Методическая разработка по спортивной гимнастике Характеристика подвижных игр - как метод физического воспитания

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Характеристика подвижных игр - как метод

физического воспитания

Г.Д.Киямова

тренер-преподаватель по спортивной гимнастике

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»


Подвижные игры с правилами комплексный воспитательно - образовательный процесс важнейшего значения.

Двигательная деятельность детей, составляющая основу этого процесса, благотворно влияет на физическое развитие, формирование двигательных навыков и физических качеств, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая Эмоционально - радостные ощущения. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры способствуют эффективному решению перечисленных выше задач.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющимина психику ребёнка. Эмоциональный подъём вызывает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном сознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При повышенной увлечённости детей и радостной устремлённости к достижению цели усиливается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

В процессе игры ребёнок направляет своё внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения, он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения, поэтому, например игра «Волк во рву» проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.

Игра: Волк во рву.

Посредине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100 см одна от другой - это ров. По краям площадки на расстоянии 1-2 шагов от её границ очерчиваются дома коз. Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров. По сигналу воспитателя: « Волк по рву!» - козы бегут на противоположную сторону площадки ( в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит: « Волк во рву!», - козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.

После трёх-четырёх пробежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и выбирается другой волк (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.

П.Ф.Лесгафт писал: « В играх применяется всё то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».

Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера и направления движений, действий, степени

2

мышечного напряжения. Например, в игре «Ловишки» каждый ребёнок должен внимательно следить за действиями водящего: при его приближении стремительно убегать в противоположную сторону; почувствовав себя в безопасности, замедлять темп движения приостанавливаться; при новом приближении водящего - вновь ускорять движение.

Игра: Ловишка бери ленту.

Играющие становятся в круг, выбирая ловишку. Все, кроме ловишки, получат полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встаёт в центр круга. По сигналу воспитателя: «Беги!» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги!» - дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению действий и движений детей, например, сигнал «Построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении направления и характера движения: лёгкий бег врассыпную изменяется на целеустремлённый в прямом направлении для скорейшего построения в колонны на заранее обусловленных местах.

Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения, наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться, находить выход из создавшегося положения, смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

2. Теория и методики подвижных игр.

Выдающийся русский педагог П.Ф.Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре.

Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью. В которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества.

Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры - отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающие чувства удовольствия»; эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.

Постепенно игры следует усложнять по содержанию и правилам. Лесгафт рекомендует вводить варианты игр - новые условия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения знакомых действий, но с более с повышенными требованиями, а так же систематического влияния игр на ребенка при сохранении интереса к ним. Важно, чтобы к правилам игры тети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются.

Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известные его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т.е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию».

Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинирует их тело, т.е. приучает

3

действовать с различным напряжением. Игры учат ребёнка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.

3. Подвижные игры основной вид двигательной деятельности.

Основные положения П.Ф.Лесгафта о подвижных играх были развиты В.В.Гориньевским в соответствии с новым общественно - историческими условиями. Гориневский считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Гориневский подчёркивал важность выбора сюжета игр для детей в связи с требованиями современной общественной жизни. В процессе подвижных игр у детей воспитываются морально - волевые качества, поэтому игра является средством формирования личности ребёнка. Придавая серьёзное значение эмоциям, возникающим у детей в игре, как оздоровительному компоненту. Гориневский считал радость и веселье одним из обязательных условий игровой деятельности, без которых игра теряет для детей свой смысл.

Гориневский предъявлял серьёзные требования к методике проведения подвижных игр, требуя от инструктора эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребёнку, точного соблюдения правил игры. Он ставил вопрос о целесообразности введения в игры элементов доступного детям соревнования, исключающего, однако, азарт, возбуждение, недоброжелательности друг к другу.

При наличии необходимого руководства со стороны инструктора соревнование, как отмечал Гориневский , вносит эмоциональность в игру и «может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств».

Е.А.Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребёнка, основным рычагом дошкольного воспитания.

Преимущество игры среди различных физических упражнений он видел в эмоциональной насыщенности, придающей ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов( бег, прыжки, бросание); в разнообразии движений,устраняющем опасность темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств - смелости, дисциплины, находчивости и т.д. Подвижные игры, по убеждению Аркина, способствуют укреплению организма путём развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредочению и планомерности действий. Но, чтобы игра с самых ранних лет стала благотворной силой, нужно сознательное и, опытное и любовное руководство ею.

Подвижная игра как всестороннее воспитание ребенка.

Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

О большом значении игры в воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорила Н.К.Крупская: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».

Есть масса игр, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки. Любая игра является своеобразным средством познания окружающего мира. В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка. Тематику сюжетных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явление природы, повадки животных.

Игра «У медведя во бору».

4

На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место медведя. На противоположном конце площадки обозначается место линией - дом детей. Воспитатель (преподаватель) назначает одного из играющих медведем. Ведущий говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды и т.д. Имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление туловища) и произносят хором стихи: «У медведя во бору, грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит. Когда играющие произносят слово «рычит», медведь встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать. Пойманного отводит к себе домой. Дети возобновляют сбор грибов и ягод. После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается новый медведь и игра повторяется.

Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно, необходимы правдивая характеристика образа и игровая ситуация, которые эмоционально раскрываются педагогом при объяснении игры. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры. Правила создают определенные условия, в рамках которых ребенок может проявить свои качества: внимание, самообладание, выдержку, быстроту реакции на сигнал, ориентировку в пространстве.

Игра «Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Преподаватель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а ведущий обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем предлагается детям открыть глаза и внимательно посмотреть. Кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя

чем-то. Играющие 3 раза спрашивают хором - сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где, ты?». При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие в третий раз спросят, лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руки вверх и говорит: «Здесь я». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит.

Требования неуклонного выполнения правил соответствует преодолению эгоистических чувств и побуждений при достижении цели. Правила регулируют и направляют поведение ребенка. В играх зарождаются товарищеские чувства.

У детей сознательное отношение к правилам и сознательному их выполнению вырабатывается у детей постепенно и не одновременно. Сначала дети выполняют их под руководством педагога, позднее - под воздействием некоторых членов детского

коллектива. Иногда желая выполнить скорее игровую задачу, дети забывают о правилах, кроме того к нарушению правил приводит стремление к выигрышу и достижению его наиболее легким способом. Это приводит к недовольству коллектива и конфликтам.

Решающее значение осознания и обязательного выполнения правил каждым ребёнком имеют требования взрослого. Постепенно под влиянием воспитательного воздействия у детей интерес и стремление к всё более точному выполнению игровых действий и правил. Изменяются и причины невыполнения правил, выражающиеся не в преднамеренном, а в случайном их нарушении, при этом ребёнок тут же старается исправить допущенную ошибку.

Под руководством инструктора, систематически, терпеливо ведущего детей к осознанию общественного значения правил, они становятся эффективным средством формирования лучших сторон личности: честности, справедливости, смелости, дружбы, воли. « Это жизненно важные моральные качества, постепенно усваиваемые ребёнком, превращаются во внутреннее достояние детской личности». Всё это служит основанием для определения подвижных игр с правилами как одного из действенных средств нравственного воспитания детей.

В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий, ориентировок: игры содействуют

5

развитию творческого воображения, памяти, сообразительности, активности мысли. Таким образом, подвижные игры способствуют умственному развитию ребёнка.

Большое значение для совершенствования психических процессов у детей имеет образная, эмоциональная методика. Она вызывает интерес, захватывает воображение. Побуждает к творческому выполнению игровых действий. Исследования психологов показывают, что благодаря игровой деятельности ребёнок практически осваивает пространство и предметную действительность, вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства. Умению ориентироваться в окружающих условиях содействует преднамеренное сознание препятствий на пути к выполнению игровой задачи. Это вырабатывает у детей способность самостоятельно выбирать лучший способ действий с опорой на достаточно уже развитие глазомерные расстояния и учёта времени выполнения действий.

Очень важной является ориентировка ребёнка среди быстро движущихся врассыпную детей. Она наиболее сложна ввиду необходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации. Однако в процессе повторения игр дети старших групп успешно овладевают этим навыком. В подвижной игре ребёнок упражняется в определении близости или удалённости предметов, человека, благодаря чему у него развивается глазомерные оценки. А также пространственно - слуховая ориентация («Далеко - близко», «То тут, то там»).

Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Всё многообразие игровых движений характеризуется доступной детям точностью, слаженностью, ловкостью, своеобразной выразительностью. Общее воодушевление детей, эмоционально окрашивая игровую деятельность. Проявляется в более высоком качестве выполнения движений и вызывает у них чувство удовольствия от самого двигательного процесса. Разнообразие построения - в один или несколько кругов, шеренги, колонны, «фигуры» - требуют чёткости движений, красивой осанки, собранности и развивают у детей эстетические чувства. Красоте игрового зрелища, воспринимаемого прежде всегосамими участниками, в большой степени соответствует одинаковая физкультурная форма.

Спортивные игры: в старшей и подготовительной к школе группе детского сада возможно проведение спортивных игр. Они вводятся постепенно, когда дети организованно играют в подвижные игры с элементами соревнования, игры - эстафеты и могут самостоятельно организовать подвижную игру. Спортивные игры требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности. Овладения определённой техникой движений, быстроты двигательной реакции.

Объединяющим признаком тех и других игр является общность оздоровительных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъём, возможность совершенствования движений. Однако если в подвижных играх дети используют разносторонние действия, проявляя при этом творческую инициативу, то в спортивных играх существует некоторое ограничение движений, определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. В составе команд чётко установленное число участников, обязанности их распределены, продолжительность игры ограничена по времени.

Основным условием успешного проведения игр является владение инструкторами методикой игрового процесса. Руководя игровой деятельностью, педагог постепенно и «незаметно» учит детей проявлять самостоятельность и находчивость в решении увлекательных игровых задач, ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей для всех цели и при этом радоваться.

Список использованной литературы:

«Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду», Е.Г.Батурина.



© 2010-2022