Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Цель:

  • Формирование представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о жизни и труде людей.

Задачи:

  • Обучающая:

  • Развивающая: развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и игр.

  • Воспитательная: вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к быту и труду русского народа. Воспитывать любовь и уважение к культуре, быту и труду русского народа.

Словарная работа: домовой, частокол, прялка, веретено, кухонная утварь, саха, борона, скотник, коса, грабли, вилы.

Ход занятия:

В: дети, сегодня рано утром я пришла на работу и встретила на пороге домовёнка Кузю. Ребята, домовенок рассказал, что, когда вечером, он пошёл посмотреть всё ли в доме в порядке: сыта ли скотинка, прибран ли дом, ходил, ходил и оказался в нашем детском саду. Прогулялся по нашим коридорам и заблудился, а как вернуться домой не знает. Давайте ему поможем. У меня есть волшебное блюдце с яблочком, которое может перенести нас в любое место. Дело у нас с вами непростое, так как блюдце, во время нашего путешествия будет задавать нам разные задания! давайте присядем.

Д: садятся на ковер.

Слайд №2

На интерактивной доске идет видео ролик Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

«Блюдце с яблочком».

В: Катись, катись яблочко,

По серебряному блюдечку.

Покажи ты мне на блюдечке,

Города и поля, и леса и моря

И гор высоту.

В: домовые жили в деревне в русской избе и следили за порядком в доме. А что такое деревня?

Д: ответы.

В: ребята, а вы знаете, от куда появились деревни?

Д: ответы

Слайд №3 На интерактивной доске просмотр видео ролика

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В:

По началу в жизни нашей

Было все не так, как надо

Много сил вложили люди

Чтобы сделать Землю садом

Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы

Без мостов речушки были,

Недоступны, словно море.

Не было нигде скамеек,

Чтоб присесть усталым.

Не найти нигде кроватей,

Ни больным ни малым

Были только у людей

Руки - только руки.

И трудился предок наш,

И не знал он скуки.

Слайд №4

В: ребята, а вы знаете, что в давние времена, когда еще не было ни нас с вами, ни наших родителей, ни бабушек, ни дедушек, люди жили в каменных пещерах, сидели и спали на земле и пищу готовили на костре. Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Слайд №5

В: Но людям было холодно и неуютно. И решили они построить дома из бревен, сообща, помогая друг другу. Так как одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Слайд №6

В: А чтоб защищаться от диких животных, и от врагов, вокруг деревни строили изгородь из высоких бревен с заостренным концом - частокол. И жили люди большими группами. Как вы думаете, для чего они это делали?Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Д: ответы

Слайд №7 (скрытые картинки)

В: ребята, древни строили рядом с лесом и рекой, что позволяло мужчинам охотиться на диких животных ради пищи и теплых шкур, из которых шили обувь, одежду и использовали в избах как ковры и постель. На реке - рыбачить удочками и сетями, которые плели из тонких нитей. Кое кто продолжал заниматься строительством домов и придомовых построек, в которых жили домашние животные и хранились запасы еды. Были в деревнях и защитники - войны, охранявшие свои земли от врагов.Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Слайд №8

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: а вот и первое задание от волшебного блюдца. Посмотрите на доску, где в лесной чаще изображены разные дикие животные. Вам необходимо убрать лишних животных, которые не живут в лесу и на них не охотились охотники!

Д: выполняют манипуляции на интерактивной доске.

В: молодцы! вы справились с этим заданием!

Слайд №9

В: ну, а женщины - воспитывали детей, готовили пищу, создавали уют в избе, пряли пряжу на прялках, а из ниток вязали, шили одежду для членов семьи. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих ещё сохранились. Женщины, пальчиками вытягивают шерсть и крутят нитку, начинают прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Веретеном назвали от слова - вертится.Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Слайд №10

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: ребята, у нашего домовенка Кузи, много друзей. И сегодня, они прислали вам видео с веселой игрой, чтоб вместе поиграть с вами.

Д: повторяют движения с видео ролика.

В: отдохнули? Продолжим наше путешествие?


Слайд №11 (скрепка)

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: в давние времена, избы люди строили бревенчатыми, но деревянные бревна серели, но со временем деревенские жители научились украшать свои избы, а как мы это сейчас с вами увидим!

Просмотр видео ролика.

