Консультация для родителей и педагогов Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов и родителей

Воспитатель Еровенко Галина Михайловна, г.Зея, Амурской области, МДОАУ детский сад №15, 2016 год.

В последнее время часто говорится о лично-ориентированном подходе к детям, который опирается на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.

Для объединения детей в подгруппы на основе сходных проявлений особенностей нервной деятельности целесообразно использовать учение И.П.Павлова о четырёх типах высшей нервной деятельности, или четырёх типах темперамента: сангвинического (сильный, уравновешенный, подвижный тип), флегматического (сильный, уравновешенный, инертный тип), холерического (сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения), меланхолического (слабый тип). При этом важно помнить: «в чистом» виде темперамент обнаруживается в ранние детские годы, а затем под влиянием различных факторов, в том числе воспитания, поведение детей изменяется.

Мы часто упрекаем детей в невнимательности, не думая о том, что в основе этой самой «невнимательности» лежат свойства темперамента. И уж совершенно не думаем о том, что нужно не исправлять их, а учитывать в своей педагогической деятельности.

У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависят от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности в её выполнении. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения. С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличивается, а время, необходимое на сосредоточение, сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Следовательно, ребёнка холерика нельзя принуждать к чему-либо, его следует убедить в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать, недопустимы - это вызовет лишь бурный протест. Отрицательную оценку следует применять весьма осторожно - лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо объяснить ему причины такой оценки, убедить в её объективности.

Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависят от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чём-то одном - они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними следует как можно чаще ставить новые, по возможности всё более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Включая детей - сангвиников в какую-либо активную деятельность, необходимо предупредить их, что нас интересует его мнение об этой деятельности, которое он должен будет высказать.

Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа. Но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребёнок не слышал или не понял речь, обращённую к нему. Кроме того, флегматики испытывают определённые трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. Учитывая это, каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно выясняйте, правильно ли понял ребёнок задание, дайте ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания. Тогда флегматик правильно всё сделает и доведёт начатое дело до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенность в себе. Меланхоликам непросто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Так, если внимание у детей холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента в коллективных дидактических играх было устойчивым и сосредоточенным и они быстро находили верный ответ, то меланхолики либо совсем не справлялись с задание, либо, зная решение, отвечали на вопрос робко и неуверенно. И наоборот: холерики, и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили её до конца. Многое в поведении меланхоликов зависит от отношения к ним взрослых: здесь недопустимы резкость, ирония, повышенный тон. Необходимо отмечать положительные черты ребёнка, давать ему высказаться, поощрять за инициативу.

Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темперамента и их влияние на свойства внимания. От этого зависят правильность понимания и выполнения детьми заданий, а также, что ещё важнее, характер взаимоотношений между воспитателем и детьми.

Для выявления темперамента ребёнка целесообразно использовать характеристики, данные К. фон Гейдебранд в статье «О душевной сущности ребёнка» и метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым и Н.В. Волковой в сборнике «Задачи и упражнения по детской психологии». Его суть такова: ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

  1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

а) Легко включается в работу.

б) Активно действует.

в) Действует спокойно, без лишних слов.

г) Действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребёнок на замечания воспитателя?

а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.

б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.

в) Выслушивает молча.

г) Молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а) Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.

б) Быстро, со страстью, других не слушает.

в) Медленно, спокойно, но уверенно.

г) С большой неуверенностью.

4. Как ведёт себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего и др.)?

а) Легко ориентируется, проявляет активность.

б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.

в) Спокойно, рассматривает окружающее.

г) Робок, растерян.

Выводы. Если преобладают ответы «а», вы имеете дело с сангвинистическим типом; если «б» - с холерическим; если с «в» - с флегматическим; если с «г» - с меланхолическим типом темперамента.


© 2010-2022