Семинар-практикум для педагогов детского сада Организация РППС в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурное подразделение муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Староартинская общеобразовательная школа» - детский сад с. Старые Арти









«Организация развивающей

предметно-пространственной среды

в структурном подразделении

МКОУ «Староартинская СОШ» - детский сад с. Старые Арти

в соответствии с ФГОС ДО»


(проект)



Разработчик:

старший воспитатель

Агейкина Н.В.










с. Старые Арти

2015 г.

Добрый день уважаемые коллеги.

1 слайд

Сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт работы по реализации проекта «Организации развивающей предметно-пространственной среды в структурном подразделении МКОУ «Староартинская СОШ» - детский сад с. Старые Арти в соответствии с ФГОС ДО».

2 слайд

Свое выступление я хочу начать со слов К.Д. Ушинского



В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность…

Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.


Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС).

Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства.

3 слайд

Согласно п. 3.3.1. ФГОС ДО, РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также - участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

4 слайд

Результатом реализации указанных требований является создание такой РППС, чтобы каждый ее компонент был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Педагоги нашего детского сада проявляют огромный интерес к формированию развивающей среды своих групп и всего детского сада в целом. В связи с введением в практику работы ФГОС ДО, нами был проведен анализ имеющихся условий во всех возрастных группах и выявлена проблема, что при организации РППС в нашем детском саду в большей степени применяются традиционные способы. Мы увидели необходимость создать в группах детского сада РППС с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации развивающей предметно-пространственной среды. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.

5 слайд

Визитная карточка проекта

Творческое название проекта: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в структурном подразделении МКОУ «Староартинская СОШ» - детский сад с. Старые Арти».

Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияют не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»

Тип проекта: информационно-исследовательский, практико- ориентированный, познавательно-творческий.

Вид проекта: внутренний, долгосрочный.

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

6 слайд

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающей среды в группе.

Продукт проектной деятельности: оформление развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах ДОУ.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2014-2017 г.).

Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение

Место проведения (заказчик): Свердловская область, Артинский район, с.Старые Арти, ул. Ленина, 192.

7 Слайд

Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта опираются на следующие противоречия:

  • между психолого-педагогическим потенциалом современного дошкольного учреждения как среды личностного развития ребенка и преобладающей на практике «знаниевой», «когнитивной» ориентацией его образовательного процесса;

между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется.

8 слайд

  • Нормативно-правовая база к организации РППС.

Приказ Минобразования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр. N 30384.

«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13(Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.

«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.

Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».

Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения МКОУ «Староартинкая СОШ» - детский сад с. Старые Арти.

Годовой план работы структурного подразделения МКОУ «Староартинская СОШ» - детский сад с. Старые Арти.

9 слайд

Целью проекта стало создание РППС для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов в соответствии с ФГОС. Привлечение внимания родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

10 слайд

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать РППС, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности.

4. Определить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

11 слайд

Для реализации проекта определены следующие методы:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы;

  • анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;

  • педагогическое моделирование;

  • метод индивидуального и коллективного творчества;

  • использование план-схемы.

Для оценки результативности реализации проекта:

  • анкетирование;

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • самоаудит;

  • творческий отчет.

12 слайд

Была выдвинута гипотеза: Если создать РППС, отвечающую особенностям образовательной деятельности и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности, самостоятельности.

13 слайд

Практическая значимость заключается в определении стратегии и тактики построения развивающей предметно-пространственной среды групп детского сада.

14 слайд

Были определены Материально-технические ресурсы

- подбор исторической, художественной и методической литературы,

- подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки);

- подготовка материала для продуктивной деятельности;

- дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- выставки творческих работ детей совместно с родителями;

- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповых комнат, музыкального зала);

- использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук);

- материалы Интернет.

12 слайд

Критериями оценки эффективности проекта стали:

- соответстие РППС реализуемой основной образовательной программе детского сада;

- комфортное состояние воспитанников и педагогических работников;

- повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию РППС в группе;

- повышение активности родителей (законных представителей) к процессу преображения РППС групп и детского сада;

- развитие творческой инициативы педагогического коллектива.

16 слайд

1. Организационно-подготовительный этап (2014-2015 г.г.):

Направлен на обеспечение основных информационных, кадровых, организационных, методических и материально-технических условий для создания развивающей предметно-пространственной среды

2. Внедренческий (Основной) этап (2015-2016 г.г):

На создание развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО, отработка взаимодействия с участниками образовательных отношений.

2. Заключительный этап (2016-2017 г.г.):

анализ деятельности педагогического коллектива по созданию РППС; анализ организованной среды; подведение итогов; предоставление опыта работы.

17 слайд

1) Изучены:

  • психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме, которая нашла отражение в педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.

