Единые требования к речевому режиму

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Единые требования к речевому общению с ребенком для взрослых

консультация для родителей и воспитателей

Единые требования к речевому режиму Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (при условии их разумности), это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. В противном случае, когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка возникает хаос: все смешивается и уже не понятно, что же хорошо, а что плохо, и к чему все-таки следует стремиться. Такая противоречивость часто имеет место, когда в воспитании ребенка участвуют люди разных поколений (родители и бабушки с дедушками), «мужской» и «женский» подходы также различаются между собой. Кроме этого, различия в подходе к воспитанию детей часто обусловлены уникальностью, индивидуальностью каждого человека, на которые оказывают влияние особенности воспитания, уровень образования, социальная среда, а также темперамент, характер, внутренний мир человека.

В семьях, где растут дети с проблемами в речевом развитии, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания. Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи вновь тормозится. Следует понимать, что желания ребенка бывает легче понять в быту, в ситуациях, которые повторяются почти в неизменном виде изо дня в день. Понять ребенка часто помогает и материнская интуиция, любовь близких. Но когда возникают новые, незнакомые ранее, ситуации, такое взаимопонимание часто становится затруднительным. Необходимость общения возникает дома, во время похода в магазин, в гостях, в транспорте и других подобных ситуациях. А ребенок ждет от взрослых такого же понимания, к которому он привык дома. Если этого не происходит, ребенок обычно сначала удивляется, затем огорчается. Поэтому такие ситуации могут повлечь взаимное раздражение и разочарование. По мере взросления ребенка все чаще возникает необходимость общаться не только с близкими, но и с детьми, и с воспитателями. Такие ситуации потребуют нового уровня развития речевого общения. А если до этого с ребенком «играли в поддавки», общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях станет для него весьма затруднительным, а в худшем случае остро дискомфортным.

Единые требования к речевому режиму В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка 1,5-3 лет, который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо приложить все усилия, чтобы к развитию речи ребенка в семье был единый подход. Главным советчиком в данном направлении выступает логопед, который объясняет, как именно следует вести себя с ребенком, что и когда говорить, как задавать вопросы, какие требования предъявлять на разных этапах его речевого развития. Родители, общаясь со своим малышом должны : с одной стороны помогать, с другой - создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью:

- разговаривать с ребенком должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени;

- для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация - в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости и пр.;

- близкие вместе с логопедом следят за прогрессом в развитии речи и меняют требования в соответствии с новыми возможностями ребенка.

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых

Единые требования к речевому режиму Навык речи формируется у ребенка по подражанию, поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Известно, что не только дети, но и подростки, и взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов (пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела и др.); неправильно ставить ударения в словах (поняла вместо поняла, созвонимся вместо созвонимся и др.); путать похожие по звучанию слова (например, аутизм и атеизм и пр.); употреблять неправильные формы слова (ехай вместо поезжай, ложить вместо класть) и т. д. Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи - силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность - в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком. Важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:

- правильность - речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

- четкость - слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

- простота - взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;

- повторяемость - одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

- богатство - взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями логопеда закрепляется родителями.

Единые требования к речевому режимуЕдиный логопедический режим в МБДОУ № 43 и требования к нему

  1. Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть правильной, доступной; нельзя торопить ребенка с ответом; необходимо постоянно одобрять ребенка, поощрять правильную речь.

Благожелательное отношение взрослых к детям, страдающим разнообразными нарушениями речи. Создание в ДОУ благоприятной внешней среды, спокойный эмоциональный фон, уважение, доверительное отношение.

  1. Постоянная стимуляция ребенка к речевому общению. Все работники ДОУ и родители имеют обязанность - постоянно требовать от детей соблюдения речевого дыхания и правильного произношения.

  2. Воспитатели ДОУ должны вести систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи и развитию всех других сторон речи.

  3. Родители должны уделять серьезное внимание речи ребенка, стимулировать правильную речь ребенка, постоянно разговаривать с ним, просто рассказывать педагогам о событиях в жизни ребенка в саду и семье.

Родители детей с нарушениями речи должны систематически выполнять задания логопеда по закреплению поставленных звуков словаря по темам, закреплению навыков грамматического строя речи, связной речи. Оформлять тетради красочно, аккуратно. Следить за правильным произношением ребенка.

Требования речевого режима для детей, имеющих ФФН и ОНР

Воспитатель не должен:

  1. Торопить ребенка с ответом.

  2. Перебивать речь и грубо одергивать ребенка; он должен тактично дать ребенку образец правильной речи.

  3. Заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками.

  4. Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

  5. Выпускать на сцену (утренник) ребенка с неправильной речью.

Воспитателю необходимо постоянно следить за речью детей, воспитывать у них критическое отношение к своей речи. Если звуки у ребенка поставлены, необходимо требовать от него только правильных ответов, добиваться правильной артикуляции

подготовлена учителем - логопедом



© 2010-2022