Рабочая программа для ДОУ Эколошкин чемодан

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В настоящее время актуально использовать разнообразные инновационные технологии и всевозможные формы деятельности для проведения занятий, чтобы развивать интерес к посещению их у дошкольников. Одной из интерактивных форм работы является так называемая идея создания «Эколошкина чемодана», которую в нынешнем году станем внедрять в практику. Эколошка - сказочный персонаж, который поможет в игровой форме быстрее донести до детей нужную информацию, умещается он в одном чемодане с дидактическими материалами (рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями). Отобранные материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильное занятие, в котором можно манипулировать предметами, что очень важно для воспитанников, поскольку они осваивают мир активно и практически.

Эта форма работы позволит решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современным образованием.

Направленность дополнительной образовательной программы -

эколого-биологическая.

Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания отдельного курса по начальному экологическому воспитанию для подготовительных групп ДОУ, с учетом их возрастных особенностей.

Педагогическая целесообразность. Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям. С помощью наблюдений и практических заданий ребенок познает не только внешние признаки и свойства объектов природы, но и их связь со средой.

Исходя из целесообразности, цель данной программы - сформировать основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательные задачи:

  • познакомить с разнообразием живой и неживой природы;

  • дать представление о сезонных изменениях в природе;

  • показать взаимосвязь живой и неживой природы;

  • познакомить с народными приметами;

  • познакомить с растениями и животными города Канска и Канского района;

  • приобрести навыки работы с живыми объектами.

Воспитательные задачи:

  • воспитать мотивацию к изучению природы;

  • воспитать бережное отношение к природе;

Развивающие задачи:

  • развить память, внимание, логическое мышление, умение анализировать и сравнивать на основе наблюдения за объектами природы;

  • развить мелкую моторику посредством работы с природным материалом;

  • сформировать первоначальные умения проводить небольшие исследования объектов природы;

  • развить коммуникативную культуру учащихся.

Отличительная особенность программы заключается в гармоничном сопровождении теоретического материала игровыми моментами с участием сказочного персонажа Эколошки, живущего в чемодане, а также практическими действиями учащихся, под руководством педагога.

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 6 - 7 лет.

Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на 1 год обучения - 33 часа в год.

Этапы реализации программы:

Формы и режим занятий.

Предусматривается групповая форма работы. Каждое занятие состоит из теоретической части (рассказ педагога, беседа с учащимися) и практической деятельности (работа с дидактическим материалом, либо постановка опытов, творчество учащихся (рисование, создание аппликации), ролевая игра, экскурсия). Кроме того, большое значение уделяется контактам учащихся и педагога с родителями: творческие задания, совместные для учащихся и их родителей; семейные конкурсные программы, открытые занятия. Для ребенка очень важен контакт с родителями, их поддержка, оценка, особенно в младшем школьном возрасте. Ребенок стремится показать родителям, на что он способен, ждет одобрения, и если его ожидания оправдываются, стремится добиваться новых успехов. Данные мероприятия демонстрируют родителям результаты обучения, показывают значимость экологического воспитания.

В связи с тем, что некоторые разделы программы раскрывают особенности времен года, программа предусматривает возможность изменения последовательности прохождения ряда тем, в зависимость от сезона, а иногда и от погодных условий.

Методы обучения:

  • словесно-наглядный;

  • беседы;

  • практическая работа;

  • индивидуальная работа под руководством педагога;

  • тестовые задания;

  • ролевые игры.

Периодичность занятий - 1 раза в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Окончив курс обучения по данной дополнительной образовательной программе, воспитанники должны научиться следующему:

  • сформировать представление о живой и неживой природе;

  • распознавать изученные природные объекты;

  • выполнять различные дидактические задания;

  • вести наблюдения за природными объектами и делать соответствующие отметки в календаре наблюдений;

  • научиться первоначальным навыкам по уходу за комнатными растениями.

Способы проверки представлены дидактическими играми, конкурсными программами, творческими заданиями.

Для оценки знаний учащихся предусматривается вводный, текущий и итоговый контроль.

  • Вводный контроль представлен беседой с учащимися, и необходим для определения начального уровня учащихся.

  • Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и групповых творческих заданий (изготовление информационных газет, конкурс рисунков, мини-сообщений), открытых занятий, семейных конкурсов.

  • Итоговый контроль представлен тестированием и конкурсной программой (семейный праздник).