  • Программа «Детство»,

  • методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста по «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», 2014 г. и др. литература.

18 -19 Слайд

2) Разработан план реализации данного проекта (щелкнуть на гиперссылку)

  • 3) Определены подходы к организации РППС

  • 4) определено зонирование групп на 3 части (зона для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства, рабочую зону

  • Для оптимальной организации РППС были составлены планы-схемы групп

20-22 слайд

Демонстрация схем групповых ячеек

23 слайд


  • При построении РППС учитывались основные составляющие:

- пространство (помещение, где создается РППС),

- время (сезон, событие, образовательная ситуация и др.),

- предметное окружение;

  • определили варианты (линии) изменения РППС в зависимости от:

- времени

- освоенности,

- стратегического и оперативного изменения в зависимости от интересов детей,

- единого комплекса различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической (сменяемости позы).

Так как стратегия и тактика построения развивающей среды в группах определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности, мы решили заинтересовать своих воспитанников в организации предметно-развивающей среды (чаще организовывать выставки совместных творческих работ детей и родителей и оформлять интерьер группы интересными творческими продуктами детей).

24 -29 слайд

Так же опирались на принципы: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, педагогической целесообразности, доступности и безопасности РППС.

В целях повышения компетентности педагогов, по созданию развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, одним из педагогов был прослушан вебинар «Организация РППС в разных возрастных группах на основе оптимизации традиционной образовательной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО», а также в мае 2015 г. проведен семинар по теме «Организация РППС в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО».

30 слайд

2. Внедренческий (Основной) этап:

Краткое описание помещения групп

В детском саду 3 групповые ячейки. Групповая ячейка для детей 1 мл. группы расположена на первом этаже, и две групповых ячейки для детей от 3 лет располагаются и втором этаже дошкольного учреждения. Помещения соответствуют СанПиН, пожарной безопасности. Во всех группах оборудованы отдельные спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната. Помещения окрашены в теплые спокойные пастельные тона. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие интересам детей, возрастными и личностными особенностями. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда групп оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю.

31слайд - 32 слайд

К работе над проектом были привлечены родители. С ними были проведены беседы и консультации, разработаны рекомендации по организации РППС в домашних условиях. Для оформления всех центров воспитатели использовали уже имеющийся в группах материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.), добавили материал приобретенный администрацией школы (игры Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, соты Кайе, игры Никитина, танграмы, головоломки, внесли творческие продукты деятельности детей, а также работы сделанные детьми совместно с родителями и самими родителями (костюмы для театрализованной деятельности, флажки, ленты на палочках и кольцах, мешочки с песком, массажные мячи), приобретенные материалы для экспериментирования (лупы, песочные часы), детская посуда, игры для сенсорного развития).

33 Слайд

использовали следующие технологии:

технологию личностно-ориентированного подхода,

игровые технологии,

элементы технологии ТРИЗ,

проектные методы обучения,

исследовательские методы,

проблемное обучение,

информационно-коммуникационные технологии,

здоровьесберегаюшую технологии.

34 слайд

3. Заключительный этап

Мониторинг

Проведение мониторинга построения РППС в детском саду проводится 2 раза (на основном - подготовительном и заключительном этапах) путем экспресс - анализа.

Изучение уровня организации РППС проводится на основании ФГОС ДО. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к РППС группы и мнения родителей. Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды в детском саду.

34 слайд

Сравнительный анализ мониторинга РППС детского сада показал, что мы провели большую работу по созданию среды развития ребёнка и добились положительных результатов:

дети с удовольствием идут в детский сад, родители заинтересовались проблемой и приняли активное участие в работе по организации РППС. Все педагогические работники повысили свою компетентность в вопросах организации РППС через самообразование, изучение опыта коллег, вебинары и семинары, активно принимают участие в реализации проекта. Повысилась творческая инициатива педагогов.

36 слайд

В результате сравнительного анализа диагностики РППС выявлена положительная динамика в обогащении практически всех центров имеющихся в группах. Однако РППС детского сада еще не полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, не достаточно оснащены центры музыкальной, театрализованной деятельности и центры экспериментирования.

Вывод (Заключение)

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта у участников проекта формируются ключевые компетентности: технологическая, информационная, (умение ориентироваться в информационных источниках); аналитическая (умение делать выводы из полученной информации); социально-коммуникативная.

37 слайд

Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы детского сада

В процессе проживания воспитанниками и педагогами в уже организованной РППС, она будет постоянно изменяться, трансформироваться и обогащаться с учетом интересов и потребности детей.

В дальнейшей работе мы планируем продолжить организовывать РППС в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО, задействовать в работе по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить презентацию групп для родителей, распространить свой опыт в СМИ.



© 2010-2022