Семинар практикум для родителей и детей Развитие сенсорных способностей, тактильного восприятия детей раннего возраста

Семинар - практикум для родителей детей раннего возраста проведен в МКДОУ детский сад №3 "Радуга" села Донского Ставропольского края как открытое мероприятие. Первая часть семинара проводится без участия детей. Воспитатель выступает с небольшим сообщением и демонстрацией пособий по сенсорному развитию детей. Во второй части семинара заводят детей и родители совместно со своими малышами играют, выполняют различные задания. На последней странице представлена Памятки можно распечатать и раздать род...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга»

села Донского Ставропольского края


Родительское собрание в форме

Семинара - практикума

Открытое мероприятие

















Тема

«Развитие сенсорных способностей,

тактильного восприятия детей раннего возраста»





















Из опыта работы воспитателя

Шунковой Т.В.

29.11.2007

Семинар - практикум для родителей на тему

«Развитие сенсорных способностей, тактильного восприятия детей раннего возраста»

29.11.07

воспитатель Шункова Т.В.

Цель практикума:

  1. Повышать престиж дошкольного воспитания, способствовать тому, чтобы детское учреждение являлось центром педагогической культуры, используя для этого выставки игрушек, пособий, совместное взаимодействие родителей, педагогов ДОУ и детей.

  2. Для обеспечения своевременного и полноценного развития ребенка помочь родителям осознать особое значение раннего периода в жизни человека. Предложить родителям и детям развивающие игры, соответствующие возрасту детей.

  3. Обучение родителей взаимодействию с ребенком в целях развития его сенсорных способностей. Воспитывать чувство взаимовыручки у родителей и детей.

  4. Помочь родителям создавать предметно - развивающую среду с учетом возрастных особенностей ребенка.

Предварительная работа:

  1. Подготовить выставку пособий по сенсорному развитию детей.

  2. Распечатать памятки по проведению игр в домашних условиях.

  3. Материал:

- ведерки для пищевого льда и теплой воды, салфетки;

- силуэты одежды с отверстиями и шнурки для нанизывания;

- «вкладыши» с круглыми и квадратными отверстиями разного размера, внутри картинка - зайчик, игрушка - лиса;

- колючие массажные мячики;

- магнитофон с ритмичной музыкой для физпаузы;

- «подсказка» текста пальчиковой игры-забавы «Туки - тук» на магнитной доске. Подсказка прикрыта «радугой» из цветной бумаги.

Место проведения:

Музыкальный зал ДОУ.

Вступительное слово воспитателя:

Еще с давних пор в России было принято с 6-месячного возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: для развития мелкой моторики рук, для сенсорного развития. Многие родители слышали об этих понятиях, но что это такое знают далеко не все.

Сенсорные восприятия - это чувственные восприятия, ощущения. Под сенсорным развитием подразумевается развитие органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения раз личных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас вашего малыша.

Вы уже обратили внимание на нашу выставку? Игры, пособия, представленные здесь способствуют развитию сенсорных способностей детей. Они активно используются педагогами нашего ДОУ на занятиях и для индивидуальной работы с детьми. Но не обязательно покупать дорогие игрушки, многие пособия можно изготовить самостоятельно.

Например, вот эти вкладыши фабричного производства - яркие, хорошо моются, прочны и долговечны. А вот самодельные - изготовлены они из разных губок - яркие, разные на ощупь (шершавые или мягкие). Появляется возможность вырезать окошечки самой разной формы.

Можно на видном месте в доме повесить радугу из цветной бумаги и время от времени подносить ребенка, показывая и называя цвета (не обязательно все сразу). Лучше разметить это панно на уровне взрослого. Тогда дети не будут обрывать бумагу, а контакт взрослый - ребенок будет обеспечен на 100%. Маме или папе придется взять малыша на руки, поднести к «радуге» и вспомнить с ребенком знакомые цвета.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Вот этому мы и будем сегодня учиться вместе с нашими детьми.

Начнем занятие с криомассажа. Его цель - снижение тонуса и уменьшение напряженности мышц. Метод прост в использовании, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний.

Криомассаж «Моем игрушки»

Оснащение: по 2 ведерка - одно с кусочками пищевого льда, другое - с теплой водой, салфетки.