Число, месяц

Тема

Содержание

Количество часов

Воспитательная работа

Средства обучения

всего

теория

практика

экскурсии




1.Что такое, кто такой

1.Введение в программу. Понятия: «природа», «живая природа», «неживая природа».

2.Кто такие растения: особенности растений, части растений (корень, значение корней; стебли, значение, разнообразие; цветок, плод). 3.Растения вокруг нас.

4. Кто такие животные: особенности представителей царства животных, разнообразие (черви, моллюски, насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы, звери). 5.Кто такой человек.

6.Что такое среда обитания. Кто где живет.

7.Что из чего сделано (что такое крупа; где «растет» бумага; что такое нитки;).

7




Разработка условных обозначений живой и неживой природы, обозначения животных и растений; обсуждение сказки: «Как вода, солнце и земля между собой поспорили»; работа с иллюстрациями, фотоматериалом; конкурс рисунков: «Мир на ладони»; дидактические игры: «Кто или что», «Ползает, плавает, летает», «Чей это дом», «Что из чего».

Иллюстрации; плакат «Эта удивительная природа»; коллекции растений, муляжи плодов, коллекция круп, коллекция «хлопок», комплекты с заданиями: филлворды, ребусы, кроссворды, «путаница».

2. Если посмотрите вокруг

1.Стороны света. Что такое горизонт. Что такое компас.

2. Что может быть объектом наблюдений (погода, растения, домашние животные). 3.Что такое календарь наблюдений, условные обозначения.

3

определение сторон света; создание календаря наблюдений; наблюдения за погодой; отметки в календаре наблюдений.

Фото-материалы; компас.

3. Дыхание осени

1.Приметы осени.Что такое истопад: причины и значение листопада. 2.Секрет разноцветных листьев. очему листья меняют окраску.

3.Тайна лиственницы. Кто зимой и летом зеленого цвета: особенности хвойных пород.

3

Практические занятия: конкурс рисунков: «Золотая осень»; викторина: «Чей лист» (определение листьев березы, клена, ясеня, дуба, осины, рябины, ивы, шиповника, боярышника, барбариса, снежноягодника, черноплодной рябины); аппликации из сухих листьев; выставка творческих работ: «Секрет разноцветных листьев»; отметки в календаре наблюдений.

Иллюстрации, фотоматериалы: деревья и кустарники осенью; коллекция листьев деревьев и кустарников нашего города

4. Грибное лукошко

1.Значение грибов в природе и жизни человека. Разнообразие грибов. 2.Съедобные грибы, ядовитые грибы.

2

просмотр фото и видео материалов, иллюстраций с изображением грибов; викторина: «Съедобный, несъедобный»; отметки в календаре наблюдений.

Иллюстрации и фотографии с изображением грибов; видеофильм: «Грибы наших лесов»

5. Растения и животные осенью

1.Сезонные изменения у растений. 2.Поведение животных осенью: кто делает запасы на зиму, линька зверей. 3.Перелетные птицы.

3

наблюдения на пришкольном участке: «Растения осенью» (облик травянистых растений, кустарников и деревьев осенью); аппликации: «Осенний калейдоскоп»; конкурс рисунков: «Осенние картины»; отметки в календаре наблюдений.

Комплекты с заданиями (карточки с изображением растений и животных, кроссворд «Природа осенью»)

6. Явления природы

1.Значение дождя, снега. Что такое град.

2. Откуда появляется радуга. Цвета радуги. 3.Угрозы молнии и грома.

3

рисуем радугу; отметки в календаре наблюдений.

Фотографии и иллюстрации с изображением природных явлений, кроссворд «природные явления»

7. Тайны капли воды

1.Вода на Земле: океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, ледники.

2.Значение воды. Вода - дом.

Свойства воды. 3.Круговорот воды в природы. Сказка: «Сказка о каплях».

4.Как сберечь воду.

4

опыты: «Свойства воды»; обсуждение сказки: «Сказка о каплях»; отметки в календаре наблюдений.

Фрагменты видеофильма: «Приключения капли воды» Опыты: «Свойства воды»; отметки в календаре наблюдений.

8. Волшебница зима

1.Роль снега в жизни растений и животных. 2.Деревья зимой («Кто есть кто»). 3.Погода зимой.

4.Звери зимой. 5.Зимующие птицы. 6.Здоровье зимой.

