Статья Физическое воспитание в ногайской этнопедагогике как часть общей подготовки молодежи к семейной жизни

Раздел Дошкольное образование
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Физическое воспитание в ногайской этнопедагогике как часть общей подготовки молодежи к семейной жизни.


В современных условиях технократического общества, когда в результате научно-технического прогресса, который внес значительные изменения в жизнь людей, физическое воспитание приобретает особую актуальность. Эта актуальность вызвана тем, что сегодняшнему человеку для того, чтобы быть конкурентоспособным, добиться высокого профессионального уровня, приходится усваивать значительный объем информации, что в свою очередь, увеличивает нагрузку на его мозг и интеллектуальные силы. И в первую очередь, от этого страдают дети. Увлечение компьютерными играми, малоподвижный образ жизни, увеличение учебной нагрузки и другие неблагоприятные факторы окружающей действительности оказывают негативное влияние на здоровье подрастающего поколения, способствуя значительному снижению его жизнеспособности. Не вдаваясь в неутешительную медицинскую статистику, следует отметить, что одним из основных видов профилактики болезней и укрепления здоровья является развитие физической культуры ребенка. Полноценное здоровье человека является величайшей ценностью, обеспечивающей ему долгую и активную жизнь, создание семьи, рождение детей и др. Хорошее здоровье служит залогом успешности во всех видах человеческой деятельности: умственной, трудовой, нравственной.

От общего состояния здоровья и физических сил во многом зависят память, внимательность, усидчивость. Поэтому укрепление здоровья и предупреждение болезней является главнейшим условием общего интеллектуального развития и повышения интенсивности труда.

Физическое воспитание неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Красота здорового тела, грациозных и ловких движений всегда служили источником вдохновения художников и артистов.

Физическое воспитание связано непосредственно с трудовым, т.к. без выносливости и ловкости, формируемым физическим воспитанием, у человека нет должной работоспособности, нет стремления к активной деятельности.

Классик педагогической науки Т.А.Ильина также указывала на связь физического воспитания с нравственным: «для совершенствования нравственных поступков, волевых действий, для проявления моральной стойкости и выносливости очень часто нужны физические силы, физическая выносливость и закалка»[2]. Развитие физических, моральных и волевых качеств в сочетании с воспитанием положительных чувств и переживаний позволяет развивать задатки, способности и интересы растущего человека, все больше наполняя их духовно-нравственным содержанием.

Мы видим, что единство и взаимосвязь всех сторон воспитания в единой социальной системе воспитания служат надежным фундаментом физического и духовного развития человека. Со всей очевидностью это демонстрирует народная система воспитания.

Важное значение в формировании личности народная педагогика придавала физическому воспитанию, главной задачей которого являлась подготовка здорового человека, готового к физическому труду, защите родины и семьи. Как отмечают исследователи, экстремальные условия жизни людей заставили их держаться группами, бороться за жизнь; ярким примером тому является кочевой образ жизни ногайцев на протяжении многих веков [1,С.43].

Физическое воспитание детей в прошлые эпохи осуществлялось главным образом в семье, под руководством старших посредством трудовой деятельности и игровой деятельности. Взрослые сами принимали активное в детских играх и направляли действия детей. Постепенно игровая деятельность приобретала самостоятельный характер, но содержание ее, как правило, отражало типично-бытовую деятельность взрослых, их взаимоотношения, отношение к окружающей действительности и др.

Народные игры ногайцев, как и у других народов, играли важную роль в проведении народных гуляний, праздников, свадеб и др. Именно поэтому физическая культура ногайцев, как и другие составляющие национальной культуры, способствует сохранению и укреплению самобытности и своеобразия народа, которые были ярко представлены сопровождавшими эти события обрядами и традициями, имевшими социально-культурное значение.

Как правило, наряду с природными географическими факторами основным средством физического воспитания в ногайской народной педагогике были подвижные игры.

