями природы.
При наблюдении за животными нужно создать такую обстановку, чтобы оно вело себя свободно и естественно.
Наблюдение за кроликом - для кролика сооружается загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. Руководя наблюдением за животным, воспитатель направляет внимание детей на его поведение: «что делает? Как продвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматривает внешние признаки животного: «Как передвигается кролик?(прыгает) А почему кролик прыгает, посмотрите на его ноги.(передние короткие, задние - длинные)» При ознакомлении детей с животным нужно подключать как можно больше анализаторов. В конце идёт обобщающий рассказ о животном (биологическая характеристика).
Чтобы развивать самостоятельное наблюдение с детьми нужно играть в д/и «Кто больше увидит», «Кто лучше опишет клён».
13Экскурсии и целевые прогулки.
Организуя наблюдения в природе во время экскурсии или прогулки, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животным - характер движения, издаваемые звуки и т.д.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, отсезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения - длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Итоги наблюдения заносим в дневники или календарь.
14Работа в уголках природы.
Наблюдение за растением, правильный уход за растением, изучение внешнего строения растений их сравнение, проведение опытов и экспериментов с растениями. Высевание и выращивание рассады. Проращивание семян.
15Экологическая тропа. Экскурсии и целевые прогулки.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах .
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для занятий.
Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия, опыты, эксперименты и экскурсии. Организованную метеостанцию можно использовать как мини лабораторию, а фитоогород или клумбы и грядки как опытнический участок.
16Акции добрых дел.
Январь Акция «Покормим птиц». Февраль : «Любопытные следы». Март: «Вместе с мамой на природу»..Праздник «День Земли». Акция «Десант чистоты». Май «Травник».Акция «Детский сад - цветущий сад» на лучшее оформление групповых участков, приуроченной к «Дню весны и труда».Июнь «Здравник».«Праздник русской берёзки».«Праздник чистоты и здоровья». 17Предметные недели.
Цель предметных недель:
• Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм;
• Развивать стремление детей 2-й младшей подгруппы к наблюдению, сравнению, обследованию, стимулировать развитие всех видов. Простейшему экспериментированию с предметами и материалами;
• Развивать познавательную активность детей средней подгруппы; помогать осваивать средства и способы познания; обогащать опыт исследовательской деятельности и представления об окружающем;
• Учить детей старшей подгруппы организовывать собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов, обсуждать цель и ход эксперимента с другими детьми, побуждать самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы; развивать познавательную активность и любознательность.
18Кружковая деятельность.
Организация кружка «Юные исследователи»В кружковой деятельности участвуют 10-12 детей. В данной деятельности реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
занятия, которые проводятся в вечернее время, 2 раза в месяц.
самостоятельная деятельность детей
совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
На занятиях у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить детей к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности дети учатся способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
В совместной деятельности - закрепляются полученные ранее знания и представления.
Таким образом формы организации опытно экспериментальной деятельности могут быть достаточно разнообразны и увлекательны.