Реферат на тему «Рекомендации для родителей»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Сказка» города Шумерля Чувашской Республики



РЕФЕРАТ

на тему:

«Рекомендации для родителей»





Выполнила:

воспитатель

Архипова Г.Н.

г.Шумерля

2011г.

Адаптация детей к ДОУ - пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о том, чтобы это пространство стало пространством Счастливого Детства.

Адаптация - от латинского слова «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, физиологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). В последнее время человеку приходится адаптироваться в быстро меняющихся и экстремальных условиях среды. В наш век происходит активный рост технологий, бурный рост информации, миграция населения, а следовательно и повышаются требования к владению эмоциями, умственной деятельности, и в тоже время ограничение физической активности человека.Таким образом, в новых условиях жизни, наибольшую значимость приобретает не только физическая, но в значительной степени социальная адаптация.

Под социальной адаптацией понимается способность человека заранее предусматривать изменение поведения при вхождении в новые, неожиданные общественные требования, например, при вхождении в новую микросоциальную группу. Каковой является для ребенка группа детского сада.

Однако следует учитывать, что среда детского сада имеет свою специфику. В первую очередь, это одновременное длительное пребывание вместе довольно значительного числа детей, определенные стандарты в подходах к детям. То есть довольно сложно в большой группе детей в одном учреждении к каждому ребенку применять индивидуальные требования. И хотя и не исключен индивидуальный подход со стороны воспитателя, но правила существования в группе остаются едины для всех.

Для того, чтобы предотвратить нежелательное поведение и болезненные реакции у ребенка, необходимо заранее готовить его к новым условиям среды еще дома, задолго до первого посещения детского сада.

Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно закрепившихся в первые месяцы жизни. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и формировании новых связей, которые не должны иметь характер семейных.

Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента вхождения в новую среду и знакомства с новыми условиями, безусловно является для него трудной задачей. Обычно, ребенок адаптировался в среде своей семьи, у него формировались определенные стереотипы, поведения, принятые внутри этой семьи. При приеме в детское учреждение, он впервые сталкивается с необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи. Успех выполнения этой задачи зависит от индивидуальных особенностей ребенка, имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка.

Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, именно от состояния эмоциональной сферы.Всякое изменение внешней среды ведет к напряженной адаптации. Говоря о разных проявлениях напряжения, следует учитывать ее тяжесть. Адаптацию различают по тяжести течения:

1. легкую адаптацию

2. средней тяжести

3. тяжелую

В связи с этим, ученые рекомендуют вводить ребенка в условия новой

среды постепенно, так, чтобы он успевал привыкать в новым требованиям окружающей среды и налаживал новые социальные связи в соответствии со своими возрастными и индивидуальными возможностями.

Прежде чем вводить ребенка в новую среду, постарайтесь обеспечить ему условия для расширения круга общения, как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Выводите его общение за рамки своей семьи. Это необходимо, чтобы ребенок привык к мысли о том, что в мире существуют и другие люди, помимо его родителей и родственников. А значит, у них могут быть другие привычки, требования, особенности.

 Сначала ребенок должен познакомиться с предметной средой нового помещения, в которое его приведут в скором времени. Это должна быть небольшая экскурсия в группу. На 20-30 минут.

 Затем, некоторое время провести со своими будущими одногруппниками. К нему не должны применяться еще все дисциплинарные требования, он просто знакомиться с территорией и новыми людьми. Таким образом, в группе он пробует не более 1,5-2 часов.

 Через несколько дней, ребенка можно будет оставить на утреннюю прогулку с детьми.

А затем уже и до обеда. Но забрать непосредственно перед приемом пищи. Чтобы еще не нарушать привычного расклада в жизни ребенка.

 Только после того, как ребенок привыкнет к детям, помещению, играм и совместным прогулкам, его можно уже оставить на обед в группе. Конечно, не сразу ребенок сможет принять эти нововведения. Но это не должно вас смущать. Через пару дней, он сядет со всеми за общий стол.

 Переломным моментом в адаптации ребенка является дневной сон. Так что возможность оставлять ребенка на сон будет зависеть по срокам от того, на сколько быстро он будет привыкать к предыдущим условиям адаптации.

 И только в лучшем случае через 2 недели после начала посещения детского сада, у вас будет возможность оставить ребенка в группе на вторую половину дня.

Все это время за ребенком наблюдают опытные педагоги, медики и психологи. Они проводят в группе игры и занятия, снижающие эмоциональную напряженность, по сплочению коллектива и познанию окружающего мира, как предметного, так и социума. Наблюдают за состоянием здоровья, процессом питания, поведения. Стараются находить индивидуальные подходы к каждому ребенку, постепенно прививая ему знания и навыки того, какие требования будут предъявляться ему в условиях учреждения.

Таким образом, мы видим, что процесс адаптации - сложный и длительный процесс, который может разрешиться только при активном взаимодействии воспитателя, родителя и под чутким наблюдением медицинских работников и психолога. Но результатом его станет умение ребенка адаптироваться к новым условиям жизни, умение налаживать социальные связи, закреплять новые, общаться как со взрослыми, так и с детьми, сохранять спокойствие и выдержку в незнакомых ситуациях. Это умение поможет вашему ребенку не только в детском саду, но в дальнейшем и в адаптации к школе, и в других учебных заведениях. А в дальнейшем - в коллективе на работе. Не упустите момент адаптации к обществу, такой важный момент в жизни и развитии вашего ребенка!

В дошкольном образовательном учреждении «Сказка» г.Шумерли разработана программа адаптации воспитанников на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Программа предусматривает несколько блоков: работа с детьми, родителями, взаимосвязь с другими специалистами.

Цель:1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние. 3.Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе.4.Достить единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.5.Создание оптимальных условий для развития ребенка. 6.Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком.

Блок: Работа с детьми:

1. Знакомство с ребенком на основе документов.2. Антропометрия в начале и конце адаптационного периода.3. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровьяребенка.4. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми (психическое здоровье).5. Формирование навыков общения.6. Психолого-педагогическая диагностика.

Блок: Работа с родителями

1. Встречи, беседы с родителями.2.Досбор недостающих данных.3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка.4. Беседы с родителями о ходе и итогах адаптационного периода, переведение ребенка на общий режим.5. Встречи и консультации с психологом, логопедом, педиатром.

Блок: Взаимосвязь с другими специалистами

1.Определение уровня развития, составление индивидуального режима ребенку, плана коррекционной работы в период адаптации специалистами: психологом, педиатром, логопедом, воспитателями.2. Консультации для воспитателей «Создание оптимального режима для детей в период адаптации».3. Проведение МГШ консилиума по теме «Адаптация ребенка в детском саду»4. Заполнение карт наблюдений за ребенком в период адаптации.

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.

Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослыми необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Снизить эмоциональный дискомфорт помогут такие приемы, как альбом семейных фотографий, любимые игрушки. Фотографии родных могут помочь ребенку не чувствовать себя оторванным от семьи. Если ребенок уже может самостоятельно рассказать о себе и семье, то следует начать общение с ребенком именно с рассматривания альбома. А любимая игрушка поможет успокоить, отвлечь ребенка, почувствовать себя увереннее.

В заключении хотелось бы отметить, что в каком бы возрасте ребенок не поступил в образовательное учреждение, необходимо помнить, что безболезненность адаптации к новым условиям возможна только на основе подготовленности к ним. Успешность этого процесса будет зависть от психофизиологических особенностей, характера связей со взрослыми и сверстниками.

© 2010-2022