Ход: сначала предлагаем малышам «пошебуршать» льдинками, а затем опустить руки в теплую воду. Спросим: «Где холодная водичка?» (снова потрогать). «Где горячая водичка?» Перекладываем с детьми лед в теплую воду

В этом тазике у нас грязные игрушки.

Мы помоем их сейчас - помогите ручки!

Раз, два, три - руки поднимаем,

В другое ведерко опускаем.

Сразу же вытираем детям руки насухо.

  1. Игра «Сушим одежду»

(нанизывание силуэтов одежды на шнурок)

Мотивация: в теплой воде мама любит стирать одежду, в коробочках лежит одежда, ее надо повесить сушиться.

Наша мамочка стирала,

А я маме помогала.

В процессе игры называть одежду, ее цвет. Поднять шнурки, показать всем, как хорошо справились дети с заданием.

Физразминка

Игры детей с родителями в парах:

  1. «Хлопай в ладоши»;

  2. «Шагай в кольцо» (взрослый делает кольцо из сцепленных рук, а ребенок шагает или пролезает в это кольцо);

  3. «Самолетики» (лежа на животе на руках взрослого, ребенок изображает самолет, руки подняты в стороны, взрослый покачивает малыша);

  4. «Веселые зайчики» (прыжки в парах, взявшись за руки)

2. Задание: «Где живет зайка?»

Предложить потрогать вкладыши (поверхность шершавая или мягкая), открыть окошки, порадоваться зайке. Можно провести пальчиком по краю окошечка (круглое, квадратное), назвать цвет. Показать игрушку - лису.

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,

Ищет где же зайки, зайки - побегайки.

Лиса хочет поймать зайчика, его надо спрятать.

Заинька, зайка, маленький зайка,

Лисичку боится зайка - трусишка.

Дети закрывают окошечки, подбирая фигуру по размеру и форме.

3. Игра - забава «Туки - тук»

Мотивация: надо лису напугать, чтобы она убежала и не обижала зайчиков.

Туки-туки-туки-тук

Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю

Ап!

Сжать кулаки и постукивать ими.

Текст произносить громким голосом.

Выставить указательные пальцы

Туки-туки-туки-тук

Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю

Ап!

Постукивать указательными пальцами, текст проговаривать нормальным голосом,

Выставить мизинцы.

Туки-туки-туки-тук

Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю

Дзынь!

Постукивать мизинцами,

Текст произносить тихо, почти шепотом,

нажать на кончик носа.

- Хотели лисичку напугать, а она смеется, ей понравились дети. Что же хочет лисичка дать детям? Мячики! Поиграем с мячиками.

Массаж рук детей колючим мячиком.

Задание родителям:

- придумайте, как при помощи мячика можно массировать ребенку руки и пальцы.

- катать вперед - назад, круговыми движениями, закручивающими движениями; можно сжимать мяч пальцами, ладонями…

Поблагодарить родителей и детей за активное участие в семинаре и предложить им памятки. Предложить родителям высказаться по поводу проведенного мероприятия, вынести решение.

Памятки для родителей:

  1. Начинайте и заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

  2. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно.

  3. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает их делать самостоятельно.

  4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

  5. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

  6. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

  7. Все изделия, которые выполнил, ребенок должны стать предметом гордости, можно похвастать перед членами семьи, «покормить» кукол, подарить кому-нибудь…

«Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

Нанизывание

Нанизывать можно на шнурки (на мягкую проволоку, на палочки…):

- бумажные, тканевые силуэты одежды («сушим одежду»),

- фрукты и овощи - «сушим фрукты» (бумажные и кусочки натуральных)

- листочки («гербарий»)

Бельевые прищепки

Предложите ребенку помочь вам нанизать прищепки на веревку, можно прицепить прищепки на картонный круг («цветок»), на силуэт ежика.

Усложнение: цветы (ежики) могут быть разных цветов. На желтый цветок надо прицепить желтые прищепки. В следующий раз используйте другой цвет.

Тесто

- отщипывание («Покормим курочку»)

- раскатывание («конфетки»);

- сплющивание («печенье»),

- можно кусочками теста украсить мячик, тарелочку…

© 2010-2022