- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО Речевое развитие) в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина Лисята
Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО Речевое развитие) в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина Лисята
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кашмова М.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБОУ ШКОЛА №37
Дошкольное отделение
Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО «Речевое развитие») в старшей группе детского сада
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Составила конспект и провела
воспитатель: Кашмова М. В.
01.12.2015 г.
Москва
2015 г.
Цель: учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята»
Задачи:
В области «Речевое развитие»:
-
закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
-
учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
-
учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
-
учить пользоваться восклицательной интонацией.
В области «Социализация»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других.
В области «Художественное творчество»: учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш, учить рисовать по схемам.
В области «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.
Форма организации: фронтально
Категория возраста: дети 5-6 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал:
Книга Е. Чарушина «Лисята», проектор с презентацией, картина" Лиса с лисятами", мнемодорожка к рассказу, схема для рисования лисят.
Раздаточный материал: цветные карандаши, разноцветные тонированные листы А4 для рисования, схемы для рисования.
Ход занятия.
I. Организационный момент. (Дети сидят на стульчиках)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты.)
Воспитатель: У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга) .
Воспитатель: Молодцы, это книга.
После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу.
Знакомство с автором.
- Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем, а потом мы прочтем рассказ. Презентация (слайд 1 с портретом писателя)
Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных.(Слайды Обложки книг автора)
Сообщение темы занятия.
На сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е. Чарушина, который называется «Лисята». ( слайд с иллюстрацией к рассказу).
Чтение рассказа
Беседа по рассказу
- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).
- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
- Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).
- Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог).
- Как охотник обнаружил лисят?
- Чем заканчивается рассказ?
Повторное чтение.
Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают"картинки.
Повторное чтение рассказа. Варианты пересказа:
1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку
Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.
Анализ пересказа.
- Ребята, вам понравилось как пересказали?
- Использовали ребята слова, выражения автора?
- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)
Придумывание загадок.
- Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её… (Лиса).
- Правильно, лиса.
Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Воспитатель предлагает детям самим придумать загадку про лису.
Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…) .
А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки
Физкультминутка
«Мы с друзьями»
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка!
(Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
(Наклоны вперёд.)
А вокруг полно малины
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места!
(Повороты влево-вправо.)
Снова мы идём по лесу.
(Ходьба на месте.)
А вокруг - так интересно!
(Потягивания-руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.
Воспитатель продолжает беседу.
1. Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)
2. А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)
3. Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)
Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу: (Слайд с иллюстрацией к рассказу, где лисенок сидит в сапоге.)
Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.
А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" - можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).
Ребята, садитесь за столы.
Рисование по схеме
А теперь по схемам давайте нарисуем друзей для наших лисят ( У каждого ребенка лежит схема рисования лисенка из геометрических фигур).
Подведение итогов
-
Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодняшнем уроке? (Лисята)
-
Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)
-
Кто главные герои этого рассказа?
Материалы для занятия
Мнемодорожка
Схема для рисования лисят
Использованная литература:
-
Развитие речи детей 5-7 лет, Ушаковой О.С., 2015г, с. 25.
-
maam.ru/detskijsad/integrirovanoe-zanjatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-s-ispolzovaniem-mnemotehniki-pereskaz-raskaza-lisjata-charushina.html (сайт MAAM.ru международный образовательный портал «Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе с использование мнемотехники. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята». Автор Ирина Артеева).