Конспект ОД Удивительный мир творчества Г. Тукая

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим

в старшей логопедической группе ОНР

« Удивительный мир творчества Тукая»





Программное содержание.

- Продолжать знакомить с творчеством замечательного татарского поэта Г.Тукая.

- Закрепить умение выразительно рассказывать стихотворения, чётко проговаривать звуки, правильно строить предложения.

- Способствовать развитию внимания, памяти и мышления.

Активизация словаря.

Татарский поэт, честолюбие, справедливость, пожнёшь.

Материал к занятию.

Выставка книг, портрет писателя, иллюстрации к произведениям.

Ход занятия.

В.: Когда наступает весна, когда всё в природе оживает, прилетают к нам птицы, появляются на деревьях молодые почки, мы отмечаем день рождение великого татарского поэта Габдуллы Тукая.

Он прожил короткую жизнь. За свои 27 лет он написал много стихов и сказок.

Его стихи мы учим, читаем и с нетерпением ждём его сказочных героев на праздниках.

Детство поэта было тяжёлым. Когда он был совсем маленьким он остался сиротой (без мамы и папы), много лет жил у чужих людей.

Летом, в детстве, когда солнце припекало, как и все дети Тукай очень любил играть в татарские игры. Маленького Габдулллу называли «Кечкенэ Апуш».

Ростом Габдулла был маленький, зато среди своих сверстников он выделялся умом, честолюбием, справедливостью.

Мы с вами поиграем в игру.

Произведения Тукая учили наши деды, учим его стихи, читаем сказки, и мы с вами. От них становится тепло на душе, они радуют, смешат, учат нас быть трудолюбивыми, добрыми, внимательными.

Сейчас Вера прочтёт стихотворение «Ель».

Поздней осенью желтеют

Все деревья и кусты

В эту пору и лужайки

И леса желтым-желты.


Ивы яблони, берёзы -

Все как - будто бы больны:

С каждым днём на них

Всё больше нездоровой желтизны


Не страшны одной лишь ели

Ни морозы, ни метель -

Осень позднюю и зиму

Зеленеет гордо ель.

В.: Вот такое замечательное стихотворение о родной природе написал Г. Тукай.

А сейчас мы проверим, знаете ли вы произведения Г. Тукая (воспитатель показывает иллюстрации к сказкам, дети отгадывают).

Молодцы! Вы знаете и любите сказки поэта.

Рома и Вадим покажут нам стихотворение «Забавный ученик».

Ну давай, Акбай, учится!

Сядь, дружок, на хвостик свой!

Смело стой на задних лапах

Чур, не падать, прямо стой!



Ах, зачем меня ты мучишь?

Я совсем ещё щенок,

Мне всего недель двенадцать

Не хочу учить урок!


Отпусти меня, не надо!

Прогуляться я хочу,

На лугу, на мягкой травке

Поваляться я хочу.


Глупый пёсик!

Нужно к делу приучаться с малых лет.

Ремеслом не овладеешь,

Когда будешь стар и сед.


В.: Я вам загадаю загадки.

Слушайте внимательно.

Из сказки Г. Тукая найдите мне отгадку.

  1. Я маленькая, белая,

Пугливая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки.

(баран «Сказка про козу и барана»)

  1. Бородатый и богатый

Заберётся в огород.

Съест капусту и томаты

И горошек и укроп.

( коза «Гали и коза»)

  1. Я хозяину служу -

Дом хозяйский сторожу

Я рычу и громко лаю

И чужих я прогоняю.

( собака «Забавный ученик»)

  1. Хоть и бархатные лапки

Но зовут меня «царапкой»

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(кошка «Киска-озорница»)


  1. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

( заяц «Бичара куян»)

  1. Есть у нас такой обычай

Ходим стаей за добычей

Прячемся у тёмной ёлки

Кто мы? Лисы или волки?

(волк « Сказка про козу и барана»)

В.: А сейчас мы поиграем в татарскую игру «Тюбетейка».

(Дети стоят в кругу, звучит музыка, они передают тюбетейку, если музыка остановилась, ребёнок, у кого тюбетейка должен сказать слово или фразу по-татарски).

В.: Молодцы! Хорошо поиграли. В своих стихах для детей Г. Тукай призывал учиться, трудиться, быть внимательным к каждому кустику, деревцу, цветочку.

Сейчас мы послушаем стихотворение «Ребёнок и мотылёк»

Малыш: Подожди, мотылёк,

Ты так долго летал

Расскажи мотылёк,

Разве ты не устал?

Где твой домик стоит

Свет вокруг или тень?

Чем бываешь ты сыт?

Чем ты занят весь день?

Мотылёк: На зелёной лужайке

Живу я, дружок,

Над лужайкой летаю

В погожий денёк.

Там, где нега и зной,

Где цветов аромат

Этой сыт я едой

Этой ласке я рад.

И как этот денёк

Моя жизнь коротка…

Если ты мне дружок,

Не лови мотылька.

В.: Г. Тукай любил свою Родину, хотел, чтобы Земля наша процветала, дети росли здоровыми, трудились для блага своего народа. Родины. В его стихах мудрость, справедливость, правда. То же, что сохранилось в народных пословицах. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете пословицы. Я говорю пословицу, а вы её заканчиваете.

1) Кончил дело - гуляй … (смело)

2) Что посеешь, то и … (пожнёшь)

3) Свет не без добрых … (людей)

4) Любишь кататься - люби и саночки … (возить)

5) Поспешишь - людей … (насмешишь)

6) Яблоко от яблони недалеко … (падает)

7) Без труда не вытащить рыбку из … (пруда)

8) В гостях хорошо, а дома … (лучше)

9) Глаза бояться, а руки … (делают)

Итог. Мы сегодня говорили о великом писателе, замечательном человеке Г. Тукае.






Литература

  1. Г. Тукай «Кончил дело - гуляй смело». Тат. книж. издат. Казань 1986 г.

  2. Г. Тукай «Забавный ученик». Казань. Тат. книж. издат. 1983 г.

  3. Г. Тукай «Экиятлер». Казань. Тат. книж. издат. 2006 г.

  4. Г.Тукай «Избранное».




© 2010-2022