Конспект занятия в логопедической группе В зимнем лесу

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шахтерская дошкольная образовательная организация

комбинированного типа № 10 «Сокол»

Управление образования администрации г.Шахтерска



Путешествие по зимнему лесу



(конспект занятия в старшей группе)







Выполнила:

Ткаченко Вера Григорьевна,

воспитатель





Шахтерск, 2016

Цели:

Образовательные: закрепить представление о зиме и ее приметах; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»; совершенствовать грамматический строй речи, учить подбирать однокоренные слова к слову «снег», продолжать согласовывать имя существительное и прилагательное в роде, числе, падеже; закрепить правильное произношение звуков в чистоговорках.

Закрепить умения обобщать представления детей о зиме, о зимних месяцах, о снеге; расширить знания детей об обитателях зимнего леса.

Развивающие: развивать дыхание и правильный речевой выдох; зрительное и слуховое внимание, память, мышление, связную речь; тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: снежинка, магнитофон, запись вьюги, запись пьесы А. Вивальди «Зима» 2 часть, снежинка на каждого ребенка; снеговик, нарисованные следы животных, птиц и человека, скороговорки в картинках.

Ход занятия

1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта).

Воспитатель: Ребята, мы сейчас немного поиграем. Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! (Дети встают вместе с воспитателем в круг.)

Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебная снежинка. (Дети передают снежинку, обращяясь друг к другу по имени и желая доброго утра.)

Дети: Доброе утро, Дима. Доброе утро, Арина и т.д.

Воспитатель: Ну вот, настроение у нас поднялось. Присаживайтесь на свои стульчики, начинаем!

2. Загадка.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Ну, тогда отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица -

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о какой царице идет речь в этой загадке?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Что за скакуны в этой тройке?

Дети: Это зимние месяцы.

Воспитатель: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Верно. А почему вы так думаете?

Дети: Деревья стоят голые, идет снег, дует холодный ветер, на улице мороз и вьюга, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края и т.д.

Воспитатель: А теперь подумайте и отвечайте.

Игра: «Какой? Какая? Какое?»

- Если зимой много снега, то зима какая? …(снежная)

- Если зимой сильный мороз, то зима какая? ..(морозная)

- Если часто метет метель, то зима какая? …( метельная)

- Если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима какая? (ранняя)

- А если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то говорят, что зима? ..(поздняя)

Воспитатель: Посмотрите в окно - у нас на самом деле зима.

- Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, кушаем чеснок, лук, принимаем витамины, делаем массаж «Неболейка»).

3. Массаж биологически активных зон «Неболейка».

(Для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна!

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю отправиться в зимний лес, а как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (На машине, на поезде, на самолете). А я вам предлагаю отправиться в путь на лошадках. Готовы? Поехали?

4. Речевая игра "Едем на лошадке", Т. Тютюнниковой.

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой

Холод, холод, стужа, стужа,

Снег пушистый кружит, кружит…

Ехали мы, ехали, наконец, приехали!

Воспитатель: Посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно. Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, у елок иголки как ледяные пальчики.)

5. Дидактическое упражнение "Чей след" (расширение словаря).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это у нас на снегу?

Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

Если пробежал заяц, мы как можем назвать след (заячий), если прошел волк (волчий), след медведя (медвежий), след белки (беличий), у птицы следы (птичьи), след лисы (лисий), след лося (лосиный). А если, прошел человек! (человеческий).

- А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). А почему? (Потому что они зимой спят и по снегу не ходят.)

6. Имитационное упражнение "Мы шагаем по сугробам" (эмоциональная разрядка).

Воспитатель: А нам нужно двигаться дальше.

Мы шагаем по сугробам,

Дети идут, высоко поднимая ноги.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Садятся и поглаживают ноги ладонями снизу вверх.

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.

7.Согревалочка (речевая)

Воспитатель: Ребята, зимой обычно бывает холодно. Хотите, я научу вас как согреться. Встаньте и слушайте меня:

8. Чистоговорка:

Ду-ду-ду - я на лыжах иду.

Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.

Ды-ды-ды - на снегу видны следы.

Одновременно стучат кулачками по ногам.

Одя-одя-одя - за мной идет Володя.

Скользящие движения ладоней по бедрам.

Ди-ди-ди - меня ты подожди.

Попеременно хлопают ладонями по ногам.

Ода-ода-ода - хорошая погода.

Хлопают в ладоши.

- Согрелись? Садитесь.

9. Подбор однокоренных слов.

