- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа для ДОУ Эколошкин чемодан
Рабочая программа для ДОУ Эколошкин чемодан
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чудова Е.Е. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
В настоящее время актуально использовать разнообразные инновационные технологии и всевозможные формы деятельности для проведения занятий, чтобы развивать интерес к посещению их у дошкольников. Одной из интерактивных форм работы является так называемая идея создания «Эколошкина чемодана», которую в нынешнем году станем внедрять в практику. Эколошка - сказочный персонаж, который поможет в игровой форме быстрее донести до детей нужную информацию, умещается он в одном чемодане с дидактическими материалами (рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями). Отобранные материалы должны легко помещаться в чемодан.
Идея заключается в умении быстро развернуть мобильное занятие, в котором можно манипулировать предметами, что очень важно для воспитанников, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Эта форма работы позволит решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современным образованием.
Направленность дополнительной образовательной программы -
эколого-биологическая.
Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания отдельного курса по начальному экологическому воспитанию для подготовительных групп ДОУ, с учетом их возрастных особенностей.
Педагогическая целесообразность. Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям. С помощью наблюдений и практических заданий ребенок познает не только внешние признаки и свойства объектов природы, но и их связь со средой.
Исходя из целесообразности, цель данной программы - сформировать основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи:
-
познакомить с разнообразием живой и неживой природы;
-
дать представление о сезонных изменениях в природе;
-
показать взаимосвязь живой и неживой природы;
-
познакомить с народными приметами;
-
познакомить с растениями и животными города Канска и Канского района;
-
приобрести навыки работы с живыми объектами.
Воспитательные задачи:
-
воспитать мотивацию к изучению природы;
-
воспитать бережное отношение к природе;
Развивающие задачи:
-
развить память, внимание, логическое мышление, умение анализировать и сравнивать на основе наблюдения за объектами природы;
-
развить мелкую моторику посредством работы с природным материалом;
-
сформировать первоначальные умения проводить небольшие исследования объектов природы;
-
развить коммуникативную культуру учащихся.
Отличительная особенность программы заключается в гармоничном сопровождении теоретического материала игровыми моментами с участием сказочного персонажа Эколошки, живущего в чемодане, а также практическими действиями учащихся, под руководством педагога.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 6 - 7 лет.
Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на 1 год обучения - 33 часа в год.
Этапы реализации программы:
Формы и режим занятий.
Предусматривается групповая форма работы. Каждое занятие состоит из теоретической части (рассказ педагога, беседа с учащимися) и практической деятельности (работа с дидактическим материалом, либо постановка опытов, творчество учащихся (рисование, создание аппликации), ролевая игра, экскурсия). Кроме того, большое значение уделяется контактам учащихся и педагога с родителями: творческие задания, совместные для учащихся и их родителей; семейные конкурсные программы, открытые занятия. Для ребенка очень важен контакт с родителями, их поддержка, оценка, особенно в младшем школьном возрасте. Ребенок стремится показать родителям, на что он способен, ждет одобрения, и если его ожидания оправдываются, стремится добиваться новых успехов. Данные мероприятия демонстрируют родителям результаты обучения, показывают значимость экологического воспитания.
В связи с тем, что некоторые разделы программы раскрывают особенности времен года, программа предусматривает возможность изменения последовательности прохождения ряда тем, в зависимость от сезона, а иногда и от погодных условий.
Методы обучения:
-
словесно-наглядный;
-
беседы;
-
практическая работа;
-
индивидуальная работа под руководством педагога;
-
тестовые задания;
-
ролевые игры.
Периодичность занятий - 1 раза в неделю.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Окончив курс обучения по данной дополнительной образовательной программе, воспитанники должны научиться следующему:
-
сформировать представление о живой и неживой природе;
-
распознавать изученные природные объекты;
-
выполнять различные дидактические задания;
-
вести наблюдения за природными объектами и делать соответствующие отметки в календаре наблюдений;
-
научиться первоначальным навыкам по уходу за комнатными растениями.
Способы проверки представлены дидактическими играми, конкурсными программами, творческими заданиями.
Для оценки знаний учащихся предусматривается вводный, текущий и итоговый контроль.
-
Вводный контроль представлен беседой с учащимися, и необходим для определения начального уровня учащихся.
-
Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и групповых творческих заданий (изготовление информационных газет, конкурс рисунков, мини-сообщений), открытых занятий, семейных конкурсов.
