- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация Гендерный подход в воспитании дошкольников
Консультация Гендерный подход в воспитании дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фомина Д.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад общеразвивающего вида №22 Ромашка второй категории
«Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ»
Юшкина Наталья Викторовна
воспитатель1 квалификационной категории.
Гендерное воспитание-это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование.
Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Выстраивание модели образовательного пространства ведётся по 3 направлениям:
-
пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
-
построение соответствующей развивающей среды;
-
Построение модели педагогического процесса;
Реализация направления: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе
Работа с родителями носит информационно - практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями: провели конференцию отцов «Отец - семьянин, воспитатель»; консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки - любить по-разному, воспитывать по разному », «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. организуются встречи в детско-родительском клубе «Развивайка». На сайте учреждения создан раздел по данной теме.
На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В ДОУ работает консультативный пункт, где родители могут получить индивидуальную консультацию специалистов по воспитанию ребёнка дошкольника.
Проводятся конкурсы « Лучшая в мире семья- моя!», «Моя дружная семейка», проведёны конкурсы среди родителей « Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»; «Трудятся -мальчики, трудятся девочки» (оборудование для различных видов труда»; « Играют- мальчики, играют -девочки», « Мы - военные», «Наша улица», «Домик куклы » (игры с куклами) «Пожарные на учении» и др.
Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно- досуговые мероприятия: «День матери», « А ну-ка, девочки», «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники. Родители активные участники проводимых в детском саду мероприятий.
Реализация 2 направления : построение соответствующей развивающей среды
Реализация программы «Детство» требует организации в ДОУ определённой развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В МБДОУ детский сад №22 Ромашка осуществляется полоролевая социализация детей. Ведётся она планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «пожарных», «моряков», «военных», «рыцарей». Для девочек - «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.
В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий:
Реализация 3 направления: построение модели педагогического процесса
Модель педагогического процесса выстроена таким образом что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход.
В нашем ДОУ работает разные специалисты и поэтому перед нами встаёт необходимость координации, т.е согласования их деятельности. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребёнка, социализация его в обществе. Достичь её можно только согласовывая свои действия.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, учитель- логопед. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин мужчин и женщин, семейно- бытовой и нравственно- этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Мы считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения. Мы знакомим детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде, проводим беседы на темы: «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину»
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
-
Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
-
Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
-
Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам)
-
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики - медведи, а девочки-пчёлки)
-
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как)
-
Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Музыка- одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, дразнилки поговорки, народные игры).
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем