Опыт работы по экологическому воспитанию

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Существенный поворот в сознании современного человека происходит в том случае, когда он понимает, что является составной частью круговорота веществ в природе.

Необходимость охраны окружающей среды, интерес к правильному образу жизни, любовь к природе - причины, по которым необходимо уделять большее внимание экологическому воспитанию дошкольников.

Одна из задач нашего ДОУ - формирование основ экологической культуры, осознанного и ответственного отношения детей к природе. Для получения ожидаемых результатов в ДОУ № 21 создана система работы, состоящая из взаимосвязанных компонентов -

  • Координация работы с педагогами и специалистами;

  • Координация работы с другими учреждениями;

  • Экологическое просвещение родителей;

  • Экологизация предметно-развивающей среды;

  • Экологизация различных видов деятельности;

  • Специально организованные занятия.

В детском саду разработан экологический паспорт, в котором отражены:

  • Экологическая ситуация района;

  • Характеристики территории детского сада, здания и помещений;

  • Проекты цветников;

  • Программы и методики, основные направления работы;

  • Положение об экологическом уголке;

  • План работы по экологическому воспитанию.

Чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание, в нашем ДОУ ведется работа по повышению квалификации педагогов в области эколого-оздоровительной работы с детьми в процессе:

  • Изучения программы «Радуга» Т.Н.Дороновой, познавательный раздел в которой разработан Т.И.Гризик, а также программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой;

  • Аналитической деятельности методического объединения воспитателей дошкольных групп, где изучается опыт работы по данному направлению в детских садах города;

  • Заседаний педагогических советов, консультаций, имеющих отношение к экологическому воспитанию (где были обозначены проблемы, цели и задачи, обоснованна актуальность данного направления работы, выработаны планы решения этих задач);

  • Занятий воспитателей на курсах повышения квалификации;

  • Открытых просмотров, взаимопосещений, где повышается мастерство педагогов детского сада;

  • Организации различных конкурсов, повышающих уровень активности, творчества и интереса педагогов к данному виду деятельности.

В период с 2005 года по настоящее время в нашем ДОУ были проведены следующие мероприятия:

  • Педсоветы:

- Экологическое воспитание детей дошкольного возраста;

- Экология + ТРИЗ;

- Как научить ребенка приобретать знания.

  • Консультации:

- Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников;

- Экологическая тропа;

- Проектная деятельность нравственно-экологического воспитания;

- Приглашение к открытиям.

  • Деловые игры; викторины «Мой край родной», «Что, где, когда?»

  • Смотры - конкурсы, участниками которых являлись дети, родители, сотрудники:

- Чудо - овощи;

- Цветочные композиции и икебаны;

- Сад для Дюймовочки;

- Дом моей мечты;

- Костюм 21 века;

- Пестрый мир бабочек;

- Лучистое солнышко;

- Снегурок;

- Экологические листовки и др.

  • Выставки литературы по экологическому воспитанию;

  • Собран опыт работы воспитателей на темы:

- Экспериментальная деятельность в детском саду;

- Игра - как метод экологического воспитания детей;

- Игры в экологическом воспитании младших дошкольников.

  • Праздники и развлечения:

- Осенины;

- Кукольные спектакли;

- Драматизации сказок.

  • Акция «Возращенный лес». Сотрудниками и родителями, в июне, была собрана 1 тонна макулатуры.

Сотрудники детского сада приняли участие в республиканском конкурсе «Я исследователь» с проектом «Почва» и получили грамоту «За высокий научно-методический уровень».

Также коллектив принял активное участие в Республиканской научно-практической конференции «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения по вопросам экологического образования» и получил грамоту за высокий научно-методический уровень организации и проведения.

В течение прошлого года активно работала в детском саду по вопросам экологического воспитания детей творческая группа, состоящая из 8 педагогов. Ею были пересмотрены и разработаны методические рекомендации:

- тематика познавательных занятий на год в каждой возрастной группе:

- наблюдения и экскурсии;

- экспериментальная деятельность;

- тематика продуктивной деятельности, касающаяся экологии;

- перечень картин для рассматривания.

Из опыта работы мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому работа педагогического коллектива направлена на воспитание экологической культуры родителей. Вопросы экологического воспитания обсуждаются на родительских собраниях. Вниманию родителей предоставляются письменные консультации:

- Мои домашние любимцы;

- Телепередачи о природе;

- Правила поведения в природе и др.

Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении - целесообразная организация предметно-развивающей среды. При построении развивающей среды мы опирались на личностно-ориентированную модель воспитания, которая обнаруживает себя в следующих принципах:

- активность, самостоятельность, творчество;

- стабильность - динамичность;

- комплектность и гибкое зонирование;

- индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- учет возрастных различий детей.

