Путешествие в шахматное королевство

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие в шахматное королевство

Задачи:

Формировать интерес детей к игре в шахматы. Познакомить с понятиями "белое поле", "черное поле", "горизонталь", "вертикаль".

Познакомить с шахматными фигурами (название, внешний вид). Дать понятие "ход фигуры".

Приобщать детей к игре, используя богатые игровые ресурсы шахмат.

Формировать познавательную активность. Расширять кругозор детей. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Материал:

Большая шахматная доска с фигурами, коробка-сундучок, шахматные фигуры, карточки с заданиями на каждого ребенка, геометрические фигуры, буквы, маски "шахматные фигуры", диаграмма.

ХОД:

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки держитесь.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем сказку начинать! (дети выстраиваются в круг)

- А в какую сказочную страну мы отправимся, попробуйте отгадать, подсказка в этом сундучке.

Я волшебный сундучок.

Для ребят я всех дружок.

Что внутри, я не скажу.

Отгадайте - покажу.

- По очереди опускайте руку в сундучок, обследуйте предмет, не вынимая его. Потом мне скажите ответ.

То, что в сундучке:

не тяжелое, а ....

не большое, а ....

не мягкое, а ....

не шершавое, а ....

не тихое, а ....

его не мало, а ....

- Догадались? Нет? Тогда послушайте загадку:

Вся в квадратах - белых, черных

Деревянная доска.

А ряды фигур точеных -

Деревянная доска. (подобрать загадку о шахматных фигурах)

- Что в сундучке? (дети могут одновременно дать ответ, кто как думает, если не было правильного ответа, то сундучок открываю и показываю шахматные фигуры)

Шахматы - это интересно

И для головы полезно.

Шахматы - это обучение,

Шахматы - это развлечение.

Это множество друзей.

Вместе с другом веселей. ( под слова стихотворения вынимаю щахматы из сундучка и раздаю фигурки детям в руки)

(Шахматная доска покрыта скатертью. Вместе с детьми подходим к шахматной доске, снимаю скатерть).

- Это волшебная Шахматная страна. В которой есть улицы - (показываю вертикали), переулки - (показываю горизонтали). И дома - (показываю клетки). А в домах живут шахматные жители - давайте разместим их - каждую в свой домик (дети выставляют шахматные фигурки вместе с воспитателем, воспитатель называет фигуры: это слон, он живет на второй улице, в квартире № 3 и т.д.)

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Есть здесь лихие кони

И пехота хоть куда.

Тут ферзи, слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль.

И, совсем, как в сказке, важный

Возвышается король.

- Приглашаю вас в Шахматное королевство.

- Ребята, мне кажется, в шахматной стране, что-то не в порядке. На второй улице остались пустые дома. Кажется, одна из жительниц нашей страны пропала.

- А кто она, вы знаете?

- Как вы думаете, куда она могла пропасть?

- Предлагаю отправиться на ее поиски. Найти ее не так просто, для этого нам придется разгадать шахматные секреты.

Игра "Две семьи"

- Посмотрите внимательно на жителей шахматного королевства, чем они отличаются друг от друга?

- Да, в шахматном королевстве живут две разные семьи - белые и черные фигуры. Могут они быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными. Но всегда называются белые и черные. Живут эти семьи на разных концах шахматной доски.

( на полу разложены геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб).

- Чтобы отправиться на поиски пропавшей шахматной фигуры, нам на несколько минут нужно превратиться в жителей шахматного королевства. Закройте все глаза, я буду произносить заклинание.

-Посмотрите друг на друга, теперь вы не дети, вы жители Шахматного королевства.

- Слушайте внимательно задание: белые фигуры, займите место возле геометрической фигуры, у которой углов меньше, чем 4.

- А черные фигуры займите место возле той фигуры, у которой нет углов.

- Посмотрите, на полу остались еще геометрические фигуры. На одной из них есть буква. Найдите ее (на одной из фигур прикреплена буква Д ).

- Какая это буква? Это буква есть в имени нашей пропавшей шахматной фигуры (прикрепляю фигуру к магнитной доске).

