- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Доклад на семинар Социально - личностное и нравственно - этическое развитие детей дошкольного возраста
Доклад на семинар Социально - личностное и нравственно - этическое развитие детей дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Стародубцева Н.В. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Социально - личностное и нравственно - этическое развитие ребенка дошкольного возраста в процессе знакомства с народной культурой.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Итак, раскрывая данную проблему важно пояснить, что такое социально - личностное и нравственно - этическое развитие.
В последнее время используется понятие «социально - личностное» (социально - нравственное) воспитание, которое тесно связано с понятием «социализация». Социально - личностное (социально - нравственное) воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
В результате социально - нравственного воспитания происходит нравственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика изменений в сфере нравственности человека.
Говоря о нравственно - этическом развитии можно пояснить понятие нравственно - патриотическое развитие. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Суть нравственно - патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Работа по патриотическому воспитанию и нравственно - этическому развитию должна отвечать ряду задач:
-
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
-
формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
-
воспитание уважения к труду людей;
-
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-
формирование элементарных знаний о правах человека;
-
расширение представлений о России, её столице;
-
знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
-
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
-
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимы:
-
создание благоприятных материально - технических и социальных условий;
-
обновлений содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
-
последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
-
тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на её традиции и опыт.
Исходя из этого, можно сказать, что в процессе знакомства с народной культурой также дошкольники получают нравственно - патриотическое воспитание и нравственно - этическое развитие.
От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.
Основными формами приобщения детей к культурному наследию:
- предпраздничные посиделки и сами праздники;
- посещение краеведческих музеев;
- оформление в детском саду мини-музея и выставки художника;
- познавательные беседы;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).
Кроме того, решая задачи нравственно - патриотического воспитания в процессе знакомства с народной культурой, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:
-
«позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);
-
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-
деятельностный подход;
-
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное ми искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо.
Далее, необходимо еще сказать о том, что традиционная народная культура - это культуры, созданные народа (этносами) России. Россия - полиэтничная страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.
Все выше перечисленное можно представить в виде:
-
традиционного народного календаря;
-
семейной обрядности;
-
народной памяти (опыт осмысления народом своей истории).
Таким образом, традиционная отечественная культура - это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России:
- бережное отношение к матери-земле,
- трудолюбие,
- забота о детях, уважение к старшим,
- терпение, милосердие и гостеприимство,
- чувство долга, память о предках,
- преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Список использованной литературы:
1. Алябьева Е.А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.
2. Вишневская В.Н. Программа духовно - патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». - М.: АРКТИ, 2004. - 112 с.
3. Кокуева Л.В. Духовно - нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 144 с.
4. Маханева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005. - 72 с.
5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
6. Нравственное воспитание в детском саду./Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1978. - 256 с.
7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 192 с.
4