Использование игровых образовательных технологий в развитии у детей дошкольного возраста навыков логико-математической деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2 «БЕРЕЗКА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ














ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ









Бибик

Маргарита Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории










Математика всегда… остается

для учеников трудной работой.

Д.И. Писарев.

Не только ученики, их родители, но и педагоги считают, что математика является наиболее трудоемким школьным учебным предметом. Но наши дети-дошкольники еще не знают, что математика - трудная дисциплина, и я считаю, что в детском саду они не должны об этом узнать. Поэтому моя задача, как воспитателя, - помочь ребенку не только усвоить трудные понятия, но и познать радость от преодоления трудностей.

Учеными давно замечено: в словаре детей 5-6 лет наиболее часто употребляемое слово «почему». С этого слова, по сути, начинается открытие мира. Дошкольника можно сравнить с исследователем, первооткрывателем, который с одинаковым интересом и тщательностью изучает дождевого червя, мыльный пузырь, вселенную, тень от собственной руки… К.И. Чуковский писал: «Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, зоологами, если бы детское жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимых для нашего существования знаний». Накопление различных фактов, размышления над ними, стремление объяснить их с позиции своего пока небольшого жизненного опыта - вот чем замечателен этот возраст. Привычные для взрослого вещи и явления в глазах ребенка являются значительными и заманчивыми.

Прислушиваясь к разговорам и рассуждениям детей, можно убедиться, что это далеко не всегда простая детская болтовня, как считают некоторые взрослые. Оказывается, ребенок знает довольно много интересных вещей, которые иногда высказывает в весьма оригинальной форме. «Давайте перевернем сразу несколько листков календаря, чтобы день рождения наступил скорее», - в ожидании праздника просит дочка. «Если эта фигура похожа на носовой платок, говори, что она четырехугольная», - обучает сын папу.

Эти высказывания детей отражают прекрасный путь, которым идут дети в процессе осознания окружающей, в том числа математической, действительности, выявления зависимостей, закономерностей. Ребенок стремится внести порядок в свои разрозненные знания о мире. Как отмечал К.И. Чуковский, ребенок пытается применить имеющийся у него жизненный опыт к пониманию новых для него явлений, пытаясь вывести некую закономерность.

В этом смысле дошкольный возраст является уникальным периодом в жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности, в его познавательной активности.

Особое значение в дошкольном возрасте имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности.

Формирование у дошкольников математических представлений, их развитие, а также особенности организации познавательной деятельности детей в целом раскрываются в Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Ключом педагогической технологии при реализации данной Программы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности, включающей в себя скрытое (латентное), реальное и опосредованное обучение.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накопление спонтанного чувственного и информационного опыта, которому способствуют:

- обогащенная предметная среда;

- специально продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебная нематематическая);

- созидательная продуктивная деятельность;

- познавательное общение с взрослыми, обсуждение вопросов, появляющихся у ребенка;

- коллекционирование интересных фактов, наблюдений;

- чтение популярной литературы, доступной пониманию дошкольника;

- экспериментирование, наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.

Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально организованной познавательной деятельности. При этом формирование элементарных математических представлений происходит на основе эвристических методов, когда известные теоретические понятия и закономерности устанавливаются ребенком «самостоятельно». Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет расширять представления, активизировать интерес ребенка к познанию.

Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместное выполнение заданий, а также проведение праздников, досугов и развлечений, совместного времяпрепровождения.

В процессе образовательной работы дети овладевают содержанием первоначальных математических представлений и понятий, доступных для усвоения в дошкольном детстве (формирование представлений о числе, количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания, измерения и оперирования ими). На основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего математического образования детей.

При изучении многих математических понятий дети опираются на чувственный опыт, который они приобрели в раннем детстве. В дошкольные годы информационный багаж ребенка пополняется и расширяется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходит их систематизация и обобщение. В этот период умственного развития, появления количественных и качественных позитивных сдвигов в нем немаловажно дать ребенку уверенность в том, что он способен постичь математику.

Как же сделать, чтобы, познавая математику, ребенок достиг успеха, а процесс познания приносил ребенку радость? Практика обучения показывает: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из основ самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному.