6

определение веток деревьев в безлистном состоянии; наблюдения за падающим снегом, формами снежинок; конкурс рисунков: «Волшебница зима»; отметки в календаре наблюдений.

Иллюстрации, фотографии с зимними пейзажами, ветки деревьев и кустарников в безлистном состоянии

9. С кем дружит ель

1.Легенда о ели. Ель - хвойная порода. Ель: внешний вид, продолжительность жизни.

2. Животные, связанные с елью. Ель в городе.

2

изготовление новогодних сувениров; конкурсная семейная программа: «В гостях у Елочки»; отметки в календаре наблюдений.

Комплекты с заданиями (карточки, кроссворды, филлворды)

10. Домашние питомцы

1.Домашние животные. Животные села и города.

2. Аквариум и его обитатели. Пресмыкающиеся: черепахи, змеи. 3.Птицы: попугаи, канарейки. 4.Грызуны: хомяки, морские свинки, крысы, декоративные мыши. 5.Зайцеобразные: кролики.

6.Хищники: кошки, собаки.

7.Уход за домашними животными.

7

рассказы учащихся о своих домашних питомцах; конкурс рисунков: «Мой друг»; отметки в календаре наблюдений.

Фотоматериалы (фотографии домашних животных); фрагменты видеофильмов: «Загадочные кошки», «Жизнь собак»

11. Наши зеленые друзья

1.Комнатные растения: значение комнатных растений, разнообразие комнатных растений.

2.Уход за комнатными растениями. 3.Комнатные растения класса.

3

наблюдения за комнатными растениями; рассказы учащихся о своих комнатных растениях; конкурс рисунков: «Наши зеленые друзья»; отметки в календаре наблюдений.

Комнатные растения; фотографии комнатных растений; средства для ухода за комнатными растениями (лейка, тряпочка, опрыскиватель, палочка для рыхления)

12.Здравствуй, весна

1.Признаки весны. Природа весной. 2.Первоцветы. 3.Птицы весной. 4.Звери весной. 5.Твое здоровье (берегитесь простуды).

5

посадка лука; выгонка веток сирени, тополя; отметки в календаре наблюдений.

Фотографии и иллюстрации с изображением весенних пейзажей), побеги древесных растений нашего города (тополя, сирени и др.)

13. Человек и природа

1.Разработка правил друзей природы. Охрана природы.

2.Что такое красная книга. Знакомство с некоторыми видами растений и животных, занесенных в красную книгу.

2

конкурс рисунков: «Мы и природа»; отметки в календаре наблюдений.

Комплекты с заданиями (карточки, кроссворды, филлворды)

14.Наш город

1.Город, в котором мы живем. История города.

2.История твоей улицы.

3.Мы и город: как сделать город более красивым и чистым. 4.Безопасная дорога к дому.

5.Наш зеленый город: растения клумб, деревья и кустарники нашего города.

5

сообщения учащихся: «Моя улица»; конкурс рисунков: «Город моей мечты»; викторина: «Знай свой город»; отметки в календаре наблюдений.

Фотографии с изображением нашего города; кроссворд: «Улицы нашего города»

15. Впереди лето

1.Изменения в неживой и живой природе с приходом лета: погодные условия, поведение животных. 2.Разнообразие травянистых растений.

3. Кто такие насекомые: значение в природе, разнообразие.

3

аппликация: «Летнее ассорти»; отметки в календаре наблюдений.

Фотографии и иллюстрации с изображением насекомых; кроссворд: «мир насекомых»

16. Итоговое занятие

«Что такое, кто такой»

1


Комплекты с заданиями к конкурсам; рисунки учащихся и фотографии для оформления аудитории; грамоты для награждения




Список литературы для педагога

1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997

  1. Гелетон А. Жизнь зеленого растения. - М., 1985

  2. Гризик Т. И. Познаю мир. - М.: просвещение, 2000

  3. Дворошовский М.С. Экология растений. - М., 1989

  4. Зуев Д.П. Дары русского леса. - М.: Лесная промышленность, 1966

  5. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 1990

  6. Литвинов Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. - М.: 5 за знания, 2005

  7. Лопатина А. Скребкова М. Сказки о цветах, деревьях и растениях. - М.: Сфера, 1998

  8. Лопатина А. Скребкова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. - М.: ООО Книжный Дом Локус, 2002

  9. Ляшова Н. Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1 - 4 классы. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003