Слайд №12

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: убранство тоже все время усовершенствовалось. Изначально в избе были только стены и крыша, но со временем появился потолок и пол, мебель и кухонная утварь которую тоже делали из дерева, и появилась печь, которая давала тепло и в ней готовили пищу.

Слайд №13

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: следующее задание от блюдца - разместить все предметы в избе на свои места.

Д: выполняют манипуляции на интерактивной доске.

Слайд №14 (потайные картинки)

В: молодцы! Время шло, и люди начали обрабатывать землю возле своих домов и садить в нее необходимые растения. Срубали деревья. Скажите, какими инструментами пользовались лесорубы? И что делали со срубленными деревьями?Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Д: ответы.

В: после вырубки леса, выкорчевывали корни.

Слайд №15 (потайные картинки)

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: затем землю пахали: к лошади прицепляли соху, а затем лошадь тащила борону, чтоб разравнять землю, только после этого сеяли зерно и пшеницу.


Слайд №16 (потайные картинки)

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: на лесных полянах косили траву на корм животным. Даже маленьких детей отцы учили этому нелегкому делу. Ребята, как вы думаете, каким из предложенных инструментов, люди косили травку?

Д: ответы

В: затем, сухую траву сгребали в волки (волок). Чем это делали?

Д: ответы.

В: а из волков собирают - стога. А каким инструментом?

Д: ответы.

Слайд №17 (потайные картинки)

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: молодцы! вы се правильно назвали. Но так люди делали в старину, а как вы думаете что в наше время заменило лошадь? А на смену косарей?

Д: ответы.

Слайд №18

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: Молодцы! Но наше путешествие продолжается. И еще одно жизненно важное занятие, которым занимаются с древних времен в деревне люди - это животноводство. А каких домашних животных и птиц, держат люди в дереве мы узнаем, отгадав загадки:

1.Ходит на луг далеко,
Дает она нам молоко.
А говорит она два слова,
Зовут ее, дети ...

2. Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! - кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко ...

3. Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посередине - спинка,
На спинке - щетинка.

4. Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.

5. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.

6. Прожорлива, всеядна,

И внешне я опрятна,

А голос, как у «соловья»,

Вы только вслушайтесь кря-кря!

7. Ходят модницы за речкой -
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.

8. Га-га-га гогочет птица,
Если очень разозлится.
Никого я не боюсь,
Потому что это ...

9. Он пушистый и глазастый,
Он ушастый и зубастый.
Травку кушает, морковку,
Проявив свою сноровку -
В клетке сгрыз дощатый полик.
И не зайчик он а…
Д: ответы.


Слайд №19

В: В древние времена, не было специальных построек для животных и они жили в доме с человеком. Но со временем, такое проживание людям стало неудобно, и они стали строить отдельные постройки для своих животных. Для коров овец - это?Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Д: ответы

В: для свиней - это?

Д: ответы

В: для коней - это?

Д: ответы.

В: для птиц - это?

Д: ответы.

В: и в наше время все животные, живущие в деревне, живут рядом с человеком, но в своих отдельных помещениях.

Слайд №20

В: Вот и последнее задание от волшебного блюдца. Обратите внимание на экран. Там изображены три здания, в которых живут домашние животные. А на поляне сами животные, их детеныши, кто за ними ухаживает и какую пользу они приносят людям. Вам нужно дать названия этим зданиям и распределить все картинки по этим постройкам.Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Д: выполняют действия на интерактивной доске.

В: молодцы! и с этим заданием вы справились! А посмотрите на нашего гостя, какое у него выражение лица?

В: как вы думаете, почему?

Д: ответы.

В: правильно! Он наконец то, с вашей помощью нашел свою деревню и свой дом!

Слайд №21

Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

В: давайте вспомним, кто такие домовые? Откуда они взялись?

Д: ответы.

В: в старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, дома, горы. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах - горным духом, в лесах - лесовиком, в воде - водяным.

В: а что делает домовой, чем он занимается?

Д: ответы.

В: да, домовой - это оберег, он защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми. Домовой оберегает хозяйский дом и двор. И любит жить на печке или за печкой, в лапте или в бане.

В: ребята, давайте оставим нашего домовенка в его родной деревне, а сами вернемся в наш детский сад! Сегодня я вам предлагаю сделать куклу - оберег для вашего дома, которая будет оберегать вас и всех живущих в вашем доме.





© 2010-2022