Проект Тайны живой природы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект « Тайны живой природы»

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Тип: информационно - практико - ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель: разработать и апробировать модель взаимодействия ДОУ с семьей в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать познавательные способности в совместной практической деятельности с родителями;

  • Формировать предпосылки к поисковой деятельности;

  • Воспитывать у участников проекта бережное отношение к живой природе.

Предполагаемый результат:

  • Активное включение родителей в деятельность детского сада по экологическому воспитанию детей;

  • Создание на территории ДОУ экологической тропы;

  • Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников через формирование знаний о природных объектах экологической тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Продукт: создание на территории ДОУ экологической тропы.

Актуальность проекта

Семья как среда развития личности оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения. Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют детям в ДОУ с точки зрения экологического образования. Например, на отдыхе родители рвут цветы для букетов, оставляют мусор и пр. Ребенок объясняет им, что так нельзя, добавляя: « Так говорила воспитательница». В лучшем случае родители не реагируют, в худшем - подрывают авторитет воспитателя: « Мало ли, что вам там говорят». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в ДОУ, и требования родителей делает экологическое воспитание ребенка малоэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Поэтому одной из первостепенной задач ДОУ считается привлечение взрослых членов семьи к совместной деятельности. Работа с родителями должна постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели представляют им, лично значимой. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах не вызывает особого интереса у родителей, как и прямая агитация в виде плакатов и призывов. Также опыт показывает, что большинство родителей не имею обширных знаний о растениях, животных, а главное не могут использовать объекты природы для развития ребенка.

Поиск новых путей для реализации экологического просвещения и воспитания привел меня к осуществлению проектной деятельности, в которую должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дети, члены семьи (по возможности - старшее поколение: бабушки, дедушки), педагоги, специалисты учреждения. Совместная работа по оформлению экологической тропы на территории ДОУ - пошаговая подготовка к ее созданию. Сюда входят разнообразные мероприятия, постепенное накопление материала. Способствующие экологическому воспитанию всех участников, обретению опыта семейного общения, выработке одинаковых требований в семье ив детском саду.

Проблема

Во время совместного похода в рощу воспитателей, детей и их родителей внимание всех привлек развесистый дуб. На ветках и земле дети нашли желуди. От любознательных воспитанников сразу «посыпались» вопросы: «Почему около детского сада не растет это дерево? Как его можно посадить? Нужно ли за ним ухаживать?»

Предлагаю вашему вниманию план по реализации проекта.



Мероприятия по осуществлению проекта

(Подготовительная группа)

Форма организации

Задачи мероприятия

Срок выполнения

1

2

3

Подготовительный этап

Разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной с детским садом деятельности

Анкетирование родителей

Мониторинг удовлетворенности родителей знаниями детей в области экологии и степени их желания участвовать в совместной с детским садом работе

Сентябрь

Совместный с родителями и детьми поход в рощу

Знакомить детей со взаимосвязями в окружающей природе и ее влиянием на здоровье человека.

Учить переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с природой, сопереживание при неосторожном обращении с ней.

Дать необходимые знания о нормах поведения в природе.

Способствовать обеспечению безопасного образа жизни.

Основной этап

Осуществление практических работ и составление рекомендаций по использованию экологической тропы

Посадка желудя. Наблюдение за ним, оформление журнала наблюдений

Формировать поисково-исследовательскую деятельность.

Поощрять положительное отношение к природе по принципу «Не навреди, можешь - помоги»

В течение года

Выпуск тематических номеров газеты «Потешка» по вопросам экологического воспитания детей

Привлечь родителей к изданию газеты

-//-

Создание книги-энциклопедии «Экологическая тропа в детском саду»

Собрать с помощью родителей иллюстративный материал и текстовые материалы для реализации данного проекта (идеи дизайна, точки экологической

тропы и т.д.)

-//-

Проект «Лукошко добрых дел»

Активизировать желание детей совершать поступки, направленные на охрану природы. Рекламировать природоохранительную деятельность детей группы

В течение года

Организация «Родительского абонемента»

Вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания и развития с помощью психолого-педагогической литературы

-//-

Фотоинтервью «90 летних дней вокруг света»

Расширять представление детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, его многообразии. Заинтересовать детей и родителей темой проекта.



