- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Путешествие в шахматное королевство
Путешествие в шахматное королевство
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бутенко О.А. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Путешествие в шахматное королевство
Задачи:
Формировать интерес детей к игре в шахматы. Познакомить с понятиями "белое поле", "черное поле", "горизонталь", "вертикаль".
Познакомить с шахматными фигурами (название, внешний вид). Дать понятие "ход фигуры".
Приобщать детей к игре, используя богатые игровые ресурсы шахмат.
Формировать познавательную активность. Расширять кругозор детей. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Материал:
Большая шахматная доска с фигурами, коробка-сундучок, шахматные фигуры, карточки с заданиями на каждого ребенка, геометрические фигуры, буквы, маски "шахматные фигуры", диаграмма.
ХОД:
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки держитесь.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем сказку начинать! (дети выстраиваются в круг)
- А в какую сказочную страну мы отправимся, попробуйте отгадать, подсказка в этом сундучке.
Я волшебный сундучок.
Для ребят я всех дружок.
Что внутри, я не скажу.
Отгадайте - покажу.
- По очереди опускайте руку в сундучок, обследуйте предмет, не вынимая его. Потом мне скажите ответ.
То, что в сундучке:
не тяжелое, а ....
не большое, а ....
не мягкое, а ....
не шершавое, а ....
не тихое, а ....
его не мало, а ....
- Догадались? Нет? Тогда послушайте загадку:
Вся в квадратах - белых, черных
Деревянная доска.
А ряды фигур точеных -
Деревянная доска. (подобрать загадку о шахматных фигурах)
- Что в сундучке? (дети могут одновременно дать ответ, кто как думает, если не было правильного ответа, то сундучок открываю и показываю шахматные фигуры)
Шахматы - это интересно
И для головы полезно.
Шахматы - это обучение,
Шахматы - это развлечение.
Это множество друзей.
Вместе с другом веселей. ( под слова стихотворения вынимаю щахматы из сундучка и раздаю фигурки детям в руки)
(Шахматная доска покрыта скатертью. Вместе с детьми подходим к шахматной доске, снимаю скатерть).
- Это волшебная Шахматная страна. В которой есть улицы - (показываю вертикали), переулки - (показываю горизонтали). И дома - (показываю клетки). А в домах живут шахматные жители - давайте разместим их - каждую в свой домик (дети выставляют шахматные фигурки вместе с воспитателем, воспитатель называет фигуры: это слон, он живет на второй улице, в квартире № 3 и т.д.)
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Есть здесь лихие кони
И пехота хоть куда.
Тут ферзи, слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль.
И, совсем, как в сказке, важный
Возвышается король.
- Приглашаю вас в Шахматное королевство.
- Ребята, мне кажется, в шахматной стране, что-то не в порядке. На второй улице остались пустые дома. Кажется, одна из жительниц нашей страны пропала.
- А кто она, вы знаете?
- Как вы думаете, куда она могла пропасть?
- Предлагаю отправиться на ее поиски. Найти ее не так просто, для этого нам придется разгадать шахматные секреты.
Игра "Две семьи"
- Посмотрите внимательно на жителей шахматного королевства, чем они отличаются друг от друга?
- Да, в шахматном королевстве живут две разные семьи - белые и черные фигуры. Могут они быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными. Но всегда называются белые и черные. Живут эти семьи на разных концах шахматной доски.
( на полу разложены геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб).
- Чтобы отправиться на поиски пропавшей шахматной фигуры, нам на несколько минут нужно превратиться в жителей шахматного королевства. Закройте все глаза, я буду произносить заклинание.
-Посмотрите друг на друга, теперь вы не дети, вы жители Шахматного королевства.
- Слушайте внимательно задание: белые фигуры, займите место возле геометрической фигуры, у которой углов меньше, чем 4.
- А черные фигуры займите место возле той фигуры, у которой нет углов.
- Посмотрите, на полу остались еще геометрические фигуры. На одной из них есть буква. Найдите ее (на одной из фигур прикреплена буква Д ).
- Какая это буква? Это буква есть в имени нашей пропавшей шахматной фигуры (прикрепляю фигуру к магнитной доске).
