- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация Пальцы умеют говорить пальчиковая гимнастика
Консультация Пальцы умеют говорить пальчиковая гимнастика
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бухтиярова Г.Э. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пальцы помогают говорить
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.
Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Дети, которым удаётся выполнить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, если они не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцами не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
-
мозаику, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них камешков, пуговиц, бусинок и т. д.,
-
наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти РУК),
-
цветные клубочки ниток для перематывания, наборы верёвочек различной толщины для завязывания,
-
дощечки с накатанным слоем пластилина для вкладывания узоров из камешков,
-
пластилин и глину для лепки.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
-
игровые задания должны постепенно усложняться
-
начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть
-
если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера!)
-
никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует
-
недопустимо переутомление ребенка в игре.
Я рекомендую такие игры:
-
игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее - холодное»; «Мокрое - сухое»;
-
игры с водой;
-
игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие);
-
игры с пластилином;
-
игры с бумагой: «Снежинки»;
-
фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками»;
-
игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (2-4 части), кубики, мозаика.