Семинар - практикум для родителей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей №63»




Семинар - практикум для родителей

на тему:


«Некоторые приёмы работы над различением букв»




Составила:

учитель - дефектолог

Курьина О.А



Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2008г.

Обучение грамоте предусматривает решение следующих задач:

- знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук

- обучение чтению буквы, а также слогов и слов с ней

- написание печатным шрифтом буквы, а также слогов и слов с ней.

В результате одновременного обучения звуковому и слоговому анализу, синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребёнка возникает стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой. Это остановится хорошим подспорьем в автоматизации и дифференциации звуков.

Изучение буквы начинается с её целостного восприятия. Однако ребёнку трудно самостоятельно выделить отдельные части. Необходимо показать каждый элемент буквы, обозначить словом форму, величину, рассмотреть взаимное расположение частей, сравнить со сходными.

Появление ошибок может быть объяснено особенностями русской графики. Для обозначения букв алфавита используется очень небольшой набор элементов. Многие из букв отличаются друг от друга разным количеством совершенно одинаковых деталей, их расположением.

Основная цель работы заключается в том, чтобы любыми путями довести до сознания ребёнка разницу в начертании букв.

Некоторые приёмы работы над различением:

  1. Письмо в воздухе. Позволяет за счёт движений руки лучше уловить различия. Глаза ребёнка при этом закрыты, поскольку движение руки здесь играет компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному восприятию.

  2. 2. игра «Мастерская букв», предложенная Т.А.Куликовской. Выкладывание букв из палочек и верёвочек помогает детям поддерживать устойчивое внимание к образу, а стихотворный текст уточняет, из каких элементов состоит бук и как она расположена относительно другой. Кроме того, у детей тренируются пальцы рук, что активизирует работу коры головного мозга, особенно речевые зоны.

  3. игра «Сложи букву». Конструирование букв из элементов, изготовленных из разных материалов: картона, пластмассы, спичек, пластилина.

  4. Узнавание и последующее называние и недописанных букв. Это позволяет выработать устойчивость зрительных образов, умение «домысливать» отсутствующие элементы.

  5. Сравнение сходных букв и их реконструирование, т.е как бы переделка одной буквы в другую.

  6. Нахождение «спрятавшихся» букв в совмещенных буквах. Ребёнку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» каждой из фигур.

Ф - (5:В, Т, Г, Р, Ф)

Ж- (6: Ж, Х, Т, Г, У, К)

7. Для предупреждения «зеркальности» в восприятии букв можно использовать ряды с правильно и зеркально написанными буквами. Ребёнок должен зачеркнуть неправильные буквы. Также этим детям необходимо предлагать значительное количество упражнений, необходимых на развитие микроориентировки.

8. Использование контуров и трафаретов закрепляет и уточняет представление о буквах, их форме; создаёт правильные зрительно - двигательные представления о способе их изображения; связывает выполняемое действие с формой изображаемого объекта. Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков

9. Целостному восприятию буквы, выделению её характерных признаков, а также появлению положительного отношения к письму способствует чтению стихотворений, в которой описание букв дано в образной, занимательной форме. (С. Маршак, А. Шибаев, В.Степанов, Е.Тарлапан)

Большой интерес у детей вызывает пишущая машинка. Дети, начиная печатать, легче запоминают буквы, ориентируются на клавиатуре машинки, быстро начинают читать.

Определённые затруднения вызывает усвоение слога - слияние. Чтобы обеспечить плавное, последовательное чтение двух букв, можно использовать планшет, по которому «Двигаются» буквы. Также можно предложить игру: «Идем в гости» (буква «Н» идёт в гости к букве А»). По дороге «Н» поёт песенку. «Тяни Н до тех пор, пока она не дойдёт до «А» и они не поздороваются». Ребёнок ведёт пальчиком вдоль дорожки от одной буквы к другой..

«Н»____________ «А»

«Н»_____________ «У»

Эту игру можно варьировать. На следующем этапе предлагается игра «Закончи слово» Дети читают слоги, написанные на плакате, и находят картинки, начинающиеся на эти слоги..

СА санки, сад;

СУ суп, сумка;

СО сом, соки;

СЫ сыр

СИ сито, синица.

Дети часто допускают много ошибок при чтении: пропускают, смешивают Буквы, слоги, слова, что затрудняет выработку навыков правильного чтения.

Виды упражнений:

1.Чтение слогов по подобию

А О У

ПА ПО ПУ

КА КО КУ

2. Чтение слов по подобию

СОМ МАША ШАПКА

ДОМ САША ПАПКА

3. Дифференциация сходных слогов и слов.

ЛА - РА МА- МЯ ДОМ -ТОМ

ЛО - РО МО - МЕ ДИМА - ТИМА

ЛУ - РУ МУ -МЮ КАДУШКА - КАТУШКА

4. Чтение слогов и слов с добавлением.

А -РА -ВРА-ВРАЧ

О-ТО -СТО-СТОЛ

У-НУ -ВНУ -ВНУК

5. Чтение слов, написание которых отличается одной - двумя буквами или порядком их расположения.

КОТ - КТО

РАК - КАК

МУКА - МУХА

  1. Игра «ЧТО пропало?». Она направлена на предупреждение чтения «по догадке»; тренирует зрительное внимание. Ребёнок должен найти «пропавшую» букву в слове.

ЗОН (Т)

СТЛ (О)

КЛЮ (КЛЮЧ)

  1. Игра «Найди букву»

Эта игра помогает ребёнку во время чтения думать о значении слова, улучшает зрительное восприятие. Дети ищут «Заблудившуюся» букву и заменяют её нужной.

ЛУЖИ (ЛЫЖИ)

КОРОВА (КОРОНА)

КОРКА (КОШКА)

  1. Игра «Переведи на человеческий», чтение слов, начинающихся с одного слога.

ГА - перевод с гусиного ГАМАК, ГАРАЖ

МУ - перевод с коровьего МУКА, МУЗЫКА


  1. Полезно разгадывать различные кроссворды и ребусы с комбинациями буквенных и графических элементов. Это способствует усилению интереса к чтению, развивает логическое мышление, зрительно - пространственное восприятие.



Литература:

Дошкольная логопедическая служба под редакцией ОА. Степановой

М 2006г.


План семинара - практикума

Содержание


Продолжительность

1.

Вступительное слово на тему:

«Некоторые приёмы работы над различением букв»

- актуальность выдвинутой проблемы;

- причины возникающих трудностей;

- методы и приёмы работы по профилактике ошибок чтения и письма в школе

10 мин.

2.

Практическая часть

Выполнение игровых упражнений:

- «Мастерская букв»

- « Идём в гости» (обучение навыку слогочтения)

- «Письмо букв в воздухе»

- «Найди букву»

- «Сломанная буква»

- «Сложи букву»

- «Зачеркни неправильную букву»


15- 20 мин.

3.

4..

Анкетирование родителей

«Готов ли Ваш ребёнок к школе?»

Итог семинара - практикума. Анализ. Выводы

5 - 7мин.

2- 3 мин.




© 2010-2022