Учиться, играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания.

Для успешного усвоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:

- активизировать умственную деятельность,

- заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей,

- развивать ум, расширять, углублять математические представления,

- закреплять полученные знания и умения,

- упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Задания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Однако следует учитывать то, что эффективными эти средства обучения становятся только в том случае, если применяются «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».

Взрослые подчас забывают, что любые самые сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще и еще. «Учиться можно только весело.… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но сними трудно не согласиться.

Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что личность дошкольника - это сплав аффекта и интеллекта, я не только уделяю особое внимание эмоциональному комфорту детей в процессе познавательной деятельности, но и учитываю индивидуальный темп развития каждого ребенка.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяют разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными понятиями в доступной малышам форме.

Используя в работе с детьми игровые технологии, я подбираю дидактические и развивающие игры математического содержания и другой занимательный дидактический материал не только с целью формирования и закрепления представлений, но и для ознакомления с новыми сведениями. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Обеспечивая упражняемость детей, игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. А использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Каждая из используемых мной дидактических и развивающих игр математического содержания решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Например, развивающие математические игры по составлению различных комбинаций состава числа позволяют в занимательной форме открыть дверь в увлекательный мир математики. Они помогают легче усвоить некоторые математические понятия и представления: состав первого десятка чисел, различные комбинации единиц числа, закрепить навыки порядкового и количественного счета, отсчитывания предметов в прямом и обратном порядках, знание соотношения частей состава числа и др.

Эти игры еще удобны тем, что не требуют изготовления специальных пособий. Играть можно с различными предметами: всеми видами мозаик, наборами различных мелких игрушек, геометрических фигур - это позволяет уже в младшем возрасте хорошо закрепить знания их. Играть можно где угодно: в помещениях, на занятиях, дома, на прогулках, в парке, в лесу. Использовать можно разные по цвету, форме, размеру (например, отличающиеся по длине, толщине) листья, шишки, веточки.

Такие игры учат самоанализу, умению логически мыслить, развивают память, зрительную и тактильную, внимание, развивают и обогащают речь детей, расширяют словарь и воспитывают грамматически правильную речь.

Составляя различные варианты состава числа, например, 5, детям становится наглядно понятно, что число не зависит от величины предметов или их цвета. Например: 4 больших мяча и 1 маленький, 2 больших мяча и 3 маленьких, 1 большой мяч и 4 маленьких, 3 больших мяча и 2 маленьких, или 2 красных круга и 3 синих, 1 красный и 4 синих, 4 красных и 1 синий. Их можно разложить по-разному, но количество останется 5.

Игры по составлению различных комбинаций числа позволяют развивать графические навыки детей при рисовании, перерисовывании, закрашивании, заштриховке каких-то элементов, например, закрасить все круги. Они также помогают при знакомстве детей с цифрами.

Дидактические и развивающие игры я включаю в непосредственно образовательную деятельность как одно из средств реализации программных задач. Место этих игр в структуре НОД по формированию элементарных математических представлений я определяю с учетом возраста детей, цели, назначения и содержания образовательной деятельности. Так, в младшей группе, особенно в начале года, всю непосредственно образовательную деятельность провожу в форме игры.

Также я использую дидактические и развивающие игры в индивидуальной работе, в работе со всеми детьми или с подгруппой детей в свободное время. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений и настойчиво ищут пути решения поставленной задачи. Выполнение таких заданий требуют смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения. Также при помощи всевозможных головоломок, занимательных игр у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Для того чтобы поддержать интерес к обучению, я использую игровые методы и приемы, сюжетную подачу математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).

В формировании у детей математических представлений я также использую занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-то литературного сказочного героя (Буратино, Карлсон, Чебурашка). Игровые упражнения отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Их назначение - упражнять детей с целью выработки умений и навыков.

В младшей группе обычным учебным упражнениям я стараюсь придать игровой характер и использовать их как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Так, с целью показа детям способа установления поэлементного соответствия в младшей группе я использую дидактическое упражнение «Посадим кукол на стулья». Обыгрывая каждое практическое действие себя и детей, каждый раз подчеркивала количественное соответствие: «Одна кукла и стул один».