Ногайский народ создал целую систему подвижных игр и упражнений, которые способствовали развитию основных двигательных навыков. Физическое воспитание осуществлялось в единстве с трудовым, умственным, нравственным, эстетическим. Молодежь учили самозакаливанию, исходя из особенностей природного существования ногайского народа. В целом было выстроено целесообразное жизненным потребностям физическое воспитание (ходьба, лазание, плавание и др.).

В современных изменившихся условиях проживания ногайского народа этнонациональная культура требует глубокого осмысления и использования накопленного веками народного опыта по физическому воспитанию молодежи. Известно, что воспитание и развитие подрастающего поколения, в основе которого лежит народная система воспитания, является наиболее эффективной и полезной в силу того, что человек гораздо лучше и легче усваивает нравственные уроки через народный опыт.

«В практической деятельности целенаправленное использование народной физической культуры, особенно ее средства - подвижных игр, - как в воспитании и обучении, так и в подготовке взрослых, требует внимательного теоретического осмысления, особенно с учетом кочевого скотоводческого образа жизни с проживанием в юртах, что откладывало в определенной мере отпечаток на этнопедагогику и ее составную часть - физическую культуру» [1,С.53].

Кочевой образ жизни нашел свое яркое отражение во многих подвижных играх ногайцев. Так, в программе народного праздника «Сабантой»(праздник плуга) представлены различные конные состязания, такие как къунанлар шабысы - скачки на трехлетних лошадях; ат шабыс - скачки на лошадях, йигитлик - наездничество, авдастырув (перевертывание). Лошадь к скачкам готовил каждый хозяин сам. Наездниками в большинстве случаев были мальчики 14-15 лет, которые имели определенный опыт в наездничестве. Примечательно то, что мальчики, готовясь к состязаниям и участвуя в них, приобретали не только физическую силу и умения, но и получали воспитательное воздействие со стороны взрослых мужчин, что в значительной мере способствовало формированию таких нравственных качеств, как ответственность, справедливость, честность ( победу можно было заслужить только в честном состязании) и т.д.

Помимо скачек на лошадях существовали и другие физические состязания на силу, ловкость и т.д. Например, Ногайша куьрес (борьба на поясах) Соревнование силачей в перетягивании каната (аркан ман тартысув).

Состязания на бревне - бой мешками (ястык пан тымалатув), кто кого собьет. Бычья шея (оьгиз мойын) - это состязание предназначено для двух соперников. Надевается на шею пояс, сидя упираются прямыми ногами друг о друга. По команде стараются лечь на спину. Выигрывает тот, кто наклонит соперника вперед. [3]. Имелось и множество других физических состязаний, игр и упражнений в ногайской народной педагогике.

Вклад любого народа, большого или малого, в общечеловеческую культуру, определяется спецификой и своеобразием национальной культуры данного народа, которая проявляется в обычаях и традициях, в языке, в характере трудовой деятельности и т.п., т.е. во всех культурных проявлениях народа. Мы видим, что составной частью общей национальной культуры ногайского народа, как и у всех народов, является физическая культура. Ее средствами являются игры, упражнения, состязания. Все виды игр, физических упражнений и соревновательная деятельность, отражая образ жизни ногайского народа в быту, труде, на отдыхе и т.д., направлены на развитие нравственных и физических качеств семьянина: ответственность, справедливость, гуманизм, мужество, физическую выносливость и т.д. Таким образом, физическая культура ногайского народа является частью общей подготовки молодежи к семейной жизни.

Литература.

  1. Аюбов В.Х. Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа. Дисс…соис.канд.пед.наук, Карачаевск, 2006.

  2. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов.- М.: Просвещение, 1984.- 496 с.

  3. Калмыков Б.Х. Традиционные состязания и народные игры ногайцев // Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды. - М.-Терекли-Мектеб, 1991. - С. 50-52.


© 2010-2022