Воспитатель: Посмотрите вокруг, я просто зачарованна зимним лесом, так и хочется писать стихи. Я начну, вы продолжайте - доскажите слова в стихотворении.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки - серебристые снежинки.

На посёлки, на лужок всё снижается снежок.

Вот веселье для ребят - всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.

Словно в белый пуховик нарядился снеговик.

Рядом снежная фигурка - это девочка - снегурка.

На снегу-то, посмотри - с красной грудкой снегири.

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег.

Воспитатель: Назовите слово, которое живет во всех словах, которые вы произнесли?

Дети: Снег.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы человечек из снега - снеговик ожил и с нами поиграл? Тогда вставайте в круг, будем лепить снеговика.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий,

очень гладкий.

И совсем-совсем не сладкий.

Раз - подбросим,

Два - поймаем.

Три - уроним.

И... сломаем.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось лепить снеговика.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе скажем волшебные слова:

«Трек-трак-трик, оживи, наш снеговик!» (Дети закрывают глаза, появляется снеговик. Он здоровается с детьми, шепелявя и картавя).

Снеговик: Здластуйте, лебята! Я неголовик. Мне осень хотеса поигать с вами.

Воспитатель: Здравствуй, снеговичок!

Снеговик: Вы сто немя не поняли.

Воспитатель: Ребята, я что-то совсем ничего не понимаю, что сказал нам снеговик?

Воспитатель: Давайте мы ему поможем и научим, как нужно правильно говорить, в этом нам помогут скороговорки. Мирослав выходи вперед, а ты снеговик слушай и повторяй.

10. Дети по одному произносят скороговорки, а снеговик повторяет:

  • У маленького Сани перевернулись сани,

Теперь у Сани новые сани.

  • Купили нашей Вареньке

Варежки и валенки.

  • Спой мне песенку-смешинку

Подарю тебе снежинку.

  • В сугробе Егорка барахтался,

Барахтался и не выбарахтался.

  • Снегирь на утренней заре

Поет песни в феврале.

(Снеговик проговаривает за детьми каждую чистоговорку, радуясь, что у него получается, он научился правильно говорить).

Снеговик: Спасибо, дети вы так хорошо умеете произносить все слова, а мне надо еще многому учиться. Ребята, а что вам нравится зимой?

Дети: Нам нравится играть в хороводные игры.

Снеговик: Можно мне с вами поиграть в хороводную игру.

Дети: Да.

11. Хоровод «Едем, едем по дороге».

Едем, едем по дороге

И везем своих друзей

Медвежат

И волчат

И лосят

И зайчат,

Едем, едем на машине

А машины хороши!

Есть колеса и кабина

Рада, рада детвора!

12. Дыхательное упражнение «Вьюга» (Звучит фонограмма зимней вьюги).

Воспитатель: Что-то холодно стало. Как вы думаете, что это? Может быть легкий летний ветерок?

Дети: Нет. Это песенка зимней метели.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы сами сможем устроить настоящую метель.

(Звучит музыка. Взять белые снежинки и дуть вместе с детьми так, чтобы они порхали в воздухе. Дети устраивают метель.)

Воспитатель: Видите, ребята, погода стала портиться. Пора нам возвращаться в детский сад и снеговику нужно поспешить домой. Садимся на тройку лошадей и поехали! « Едем, едем на лошадке….». Ну вот мы и в детском саду!

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Что больше понравилось Мирославу? А что Матвею? Я предлагаю вам вместе со мной сделать книгу о нашем путеществии. Предлагаю посвятить книгу нашему главному герою снеговичку, а назовем ее «В гостях у снеговичка». У вас на столе лежит одна страничка из нашей книги. Посмотрите внимательно, на ней нарисован снеговик, а внизу маленькое стихотворение о нем. Рассмотрели? А сейчас каждый оживит своего снеговичка с помощью волшебных карандашей, как настоящие художники постарайтесь раскрасить своего снеговичка аккуратно. А сейчас на секундочку закройте свои глазки и представьте своего снеговика. Представили?

13. Продуктивная деятельность (развитие тактильных ощущений, положительных эмоций, развитие воображения).

Воспитатель: Берите свои странички и будем аккуратно заполнять нашу книгу. А теперь начинаем работать. (Дети раскрашивают странички, собираю отдельные странички в «Книгу».)

Ребята, подойдите все ко мне, посмотрите, какая у нас получилась замечательная книга.

14. Итог занятия.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для нашего путешествия.


© 2010-2022