В средней группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводила упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагалось рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить.

В старшей группе я начала использовать одну из универсальных игровых технологий палочки Кюизенера. Это одна из современных технологий обучения. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Кюизенером и соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможно­стям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенно­го и наглядно-образного. Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности. Кроме того, палочки Кюизенера помогают ре­шать следующие образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

- освоить прямой и обратный счет;

- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

- усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше - меньше на...), пользоваться знаками сравнения <, >;

- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;

- научить делить целое на части и измерять объекты;

- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

- познакомить со свойствами геометрических фигур;

- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в дости­жении цели.

Развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера я организую в непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование, моделирование).

Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они будут называть палочки не по цвету, а, например, белый кубик будут называть «единичкой», голубую палочку «троеч­кой» и т. д.

В младшей группе проводится планомерная кружковая работа по формированию математического мышления и творческого воображения с использованием палочек Кюизенера «Умные палочки». Кроме того, дети имеют возможность заниматься с палочками индивидуально или небольшими подгруппами, т.к. палочки Кюизенера являются частью предметно-развивающей среды группы (математический центр).

Использование в работе «цветных чисел» позволяет мне, как воспитателю, занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку (вместе, рядом), однако, приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослым и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Немаловажную роль в обучении детей элементарным математическим представлениям я отвожу математическим праздникам и развлечениям с использованием занимательного математического материала как одному из эффективных средств опосредованного обучения. Они содействуют развитию познавательной деятельности детей: аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения, способствуют формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

Главной дидактической целью праздника является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволяет им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально-познавательного общения и показывают его привлекательность. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.

Математические праздники и развлечения я использую в разных возрастных группах и строю их на игровых видах познавательной деятельности и информационно-развлекательном содержании. Главное в них - совместная неформальная деятельность детей и взрослых.

Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внести свою долю усилий в общее дело придают весомую ценность тому, чем дети овладели на занятиях, с чем познакомились в математических играх и беседах. Гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Коллективное участие детей в решении познавательных задач, в играх и танцах раскрепощает их. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, создают бодрое настроение.

В процессе развивающих игр-развлечений и праздников дети закрепляют уже приобретенные знания, умения и навыки, причем все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает занятия по развитию элементарных математических представлений. Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты, праздничное оформление зала, нарядные костюмы доставляют детям радость, развивают эстетические чувства.

В таких развлечениях и праздниках я применяю различные виды занимательного материала: логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, лабиринтами, а еще стихи математического содержания, считалки, загадки, задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, пословицы, поговорки, и т.д., - ведь художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников.

Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой обычно происходит на занятии по математике, а разучивание их я провожу в свободное от занятий время. Считалки и стихи использую в различных ситуациях: в повседневной жизни и свободной игровой деятельности. Они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразной.

Загадки, фрагменты произведений К.Чуковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова и др. использую, в зависимости от целей познавательного общения, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. В процессе работы над загадкой подвожу детей к размышлению, т.е. направляю их поисковую деятельность, наталкиваю на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

Для формирования у детей элементарных математических представлений я также использую сказки, т.к. сказка для ребенка всегда была и остается первым и наиболее доступным средством познания мира во всем его многообразии. На материале любимых сказок я провожу обучающие занятия с детьми. Обыгрываемый знакомый и понятный им текст сказки позволяет сделать занятия интересными, веселыми, познавательными и занимательными. При рассматривании иллюстраций, сопровождающих текст сказки, у детей развивается образное мышление и восприятие, формируются графические образы. Они учатся различать предметы по форме, величине, цвету; сравнивать изображенных персонажей по различным качествам; ориентироваться в пространстве; прослеживать по сюжету начало, середину и окончание процесса; понимать сезонные изменения в природе.

Главная цель математического образования дошкольников, в результате которого дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач, - научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы. Поэтому при обучении математике главной своей задачей я вижу воспитание у дошкольника интереса к самому процессу познания математики, потребности стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели, а также не бояться ошибок. А использование занимательного математического материала является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений.


© 2010-2022