Доклад на семинар Социально - личностное и нравственно - этическое развитие детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально - личностное и нравственно - этическое развитие ребенка дошкольного возраста в процессе знакомства с народной культурой.


Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Итак, раскрывая данную проблему важно пояснить, что такое социально - личностное и нравственно - этическое развитие.

В последнее время используется понятие «социально - личностное» (социально - нравственное) воспитание, которое тесно связано с понятием «социализация». Социально - личностное (социально - нравственное) воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

В результате социально - нравственного воспитания происходит нравственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика изменений в сфере нравственности человека.

Говоря о нравственно - этическом развитии можно пояснить понятие нравственно - патриотическое развитие. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Суть нравственно - патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Работа по патриотическому воспитанию и нравственно - этическому развитию должна отвечать ряду задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

  • формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

  • воспитание уважения к труду людей;

  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;

  • формирование элементарных знаний о правах человека;

  • расширение представлений о России, её столице;

  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимы:

  • создание благоприятных материально - технических и социальных условий;

  • обновлений содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

  • последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

  • тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на её традиции и опыт.

Исходя из этого, можно сказать, что в процессе знакомства с народной культурой также дошкольники получают нравственно - патриотическое воспитание и нравственно - этическое развитие.

От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.

Основными формами приобщения детей к культурному наследию:

- предпраздничные посиделки и сами праздники;

- посещение краеведческих музеев;

- оформление в детском саду мини-музея и выставки художника;

- познавательные беседы;

- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

- экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).

Кроме того, решая задачи нравственно - патриотического воспитания в процессе знакомства с народной культурой, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:

  • «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • деятельностный подход;

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное ми искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо.

Далее, необходимо еще сказать о том, что традиционная народная культура - это культуры, созданные народа (этносами) России. Россия - полиэтничная страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.

Все выше перечисленное можно представить в виде:

  1. традиционного народного календаря;

  2. семейной обрядности;

  3. народной памяти (опыт осмысления народом своей истории).

Таким образом, традиционная отечественная культура - это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России:

- бережное отношение к матери-земле,

- трудолюбие,

- забота о детях, уважение к старшим,

- терпение, милосердие и гостеприимство,

- чувство долга, память о предках,

- преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е.А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.

2. Вишневская В.Н. Программа духовно - патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». - М.: АРКТИ, 2004. - 112 с.

3. Кокуева Л.В. Духовно - нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 144 с.

4. Маханева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005. - 72 с.

5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

6. Нравственное воспитание в детском саду./Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1978. - 256 с.

7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 192 с.

4

© 2010-2022