-
Итоговый контроль представлен тестированием и конкурсной программой (семейный праздник).
-
Число, месяц
Тема
Содержание
Количество часов
Воспитательная работа
Средства обучения
всего
теория
практика
экскурсии
1.Что такое, кто такой
1.Введение в программу. Понятия: «природа», «живая природа», «неживая природа».
2.Кто такие растения: особенности растений, части растений (корень, значение корней; стебли, значение, разнообразие; цветок, плод). 3.Растения вокруг нас.
4. Кто такие животные: особенности представителей царства животных, разнообразие (черви, моллюски, насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы, звери). 5.Кто такой человек.
6.Что такое среда обитания. Кто где живет.
7.Что из чего сделано (что такое крупа; где «растет» бумага; что такое нитки;).
7
Разработка условных обозначений живой и неживой природы, обозначения животных и растений; обсуждение сказки: «Как вода, солнце и земля между собой поспорили»; работа с иллюстрациями, фотоматериалом; конкурс рисунков: «Мир на ладони»; дидактические игры: «Кто или что», «Ползает, плавает, летает», «Чей это дом», «Что из чего».
Иллюстрации; плакат «Эта удивительная природа»; коллекции растений, муляжи плодов, коллекция круп, коллекция «хлопок», комплекты с заданиями: филлворды, ребусы, кроссворды, «путаница».
2. Если посмотрите вокруг
1.Стороны света. Что такое горизонт. Что такое компас.
2. Что может быть объектом наблюдений (погода, растения, домашние животные). 3.Что такое календарь наблюдений, условные обозначения.
3
определение сторон света; создание календаря наблюдений; наблюдения за погодой; отметки в календаре наблюдений.
Фото-материалы; компас.
3. Дыхание осени
1.Приметы осени.Что такое истопад: причины и значение листопада. 2.Секрет разноцветных листьев. очему листья меняют окраску.
3.Тайна лиственницы. Кто зимой и летом зеленого цвета: особенности хвойных пород.
3
Практические занятия: конкурс рисунков: «Золотая осень»; викторина: «Чей лист» (определение листьев березы, клена, ясеня, дуба, осины, рябины, ивы, шиповника, боярышника, барбариса, снежноягодника, черноплодной рябины); аппликации из сухих листьев; выставка творческих работ: «Секрет разноцветных листьев»; отметки в календаре наблюдений.
Иллюстрации, фотоматериалы: деревья и кустарники осенью; коллекция листьев деревьев и кустарников нашего города
4. Грибное лукошко
1.Значение грибов в природе и жизни человека. Разнообразие грибов. 2.Съедобные грибы, ядовитые грибы.
2
просмотр фото и видео материалов, иллюстраций с изображением грибов; викторина: «Съедобный, несъедобный»; отметки в календаре наблюдений.
Иллюстрации и фотографии с изображением грибов; видеофильм: «Грибы наших лесов»
5. Растения и животные осенью
1.Сезонные изменения у растений. 2.Поведение животных осенью: кто делает запасы на зиму, линька зверей. 3.Перелетные птицы.
3
наблюдения на пришкольном участке: «Растения осенью» (облик травянистых растений, кустарников и деревьев осенью); аппликации: «Осенний калейдоскоп»; конкурс рисунков: «Осенние картины»; отметки в календаре наблюдений.
Комплекты с заданиями (карточки с изображением растений и животных, кроссворд «Природа осенью»)
6. Явления природы
1.Значение дождя, снега. Что такое град.
2. Откуда появляется радуга. Цвета радуги. 3.Угрозы молнии и грома.
3
рисуем радугу; отметки в календаре наблюдений.
Фотографии и иллюстрации с изображением природных явлений, кроссворд «природные явления»
7. Тайны капли воды
1.Вода на Земле: океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, ледники.
2.Значение воды. Вода - дом.
Свойства воды. 3.Круговорот воды в природы. Сказка: «Сказка о каплях».
4.Как сберечь воду.
4
опыты: «Свойства воды»; обсуждение сказки: «Сказка о каплях»; отметки в календаре наблюдений.
Фрагменты видеофильма: «Приключения капли воды» Опыты: «Свойства воды»; отметки в календаре наблюдений.
8. Волшебница зима
1.Роль снега в жизни растений и животных. 2.Деревья зимой («Кто есть кто»). 3.Погода зимой.
4.Звери зимой. 5.Зимующие птицы. 6.Здоровье зимой.