  10. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Аркти, 2004

  11. Минин А.А. Живи дерево / Методическое пособие по изучению и охране деревьев. - М.: Пасьва, 2002

  12. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995

  13. Плешаков А. А. Зеленый дом. - .: просвещение, 1999

  14. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника:

  15. Рукавчук Л.Н. Волшебный мир цветов. - СПб.: ИКФ МиМ-Экспресс, 1997

  16. Энциклопедия для детей: Биология. - М.: Росмэн, 1997

  17. Мир и человек. Поурочные планы, 1 класс. / Авт.-сост. В.И. Усачева. - Волгоград: Учитель, 2005

6. Список литературы для учащихся

  1. Бианки В.В. Отчего я пишу про лес. - Л.: Детская литература, 1984

  2. Гальперштейн Л.Я. Растения. - М.: Росмэн, 2000

  3. Загадки дикой природы. - М.: Росмэн, 1999

  4. Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. - М.: Дрофа, 1996

  5. Мертини А. Тропический лес. - М.: Слово, 1998

  6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АДС-ПРЕСС, 1998

  7. Секора О. Погода в картинках. - Л.: Детская литература, 1990

  8. Сладков Н.И. Под шапкой-невидимкой. - Л.: Детская литература, 1986

  9. Сладков Н.И. Бюро лесных услуг. - М.: Стрекоза-Пресс, 1995


Приложение

Перечень видео- и аудиопродукции

  1. Жизнь собак ВВС

  2. Загадочные кошки ВВС

  3. Приключения капли воды ВВС

  4. Грибы наших лесов

  5. Аудиозаписи голосов птиц

  6. Детские песни

  7. Песни о природе

  8. Аудио-урок «Чегостик и городские птицы»

  9. Аудиозаписи голосов зверей.

Перечень фотоматериалов

  1. Фото питомцев СЮН

  2. Фото зверей

  3. Фото птиц

  4. Фото рыб

  5. Фото земноводных

  6. Фото рептилий

  7. Фото насекомых

  8. Фото пауков

  9. Фото деревьев и кустарников города Кириши

  10. Фото комнатных растений

  11. Фото грибов

Приложение№1

Мероприятия по программе

«Если посмотрите вокруг»

  1. Конкурс рисунков «Мир на ладони»

  2. Конкурс рисунков «Золотая осень»

  3. Викторина «Чей лист»

  4. Выставка творческих работ «Секрет разноцветных листьев»

  5. Выставка аппликаций «Осенний калейдоскоп»

  6. Конкурсная программа: «Если хочешь быть здоров»

  7. Конкурс рисунков: «Волшебница зима»

  8. Семейная конкурсная программа «В гостях у елочки»

  9. «День птиц» - конкурсная программа

  10. Конкурс рисунков «Наши зеленые друзья»

10. Конкурс рисунков «Мы и природа»

11. Конкурс рисунков «Город моей мечты»

12. Викторина «Знай свой город»

13. «Цветочный бал» - игровая программа

14. Выставка аппликаций «Летнее ассорти»

15. Итоговая игровая программа «Что такое, кто такой»

Приложение №2

Вопросы вводного контроля

  1. Что такое природа?

  2. Что такое неживая природа?

  3. Какие растения вы знаете? (во время ответов учащихся, педагог ненавязчиво уточняет жизненную форму растения: трава, кустарник, дерево)

  4. Какие животные вам известны? (во время ответов учащихся, педагог ненавязчиво уточняет класс животного: насекомое, рыба, земноводное, рептилия, птица, зверь)

  5. Какую роль растения играют в природе? (для иллюстрации ответов учащихся и комментариев педагога, желательно продемонстрировать плакат: «Эта удивительная природа»)

Итоговый контроль представлен игровой программой «Что такое, кто такой» и выставкой творческих работ учащихся (рисунки, поделки из природного материала)

Приложение № 3

Список тем наблюдений за природными явлениями и растениями (наблюдения дополняются моделированием ситуации и постановкой эксперимента)

  1. Что такое иней.

  2. Как появляется радуга.

  3. Куда исчезают лужи.

  4. Почему идет дождь.

  5. Что такое ветер.

  6. Свойства воды.

  7. Как разбудить семена.

  8. Как пьют растения.

  9. Вырастим лук сами.

  10. Как определить возраст дерева.

  11. Любимый цвет насекомых.



© 2010-2022