Организация совместной деятельности учителя-логопеда и детей Играем пальчиками

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области



Мероприятие для педагогов



Организация совместной деятельности педагогов и детей



«Играем пальчиками» - развитие мелкой моторики нетрадиционными способами











Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад №9»

Львова И.В.





Организации совместной деятельности педагогов и детей «Играем пальчиками»

Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционными способами развития моторных навыков у детей для дальнейшего использования данного опыта в совместной деятельности с детьми.

Ход показа:

Уважаемые педагоги! Сегодня мы покажем Вам фрагмент совместной деятельности педагогов с детьми по развитию моторных навыков с использованием прищепок, мячей - «ёжиков», орехов, резинок для волос и других нетрадиционных способов. Данные упражнения направлены на развитие и координацию общей и мелкой моторики, способствуют развитию речи, внимания, памяти, мышления, вызывают положительные эмоции у детей. Используемые предметы воздействуют на биологически активные точки на ладонях и кончиках пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма. Представленные гимнастики Вы можете применять в своей совместной деятельности с детьми, на занятиях в качестве физминуток, на прогулке, а также при взаимодействии с родителями и специалистами ДОУ.

Игры с прищепками

1. Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог - от большого пальца к мизинцу.



Жук

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

И усами шевелит!

Кыш!

Сильно кусает

Котенок-глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идёт гулять в луга

И гогочет:

«Га-га-га!»

Крапива

Посмотрите: притаилась

И пушистой притворилась!

Мы тебя, крапива, знаем,

Никогда срывать не станем!

Белые гуси

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси:

«Га - га - га!»

Игры с резиночками

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.Организация совместной деятельности учителя-логопеда и детей Играем пальчиками

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).Организация совместной деятельности учителя-логопеда и детей Играем пальчиками

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы друзей идем искать!

Этот мальчик под кроватью,

Этот мальчик под диваном,

Этот мальчик под столом.

Этот мальчик за углом,

Этот мальчик встал у стенки,

У него дрожат коленки.

Под счет дети надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Указательные и средние пальцы обеих рук «шагают» по любой поверхности. Дети надевают резиночку на большой палец, на указательный, на средний, на безымянный, на мизинец. Имитируют дрожащие колени.

Игры с грецкими орехами.

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.Организация совместной деятельности учителя-логопеда и детей Играем пальчикамиОрганизация совместной деятельности учителя-логопеда и детей Играем пальчиками

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

В руки я орех возьму

И немножко покручу,

Так, так и вот так

Я орешек покручу, (Катание ореха в разных направления между пальцами.)

Между пальцев положу,

Я в ладошку положу,

Крепко я его сожму. ( Сжать орех в ладони.)

Не разбил орешек сам,

Белке я его отдам.( Показать орех на ладони.).

Игры с решетками, подставками под горячее

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. `Ходить` можно поочередно: то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и детей Играем пальчиками

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят`.

Пальчиковая игра с использованием подставки под горячее.
По извилистой дорожке ( Шагание пальцами по дырочкам подставки .)
Шагают наши ножки:
Топ-топ, топ-топ-топ-топ.
Не страшны метель и вьюга,
Мы шагаем друг за другом.


Игры с мячиком - «ёжиком»

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.




1, 2, 3, 4, 5!

Буду шарик я катать.,

По ладошке прокачу

И ее пощекочу.

Шар по кругу я катаю

И ладошку разминаю.

И по пальцам прокачу

Каждый я пощекочу.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Шар по пальчику катись.

Сильно шарик я сожму,

Подержу и разожму.




Птичка

Птичка веток набрала.

Крепко гнездышко свила,

И снесла яичко

Умница-синичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки. Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»). Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Зайки

На поляне, на лужайке /катать мяч между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке мячом/

И катались по траве, /катать вперед - назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке мячом/

Но напрыгались, устали. /положить мячик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром! » - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить мячом каждый палец/

Черепаха

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают мяч между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(мяч между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на шипики, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь

(дети катают мяч между ладоней) .

Медведица

Шла медведица спросонок, /шагать мячиком по руке/

А за нею - медвежонок. /шагать тихо мячиком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать мячиком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать мячиком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Мальчик-пальчик

- Мальчик-пальчик, где ты был?

(катаем мяч по большому пальцу)

- С этим братцем в лес ходил,

(по указательному пальцу)

-С этим братцем щи варил,

(по среднему пальцу)

-С этим братцем кашу ел,

(по безымянному пальцу )

-С этим братцем песни пел

(по мизинцу).

Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять, /катаем мяч между ладоней/

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Развитие фонематического слуха

Игра "Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу"

Мячик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный - для гласных;

синий - для твёрдых согласных;

зелёный - для мягких согласных.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «колючий» мяч по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе Р.п. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один-несколько», «Чей? Чья? Чьи?», «Из чего сделано?» и т.п.

Использование мячиков при совершенствовании навыков употребления предлогов: на столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет мячики соответственно: красный мячик - в коробку; синий - под коробку; зеленый - около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Развитие памяти и внимания

"Слушай и запоминай, повторяй и выполняй": дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми мячик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый прокатывает мяч по любому его пальцу, а тот должен назвать, по какому пальцу какой руки педагог прокатил мяч.

Автоматизация звуков

Ребенок поочередно прокатывает «колючим» мячом по каждому пальцу, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.

Звук [ш]

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Шёл ёжик неспеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
К мышатам-малышам.
К мышонку Паше
И мышке Маше.
Их мама-мышка
Напекла пышки.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Вышли пышки хороши.
Шёл ёжик, шёл,
Носиком повёл -
Унюхал Мышкины пышки,
Побежал вприпрыжку.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош
Очень запах был хорош.

Звук [ж]

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Идёт ёжик по дорожке
К своему дружку ужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
К своему дружку ужу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
День рожденья у ужа.
Уж позвал к себе на ужин
Жабу, ёжика, стрижа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Ёжик весело бежит.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Пирожок несёт ужу.
Пирожок с черникой
И свежей ежевикой.

Звук [к] - Приключения Ёжика

Свернулся ёжик клубком -
Покатился кувырком.
По ямкам и кочкам.
По тропкам и мосточкам.
Мимо ёлок и клёнов,
Мимо кедров зелёных.
По мягкой травке.
По жёсткому песку.
Глубокого оврага
Крутому бережку.
Вокруг горок и бугорков.
Вдоль речек и ручейков.
Мимо белки с шишкой.
Мимо косолапого мишки.
Мимо кукушки.
И остановился на опушке.

Звук [с]

Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.

Звук [з]

Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
А коза и козлятки
Занимались зарядкой.
А Зоя садила розы
Возле кудрявой берёзы.
А Лиза незабудки
Возле Трезоркиной будки.
А бабушка Зина
Корзину взяла,
По землянику пошла.
И ёжик за ней засеменил -
Он тоже землянику любил.

Звук [ч]

Ёж к черепахе на чай собрался.
Четыре часа до неё добирался.
В гостях ел калачи, чай пил.
Так и вечер наступил.
Еж с черепахой простился,
К ручейку спустился.
Увидел лодочку у ручья
И спросил её: ты чья?
Ответила лодочка хохоча:
Я ничья! Совсем ничья!
Плыву худа хочу.
Хочешь тебя прокачу?
Прокачу по ручью.
Быстро домой домчу.
Ёж на лодочку вскочил
И домой поплыл.
Добрался за полчаса.
Что за чудеса?!

Звук [л]

Ёжик шёл, шёл, шёл,
Ёжик шёл, шёл, шёл
И до ёлочки дошёл.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол,
И до ёлочки дошёл.
Что за чудо ёлка-
Колкая иголка.
Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,
Как ты ёлочка мила.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол.
Ёжик ёлку обошёл.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол.
Снова ёлку обошёл.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил,
Долго ёжик так ходил.
Ул-ул-ул, ул-ул-ул,
И под ёлочкой заснул.


Лодка по волнам плывёт,
Лодка ёжика везёт.
Ёжик в лодке сладко спал.
Ёжик с лавочки упал.
Покатался, покатался,
Покатался, покатался,
Вновь на лавочку поднялся.
Волна лодку подхватила,
С боку на бок наклонила.
Ёжик тоже наклонился,
Вновь упал и покатился.
Долго лодочка плутала.
Долго ёжика катала.
Наконец-то доплыла.
Ёжик выскочил из лодки
И запел: ла-ла-ла-ла!

Звук [р]

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Проснулся ёжик поутру.
Выбрался из норки,
Пробежался вокруг горки.
Попрыгал, покружился,
В ручейке умылся.
Позавтракал черникой
И красной брусникой.
Побежал к другу бобру
Играть в новую игру.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На пути стоит гора.
Ёжик на гору забрался.
С горы скатиться собрался.
Свернулся в клубок.
По кочкам прыг да скок.
Прикатился к запруде бобра.
Ура! Ура! Ура!







Литература

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

  4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. - М.: ТЦ Сфера, 2012.



© 2010-2022