Дидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбережения

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГКП д\с № 16 «Алтынай»



Дидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбережения




Подготовила: Назарова Л.В.





Караганда

Пережив инновационный бум и реформы конца ХХ века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образовательных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой. Такой подход позволит осуществить прорыв в сложившейся практике работы дошкольных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей, на профессиональном уровне внедрять прогрессивные оздоровительные технологии.

Необходимость организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является - физическое развитие и оздоровление. Безусловно, на состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия, дискомфортные условия для проживания (быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры); наследственность.

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Оздоровительный режим нашего детского сада построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, возрастных различий, сезонных ритмов. Основу его составили здоровьесберегающие технологии.

В структуру оздоровительного режима вплетен спектр медико-восстановительных методик, приемов, способов:

фДидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбереженияиз-минутки;

динамические паузы;

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбережения




гимнастика для глаз;

пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбереженияДидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбережения

дыхательная гимнастика;

мДидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбереженияимические разминки;

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбережения

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбережения


Дидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбережения



точечный массаж;

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбереженияДидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбережения

игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

Все составные оздоровительного режима органически включены в режимы дня всех возрастных групп.

Педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Воспитатели групп, специалисты по своему усмотрению могут останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических оздоровительных мероприятиях.

Успешно реализуется у нас одна из оздоровительных технологий - натуропатия. Ее главный принцип: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма нашим детям помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей, страдающих хроническими заболеваниями. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно-луковых закусок, ношение чесночниц.

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с основами здоровьесбережения





«Секреты» натуропатии понятны детям и любимы ими.

Очень легко осваивают взрослые и дети приемы точечного массажа «9 волшебных точек», который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов.

Чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, педагогами создается соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, предложив детям игры «Заводим машину», «Буратино», «Солнечные зайчики» и т.д. Приемы точечного массажа включаются в комплекс утренней гимнастики, в двигательные разминки для детей старшего дошкольного возраста.

Неотъемлемой частью оздоровительного режима ДУ являются дыхательные гимнастики, способствующие развитию и укреплению грудной клетки. Эти упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна (не менее двух раз в день). Дети учатся технике дыхания - дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох. Дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме «Упрямый ослик», «Плакса», «Веселая пчелка», «Часики».

Детям, имеющим заболевания органов дыхания, воспитатели предлагают надувать по два воздушных шарика ежедневно, заниматься с тренажером «Ветерок». Особой популярностью пользуются у детей мимические разминки и гимнастики, которые стимулируют развитие мелких мышц лица и мимики. Все упражнения сначала осваиваются воспитателями, а уж потом разучиваются с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Это могут быть: «Лошадки», «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Слоники», «Облака» и др. Основная область их применения - занятия музыкально-театрального цикла, по ознакомлению с художественной литературой, свободная деятельность.

Особое место в режиме дня детей младшего и старшего дошкольного возраста занимает гимнастика для глаз, способствующая снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения. Проводятся эти комплексы по нескольку раз в день перед серьезной зрительной работой и после нее.

Эффективность реализации задач и содержания оздоровительной работы обеспечивается наличием в детском саду современных комплектов

физкультурного оборудования и инвентаря, спортивно-игровых комплексов:

традиционные пособия: гимнастическая стенка, канаты, веревочные лестницы, мячи, гимнастические палки, обручи, самокаты и т.д.;

тренажеры: велотренажер, беговые дорожки, диски «Здоровье»

нестандартное спортивно-игровое оборудование: «Жираф», «Зебра», «Гусеница», мягкие модули, гимнастические батуты, массажные дорожки (со следами, пуговицами)

физкультурно-оздоровительное оборудование: сухие бассейны с цветными шариками, мячи - прыгуны, массажные мячи, гимнастическая дорожка, дорожка для профилактики плоскостопия;

В детском саду созданы все условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей:

физкультурный зал - функциональное помещение для проведения физкультурных занятий, спортивных секций и кружков, развлечений; спортивная площадка на участке детского сада.

Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям техники безопасности, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

Вопросы охраны здоровья и реализации здоровьесберегающих технологий постоянно находятся в поле зрения администрации, педагогического коллектива и медицинского персонала детского сада (врача-педиатра, старшей медицинской сестры).

Все названные оздоровительные технологии и мероприятия позитивно сказались на улучшении здоровья детей ДУ.

Наиболее информативным показателем эффективности предложенных методов является: повышение сопротивляемости организма детей, что подтверждается значительным уменьшением заболеваемости детей.

Анализ заболеваемости и уровня физического развития детей показывает продуктивность работы ДУ в данном направлении.


© 2010-2022