- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Тренинг по толерантности с детьми старшейгруппы
Тренинг по толерантности с детьми старшейгруппы
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кеслер К.С. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проведение тренингов толерантности с детьми старшей группы детского сада.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
Не менее актуальной является и проблема понимания нравственных категорий людьми. А так как основы нравственного развития личности закладываются в детском возрасте, то и программа занятий была составлена для детей подготовительной группы - возрастная категория 6-7 лет.
Некоторые дети, хорошо усвоив эти категории, начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. Поэтому важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравственные категории, но и проявили терпение по отношению друг к другу. Ведь чаще всего у детей и встречается эта проблема. Они не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе других детей.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве обязательного компонента в формировании толерантного сознания. Воспитание в духе терпимости способствуют формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Цель программы: формирование у детей знаний нравственных категорий как средство воспитания толерантности.
Задачи:
-
овладение детьми нравственными знаниями; перевод этих знаний в убеждения и реальные действия;
-
воспитание терпимости (толерантности) у детей, на основе усвоенных нравственных категорий.
Комплекс занятий для детей старшей группы, состоящий из 11 встреч по 30-40 минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:
-
отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;
-
на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;
-
с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.
Выбраны определённые нравственные категории: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность.
Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли и критерии толерантности:
-
равноправие;
-
взаимоуважение к членам группы, общества;
-
сохранение и развитие своей индивидуальности;
-
добровольное сотрудничество;
-
солидарность в решении общих проблем.
Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание.
За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность - способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.
Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость - признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость - это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении.
Формирование нравственных понятий у детей - одна из важных задач нравственного воспитания. Недооценка этой работы может приводить не только к неверным нравственным понятиям, но и быть причиной ошибок в практике поведения.
Чувствам школьника свойственно внутреннее противоречие, часто двойственное эмоциональное переживание по отношению к одному и тому же явлению. Например, вера в силы свои - прекрасное качество человека, но если она не подвергается сомнению, то может превратиться в отрицательное качество - самоуверенность.
В младшем школьном возрасте, когда рациональный интеллект только формируется, ничто не мешает закладывать эмоциональный фундамент нормального морального развития личности.
Разработанные занятия позволили создать условия, в которых дети испытывали определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывали испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогло детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время работы на занятиях дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения.
Таким образом, содержание программы позволяет привести детей к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались в сходной ситуации. Дети чувствовали опору и обрели ту самую уверенность, которая, в конечном счёте, и нужна для развития толерантности.