- Вот и разгадали мы с вами первый шахматный секрет - в шахматной стране есть белые и черные фигуры.

Игра "Подбери заплатку"

- В Шахматной стране есть черные и белые дома. Рядом с черным домом обязательно стоит белый., черные и белые дома на каждой улице чередуются (показываю)

- На город налетел страшный ураган и разбросал домики. Давайте поможем навести порядок в шахматном королевстве.

- Расставьте домики в правильном порядке, чередуя черные домики с белыми.

(разделить на две команды - черные на одном ватмане, белые - на другом) Путешествие в шахматное королевство

- Посмотрите, осталась одна заплатка. А на ней есть буква. Это еще одна буква из имени пропавшей шахматной фигуры (буква Я - размещаю на магнитной доске).

-Разгадали мы с вами и второй секрет - шахматная доска состоит из чередующихся "белых" и "черных полей".

Игра "Шахматная зарядка"

- Все жители шахматной страны следят за свои здоровьем. Занимаются физкультурой.

Для того, чтоб занятия физкультурой в шахматном королевстве проходили правильно. фигуры должны знать, где правая сторона, а где левая сторона.

- Поможем, подскажем?

- Возьмите любую шахматную фигуру, которая вам нравится. Сделаем шахматную зарядку.

- Шахматную фигуру в правую руку.

- Руки в стороны.

- Руки вперед, переложить фигуру в левую руку.

- Руки в стороны.

- Руки вверх, переложить фигуру в правую руку.

- Присесть руки вперед.

- Руку перед грудью, два шага вперед.

- Руки вверх шаг влево.

- Руки вниз, два шага вправо.

- Руки вперед три шага назад.

- Молодцы, правильно выполняли зарядку и открыли еще один шахматный секрет - все фигуры ходят по определенным правилам. Раскрыв этот секрет, мы нашли еще одну букву из имени пропавшей шахматной фигуры (буква А).

Игра "Найди спрятанную фигуру"

- Ребята, а вы заметили, сколько фигур живет на одной улице? (дети посчитали - 8)

- Да, на одной улице живет восемь шахматных фигур.

- Они любят ходить в гости, особенно к детям, любят с ними играть в прятки

( показываю картинку)

- Попробуйте их найти.

( Для каждого ребенка на стуле лежит лист с заданием и фломастер).

- Сколько фигур вы смогли найти?

- А еще на рисунке спряталась буква из имени пропавшей фигуры. Найдите ее.

Путешествие в шахматное королевство

- Да, вот мы раскрыли еще один секрет: на одной улице-горизонтали живет восемь фигур.

Игра "Соедини по точкам"

- Ребята, мы ищем пропавшую шахматную фигуру. Но до сих пор не знаем, как она выглядит.

У меня есть ее портрет. К сожалению, портрет попал под дождь и некоторые линии смыло водой.

- Попробуйте восстановить портрет.

Путешествие в шахматное королевство

- Какие замечательные портреты шахматной фигуры у вас получились.

- И на доске появилась еще одна буква. Какая? (буква Ь).

Игра "Расшифруй"

- Как выглядит пропавшая фигура, мы уже знаем. Но как же ее зовут? А сколько букв мы нашли?

- Давайте вместе с вами попробуем составить имя. Расставьте буквы в нужном порядке.

Путешествие в шахматное королевство

- Прочитайте, как зовут шахматную фигуру.

- На шахматной доске ладья не одна, их четыре. Чем отличаются ? (Две фигуры белые, а две черные) .... И у каждой из них есть свой домик - клетка.

- Расставьте, пожалуйста, фигуры на свои места.

Итог занятия

Теперь в Шахматной стране все в порядке. Жители Шахматного королевства хотят с вами сфотографироваться на память. Нам пора возвращаться, закройте глаза, я буду произносить магическое заклинание (дети закрывают глаза, читаю заклинание, накрываю доску скатертью).

Вот мы опять в детском саду. Вы узнали сегодня много секретов Шахматного королевства (дети вспоминают какие - по фотографиям, которые выводятся на экран). Много еще секретов вас ждет впереди.

Спасибо. Мне было с вами очень интересно. До новых встреч в Шахматном королевстве.



© 2010-2022