Консультация для воспитателей Формы экспериментальной деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Подгоренский детский сад №1»

Подгоренского муниципального района Воронежской области















Консультация для воспитателей

Тема: « Формы организации познавательно исследовательской деятельности».



















Воспитатель: 1КК Ковалёва В.Н.

п.г.т. Подгоренский 2015 год

ФОРМЫ РАБОТЫ

1 Занятие. Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования

1.Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов.

2. Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.

5.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).

6.Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.

7.Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

2 Беседы познавательно-эвристического характера.

Умение интересно, понятно и складно рассказывать и вести диалог - одно из важнейших интеллектуальных достижений ребёнка дошкольного возраста.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Она строится на имеющихся у детей представлениях, полученных в процессе наблюдений, и направлена на углубление представлений о взаимосвязях, существующих в природе, на самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Особую продуктивно-познавательную функцию в ходе такой беседы играет вопрос. Существует следующая типология вопросов: на уточнение («Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что- то добавить?»);на поиск причин и доказательств («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»);

4Знаково - изобразительные средства.

Использование знаков и художественных средств как формы организации экспериментирования.

Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

5Лабораторные работы.

Работа в лабораториях это комплекс форм организации экспериментальной деятельности. Наблюдения, опыты и серии опытов, фиксация и обработка результатов.

6Киносеансы.

При ознакомлении детей с природой в д/саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитателей формируют у детей представления о динамике явлений природы - росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления которые протекают в природе длительное время.

Организация киносеансов способствует накоплению опыта, активизации познавательной активности, способ закрепления, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в области экспериментирования.

7Прослушивание аудиозаписей.

Организация прослушивания способствует накоплению опыта, активизации познавательной активности, способ закрепления, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в области экспериментирования, расширение пространственных представлений и развитие слуха. Позволяет ощутить и осознать полноту мира.

8Дидактические и развивающие игры, упражнения.

Игры и упражнения развивают, расширяют познавательный интерес, а так же способствуют систематизации, прочному усвоению и обобщению знаний, умений и навыков, использованию знаний в жизни.

9Сюжетно - ролевые игры.

Деловая или сюжетно - ролевая игра активизирует и корректирует работу, способствует развитию умений в решении задач в определённых условия с предлагаемым сюжетом.

Предварительная работа по организации сюжетно-ролевой игры:

Подготовка схем-заданий по руководству игрой

Подготовка карточек анализа игровой деятельности

Изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.

Определение сюжета распределение ролей.

10Эксперименты и опыты.

Планирование эксперимента - это процедура выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью.

Схема проведения эксперимента.

Диагностический этап:

1) изучение литературы по проблеме;

2) ознакомление с передовым опытом.

Прогностический этап:

1) уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач, гипотез;

2) организационно-подготовительный этап;

3) мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента;

4) подбор объектов экспериментирования;

5) подготовка методических материалов;

6) подготовка исследовательского инструментария;

7) проведение разведывательного эксперимента.

Практический этап:

1) мероприятия констатирующего эксперимента;

2) содержание и сроки формирующего эксперимента (мероприятия, темы, программа);

3) мероприятия контролирующего эксперимента.

Обобщающий этап;

1) обработка полученных данных;

2) анализ данных и получение выводов;

3) написание отчетных материалов (указать формы отчетности).

Внедрение;

1) отчеты о результатах;

2) применение в практике.

11Рассматривание картин.

Проводится после наблюдения или экскурсии. Рассматривание начинают от главного к второстепенному. Пейзаж, написанный художником, должен соответствовать тому, что ребята видели на прогулке. Это приучает их соотносить свой чувственный опыт с эстетическим воздействием картины. Если в старшей группе рассматривание пейзажных картин, как правило, является частью беседы, то в подготовительной это может быть и самостоятельным занятием.
2Наблюдение за живыми объектами и явлениями природы.

При наблюдении за животными нужно создать такую обстановку, чтобы оно вело себя свободно и естественно.

Наблюдение за кроликом - для кролика сооружается загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. Руководя наблюдением за животным, воспитатель направляет внимание детей на его поведение: «что делает? Как продвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматривает внешние признаки животного: «Как передвигается кролик?(прыгает) А почему кролик прыгает, посмотрите на его ноги.(передние короткие, задние - длинные)» При ознакомлении детей с животным нужно подключать как можно больше анализаторов. В конце идёт обобщающий рассказ о животном (биологическая характеристика).

Чтобы развивать самостоятельное наблюдение с детьми нужно играть в д/и «Кто больше увидит», «Кто лучше опишет клён».

13Экскурсии и целевые прогулки.

Организуя наблюдения в природе во время экскурсии или прогулки, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животным - характер движения, издаваемые звуки и т.д.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, отсезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения - длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Итоги наблюдения заносим в дневники или календарь.

14Работа в уголках природы.

Наблюдение за растением, правильный уход за растением, изучение внешнего строения растений их сравнение, проведение опытов и экспериментов с растениями. Высевание и выращивание рассады. Проращивание семян.

15Экологическая тропа. Экскурсии и целевые прогулки.

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах .

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для занятий.

Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия, опыты, эксперименты и экскурсии. Организованную метеостанцию можно использовать как мини лабораторию, а фитоогород или клумбы и грядки как опытнический участок.

16Акции добрых дел.

Январь Акция «Покормим птиц». Февраль : «Любопытные следы». Март: «Вместе с мамой на природу»..Праздник «День Земли». Акция «Десант чистоты». Май «Травник».Акция «Детский сад - цветущий сад» на лучшее оформление групповых участков, приуроченной к «Дню весны и труда».Июнь «Здравник».«Праздник русской берёзки».«Праздник чистоты и здоровья». 17Предметные недели.

Цель предметных недель:

• Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм;

• Развивать стремление детей 2-й младшей подгруппы к наблюдению, сравнению, обследованию, стимулировать развитие всех видов. Простейшему экспериментированию с предметами и материалами;

• Развивать познавательную активность детей средней подгруппы; помогать осваивать средства и способы познания; обогащать опыт исследовательской деятельности и представления об окружающем;

• Учить детей старшей подгруппы организовывать собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов, обсуждать цель и ход эксперимента с другими детьми, побуждать самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы; развивать познавательную активность и любознательность.

18Кружковая деятельность.

Организация кружка «Юные исследователи»В кружковой деятельности участвуют 10-12 детей. В данной деятельности реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

занятия, которые проводятся в вечернее время, 2 раза в месяц.

самостоятельная деятельность детей

совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятиях у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить детей к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности дети учатся способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

В совместной деятельности - закрепляются полученные ранее знания и представления.

Таким образом формы организации опытно экспериментальной деятельности могут быть достаточно разнообразны и увлекательны.



© 2010-2022