Сентябрь

Семейный клуб «Мастерская добрых дел». Тема «Давайте знакомиться»

Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Обогащать отношения детей и родителей опытом диагностического эмоционального общения в совместной деятельности

Октябрь

Совместное с родителями развлечение «Капустные посиделки»

Через малые форм фольклора, художественное слово, пение; вызывать у детей и родителей чувства радости, восхищения от ознакомления с разнообразием природного окружения

-//-

«Место встречи изменить нельзя». Субботний вечер в библиотеки на тему «Поэты и писатели о природе земли Амурской»

Показать красоту родной Амурской природы, воспетой в произведениях писателей.

Содействовать общению детей и родителей через совместные занятия в сельской библиотеке

Ноябрь

Акция «Наши мамы». Конкурс стихотворных композиций на тему «Любим мы природу в любое время года»

Прививать любовь к художественному слову, окружающему природу.

Развивать умение работать на равных в паре «взрослый-ребенок»

-//-

Акция «Папа - лучший друг». Изготовление кормушек

Создавать и организовывать регулярную «Птичью столовую на территории детского сада.

Привлечь пап к взаимодействию с детским садом

Декабрь

Акция «Спасем ель». Выставка елочек из бросового материала

Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к живой ели. Учить изготовлять ель из бросового материала

-//-

Семейный клуб «Мастерская добрых дел» на тему «Праздник елки в каждом доме»

Оказывать практическую помощь в подготовке и проведении праздника в домашних условиях

-//-

«Место встречи изменить нельзя». Субботний вечер в библиотеке на тему «Умей услышать» (произведение Е.Чарушина, Пришвина)

Развивать умение детей слушать друг друга, открыто и искренне выражать свои чувства, вступать в общение со взрослыми. Способствовать сплочению семьи

Январь

Конференция «Необычное в обычном». Участники родители и дети

Развивать логическое мышление - формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях.

Формировать у детей умение выступать перед публикой.

Составлять паспорт точек будущей экологической тропы.

Приблизительные темы выступлений: «Как из гусеницы появляется бабочка», «Мастер-паучок», «Где ночуют птицы?», «Почему у елки зеленые иголки?», «Чем полезны муравьи?»

-//-

Семейный клуб «Мастерская добрых дел» на тему «Семья сильна своими традициями»

Помочь родителям осознавать значимость семейных традиций в экологическом воспитании детей.

Способствовать опыту семейного общения

Февраль

Акция «Бабушкины посиделки». Презентация семейного фиточая

Развивать познавательный интерес, знакомить с историей возникновения чая.

Воспитывать у детей доброе отношение к близким людям

-//-

Физкультурный досуг с родителями « В гости к дедушке АУ»

Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.

Закреплять правила поведения в экстремальных условиях

-//-

Акция «У меня сестренка есть, у меня братишка есть». Экологический театр по рассказам В.Бианки

Продолжать ознакомления с творчеством В.Бианки.

Воспитывать интерес к природоведческой литературе.

Развивать речевую активность детей через совместные и согласованные действия в процессе театрализованной деятельности (выступление перед воспитанниками детского сада с приглашением братьев и сестер)

Март

Встреча с интересным человечком. Лесник

Формировать у детей представление о профессии лесника, о его природоохранной деятельности.

Информировать дошкольников о экологической ситуации в городе, области и о влиянии ее на здоровье людей

-//-

Акция «Что умеют наши деды». Изготовление скворечников

Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Способствовать активному участию дедушек в жизни детского сада

-//-

Семейный клуб «Мастерская добрых дел». «Знатоки творческих секретов»

Способствовать проявлению творческих способностей детей.

Привлекать к созданию творческого пространства

-//-

Конкурс экологических газет «Прикоснись к природе сердцем» (домашнее задание)

Расширять представление детей о взаимосвязи природы и человека.

Развивать познавательные интересы.

Апрель

Заседание творческой группы родителей по созданию экологической тропы на территории ДОУ

Решить организационные вопросы по созданию экологической тропы

-//-

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Закрепить знания детей о явлениях, происходящих в жизни растений, животных, насекомых, птиц.

Формировать у детей умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли.

Способствовать сближению членов семьи

-//-

Заключительный этап

Создание экологической тропы на территории ДОУ и ее презентация

Создание на территории детского сада экологической тропы

Изготовить карту территории ДОУ.

Изготовить план-схему экологической тропы.

Благоустроить территорию в соответствии с планом (подсыпка дорожек, посадка цветов, расстановка указателей и пр.).

Подготовить паспорт экологической тропы. Провести с детьми группы экскурсии по экологической тропе

Май - Июнь



© 2010-2022