- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Педагогический опыт по использованию Песочной терапии
Педагогический опыт по использованию Песочной терапии
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петренко Н.П. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Песочная терапия
SAND-PLAY
Часто руки знают, как распутать то,
что не может понять разум»
Карл Густав Юнг
Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях ДОУ и сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка.
Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия, так как с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы детей.
Море, солнце и песок вызывает приятные эмоции и ощущения у каждого человека. Каждый из вас знаком со свойствами песка.
Кто из нас в детстве не играл в "куличики"? Ведерко, формочки, совок - вот, что приобретаем мы своему ребенку, когда идём гулять. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают определенные трудности в приобретении того или иного социального опыта, у них наблюдаются агрессия, конфликты со сверстниками, капризы, упрямство. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных приемов и средств педагогического воздействия. Оптимальным средством обогащения социального опыта и стабилизации психоэмоциоального состояния ребенка является арт-терапия.
Арт-терапия включает сказкотерапию, музыкотерапию, психогимнастику, работу с красками, глиной, песочную терапию.
Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка - символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. В дальнейшем, развитием песочной терапии, и ее распространением занимались психологи Герберт Уэлс и Дора Калф.
Изучая теоретические основы специалистов, я пришла к идее внедрения песочной терапии в нашем детском саду. Ведь, игра с песком - одна из форм естественной активности ребенка.
Песочная терапия для детей - прекрасный способ избавиться от негатива и агрессии, стать увереннее в себе, позволяет педагогам раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые затрудняются выразить свои переживания при помощи слов.
В сентябре 2012 года для кабинета педагога-психолога была приобретена юнгианская песочница. Совместно с родителями я оборудовала уголок «песочная терапия»: собран тематический материал, детские инструменты и оборудование для работы с песком. Мной была разработана программа и сформирована экспериментальная группа детей с девиантными формами поведения. Работа с ними проводилась небольшими подгруппами по 3-4 человека.
Дети знакомились с правилами работы с песком и основными приемами:
-рисование на песке дыханием;
- разными предметами;
-работа с помощью рук;
-поиск предметов, спрятанных в песке;
-создание на песке композиций;
Педагоги и родители отметили, буквально через несколько сеансов песочной терапии, значительные улучшения в поведении детей, они стали менее агрессивными по отношению к сверстникам, стали свободнее проявлять свои эмоции, снизились случаи проявления негативизма.
По окончании года результаты сравнительного анализа начальной и итоговой диагностики состояния психоэмоциональной сферы показали стабилизацию у значительной части детей.
Использование метода «песочная терапия» дало возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние детей-дошкольников.
Мой положительный опыт был обобщен на методическом объединении воспитателей Школы-сада, на котором принято решение использовать метод «песочная терапия» в образовательной организации. Для этого в мае 2014 года приобретены песочные столы в каждую возрастную группу. Для воспитателей был проведен обучающий семинар по применению элементов «песочной терапии», предложены комплексы упражнений для проведения в разные режимные моменты в образовательной деятельности. На занятиях педагога-психолога дети знакомятся с дидактическими играми, затем в группе в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми закрепляют и отрабатывают полученные социальные навыки.
Педагоги используют «песочные» столы:
-при проведении непосредственно образовательной деятельности:
при подготовке к обучению грамоте можно изобразить буквы на песке;
на математике предлагается детям нарисовать цифры, геометрические фигуры; Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку; для речевого развития можно предложить детям сюжетные игры Н.р. «Сад и огород» или сочинить сказку.
Также педагоги используют песок в экспериментальной деятельности.
Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность нам внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода. Рекомендую вам использовать песочную терапию в своей педагогической практике, так как она дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
В заключении еще раз предлагаю вам окунуться в приятные воспоминания о лете, море, песке. Теперь вы знаете, что песок - это не только приятные ощущения, но и средство педагогического воздействия.
Педагог-психолог МБОУ «НШДС» г. Усинска Петренко Н.П.