В групповых комнатах ДОУ организованы уголки природы. При их организации мы учитывали следующие моменты:

- содержание в уголках 1-2 типичных комнатных животных;

- создание благоприятных условий для существования животных;

- подбор комнатных растений с учетом их биологических характеристик и возрастной группы детей;

- оформление экологических паспортов растений и животных;

- выделение в уголке природы места (полочка или шкаф) для хранения корма и оборудования по уходу за растениями и животными, книг, иллюстраций о растениях и животных, а также календарей погоды, природы, дневников наблюдений, дидактических игр, коллекций.

Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать один и тот же объект для различных целей. Ежегодно, среди воспитателей и детей, проводится конкурс «Огород на окне». Средней группой детского сада, в прошлом году, была выращена «Мандариновая роща».

В каждой группе есть уголок экспериментирования. В нем имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов: весы, магниты, воронки, компасы, камешки и т.д.

Также в нашей работе широко используются такие методы, которые, несмотря на их «возраст», по сей день можно относить к нетрадиционным. Речь идет о методах ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач, которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления.

Метод «Моделирование маленькими человечками» позволяет объяснить детям физическую суть различных явлений и агрегатных состояний предметов. Метод основан на том, что дошкольники представляют себе все предметы и явления в виде множества маленьких человечков. Эти человечки могут думать, производить какие-либо действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки. Чтобы их разъединить нужно приложить какое-то усилие. Человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг - друга. Эта связь непрочна, таких человечков можно легко отделить друг от друга (отлить воды из стакана). Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.

В средних, старших и подготовительных к школе группах имеются такие кубики, сделанные руками воспитателей.

Как вариант детям можно самим предложить поиграть в человечков. Благодаря этому ребятам будет проще ответить на вопрос, почему камень твердый, объяснить причины перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Например, почему лед зимой не тает? Потому что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись им стало жарко, и они начали распрямляться, толкаться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечами, пальцами, локтями. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее, человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

Также мы используем игру «Хорошо - плохо». С ее помощью воспитатель учит детей выделять противоречивые свойства объектов и явлений.

Метод «Системный анализ»

Все предметы, объекты, явления, с которыми сталкивается человек в своей жизни, являются системой. Ею может быть стул, игрушка, человек, болото и т.д. Все из чего состоит система (ее отдельные части) можно назвать подсистемой.

Все, что окружает ее и взаимодействует с ней - надсистема.

Например:

Система - кошка.

Надсистема - дом, миска, коврик, диван, кухня, тапочки, хозяйка и т.д.

Подсистема - усы, когти, хвост, голова (уши, глаза, нос, рот), туловище и т.д.

У каждой системы есть временная ось, то есть настоящее, прошедшее и будущее. Одна и та же система может выполнять разные функции (лампочка - освещать, обогревать, штопать носки).

Лето - время действий, проб и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и развиваются интеллектуально. Необходимо только помогать им. Педагоги стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными, практическими занятиями.

Решая эту проблему, при составлении календарного плана, мы учитываем развивающую предметную среду, окружающий микросоциум, возраст детей, педагогический состав, основное направление летней оздоровительной компании (экологическое, физкультурное, художественно-эстетическое).

Немало усилий сотрудники приложили для создания экологической тропы. Дети попадают в частичку леса, путешествуя с доктором Айболитом узнают о пользе лекарственных растений подорожника, мяты, душицы, зверобоя, тысячелистника; знакомятся с деревьями и кустарниками; учатся правилам поведения в лесу. Именно с воспитания любви к родной природе нужно начинать патриотическое воспитание к природе. Дети осознают, что растения, животные, все обитатели леса так же, как и люди, растут, дышат, питаются, размножаются, и в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться. Основной метод познания окружающего мира - наблюдения, а подведение итогов после каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы.

На территории детского сада расположен огород, в выращивании культурных растений активное участие принимают воспитатели и дети подготовительных к школе групп. Каждый год мы собираем урожай моркови, свеклы, картофеля, томатов, кабачков, тыквы, капусты.

В благоустройстве территории детского сада принимают участие не только педагоги и дети, но и родители. С весны до осени территория благоухает в ярких красках цветов, их насчитывается более 50 видов. Проводятся конкурсы: «Лучшая клумба», «Лучший участок». Руками сотрудников создано множество скульптур малых форм, которые радуют глаз детей, родителей и гостей детского сада.

Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного «живого» общения с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация окружающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира, мы способствуем развитию у них таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти качества, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в их характер, станут его основой, помогут на протяжении всей дальнейшей жизни бережно относится к окружающему миру.







© 2010-2022