- Вот и разгадали мы с вами первый шахматный секрет - в шахматной стране есть белые и черные фигуры.
Игра "Подбери заплатку"
- В Шахматной стране есть черные и белые дома. Рядом с черным домом обязательно стоит белый., черные и белые дома на каждой улице чередуются (показываю)
- На город налетел страшный ураган и разбросал домики. Давайте поможем навести порядок в шахматном королевстве.
- Расставьте домики в правильном порядке, чередуя черные домики с белыми.
(разделить на две команды - черные на одном ватмане, белые - на другом)
- Посмотрите, осталась одна заплатка. А на ней есть буква. Это еще одна буква из имени пропавшей шахматной фигуры (буква Я - размещаю на магнитной доске).
-Разгадали мы с вами и второй секрет - шахматная доска состоит из чередующихся "белых" и "черных полей".
Игра "Шахматная зарядка"
- Все жители шахматной страны следят за свои здоровьем. Занимаются физкультурой.
Для того, чтоб занятия физкультурой в шахматном королевстве проходили правильно. фигуры должны знать, где правая сторона, а где левая сторона.
- Поможем, подскажем?
- Возьмите любую шахматную фигуру, которая вам нравится. Сделаем шахматную зарядку.
- Шахматную фигуру в правую руку.
- Руки в стороны.
- Руки вперед, переложить фигуру в левую руку.
- Руки в стороны.
- Руки вверх, переложить фигуру в правую руку.
- Присесть руки вперед.
- Руку перед грудью, два шага вперед.
- Руки вверх шаг влево.
- Руки вниз, два шага вправо.
- Руки вперед три шага назад.
- Молодцы, правильно выполняли зарядку и открыли еще один шахматный секрет - все фигуры ходят по определенным правилам. Раскрыв этот секрет, мы нашли еще одну букву из имени пропавшей шахматной фигуры (буква А).
Игра "Найди спрятанную фигуру"
- Ребята, а вы заметили, сколько фигур живет на одной улице? (дети посчитали - 8)
- Да, на одной улице живет восемь шахматных фигур.
- Они любят ходить в гости, особенно к детям, любят с ними играть в прятки
( показываю картинку)
- Попробуйте их найти.
( Для каждого ребенка на стуле лежит лист с заданием и фломастер).
- Сколько фигур вы смогли найти?
- А еще на рисунке спряталась буква из имени пропавшей фигуры. Найдите ее.
- Да, вот мы раскрыли еще один секрет: на одной улице-горизонтали живет восемь фигур.
Игра "Соедини по точкам"
- Ребята, мы ищем пропавшую шахматную фигуру. Но до сих пор не знаем, как она выглядит.
У меня есть ее портрет. К сожалению, портрет попал под дождь и некоторые линии смыло водой.
- Попробуйте восстановить портрет.
- Какие замечательные портреты шахматной фигуры у вас получились.
- И на доске появилась еще одна буква. Какая? (буква Ь).
Игра "Расшифруй"
- Как выглядит пропавшая фигура, мы уже знаем. Но как же ее зовут? А сколько букв мы нашли?
- Давайте вместе с вами попробуем составить имя. Расставьте буквы в нужном порядке.
- Прочитайте, как зовут шахматную фигуру.
- На шахматной доске ладья не одна, их четыре. Чем отличаются ? (Две фигуры белые, а две черные) .... И у каждой из них есть свой домик - клетка.
- Расставьте, пожалуйста, фигуры на свои места.
Итог занятия
Теперь в Шахматной стране все в порядке. Жители Шахматного королевства хотят с вами сфотографироваться на память. Нам пора возвращаться, закройте глаза, я буду произносить магическое заклинание (дети закрывают глаза, читаю заклинание, накрываю доску скатертью).
Вот мы опять в детском саду. Вы узнали сегодня много секретов Шахматного королевства (дети вспоминают какие - по фотографиям, которые выводятся на экран). Много еще секретов вас ждет впереди.
Спасибо. Мне было с вами очень интересно. До новых встреч в Шахматном королевстве.