6
определение веток деревьев в безлистном состоянии; наблюдения за падающим снегом, формами снежинок; конкурс рисунков: «Волшебница зима»; отметки в календаре наблюдений.
Иллюстрации, фотографии с зимними пейзажами, ветки деревьев и кустарников в безлистном состоянии
9. С кем дружит ель
1.Легенда о ели. Ель - хвойная порода. Ель: внешний вид, продолжительность жизни.
2. Животные, связанные с елью. Ель в городе.
2
изготовление новогодних сувениров; конкурсная семейная программа: «В гостях у Елочки»; отметки в календаре наблюдений.
Комплекты с заданиями (карточки, кроссворды, филлворды)
10. Домашние питомцы
1.Домашние животные. Животные села и города.
2. Аквариум и его обитатели. Пресмыкающиеся: черепахи, змеи. 3.Птицы: попугаи, канарейки. 4.Грызуны: хомяки, морские свинки, крысы, декоративные мыши. 5.Зайцеобразные: кролики.
6.Хищники: кошки, собаки.
7.Уход за домашними животными.
7
рассказы учащихся о своих домашних питомцах; конкурс рисунков: «Мой друг»; отметки в календаре наблюдений.
Фотоматериалы (фотографии домашних животных); фрагменты видеофильмов: «Загадочные кошки», «Жизнь собак»
11. Наши зеленые друзья
1.Комнатные растения: значение комнатных растений, разнообразие комнатных растений.
2.Уход за комнатными растениями. 3.Комнатные растения класса.
3
наблюдения за комнатными растениями; рассказы учащихся о своих комнатных растениях; конкурс рисунков: «Наши зеленые друзья»; отметки в календаре наблюдений.
Комнатные растения; фотографии комнатных растений; средства для ухода за комнатными растениями (лейка, тряпочка, опрыскиватель, палочка для рыхления)
12.Здравствуй, весна
1.Признаки весны. Природа весной. 2.Первоцветы. 3.Птицы весной. 4.Звери весной. 5.Твое здоровье (берегитесь простуды).
5
посадка лука; выгонка веток сирени, тополя; отметки в календаре наблюдений.
Фотографии и иллюстрации с изображением весенних пейзажей), побеги древесных растений нашего города (тополя, сирени и др.)
13. Человек и природа
1.Разработка правил друзей природы. Охрана природы.
2.Что такое красная книга. Знакомство с некоторыми видами растений и животных, занесенных в красную книгу.
2
конкурс рисунков: «Мы и природа»; отметки в календаре наблюдений.
Комплекты с заданиями (карточки, кроссворды, филлворды)
14.Наш город
1.Город, в котором мы живем. История города.
2.История твоей улицы.
3.Мы и город: как сделать город более красивым и чистым. 4.Безопасная дорога к дому.
5.Наш зеленый город: растения клумб, деревья и кустарники нашего города.
5
сообщения учащихся: «Моя улица»; конкурс рисунков: «Город моей мечты»; викторина: «Знай свой город»; отметки в календаре наблюдений.
Фотографии с изображением нашего города; кроссворд: «Улицы нашего города»
15. Впереди лето
1.Изменения в неживой и живой природе с приходом лета: погодные условия, поведение животных. 2.Разнообразие травянистых растений.
3. Кто такие насекомые: значение в природе, разнообразие.
3
аппликация: «Летнее ассорти»; отметки в календаре наблюдений.
Фотографии и иллюстрации с изображением насекомых; кроссворд: «мир насекомых»
16. Итоговое занятие
«Что такое, кто такой»
1
Комплекты с заданиями к конкурсам; рисунки учащихся и фотографии для оформления аудитории; грамоты для награждения
Список литературы для педагога
1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997
-
Гелетон А. Жизнь зеленого растения. - М., 1985
-
Гризик Т. И. Познаю мир. - М.: просвещение, 2000
-
Дворошовский М.С. Экология растений. - М., 1989
-
Зуев Д.П. Дары русского леса. - М.: Лесная промышленность, 1966
-
Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 1990
-
Литвинов Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. - М.: 5 за знания, 2005
-
Лопатина А. Скребкова М. Сказки о цветах, деревьях и растениях. - М.: Сфера, 1998
-
Лопатина А. Скребкова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. - М.: ООО Книжный Дом Локус, 2002
-
Ляшова Н. Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1 - 4 классы. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003
-
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Аркти, 2004
-
Минин А.А. Живи дерево / Методическое пособие по изучению и охране деревьев. - М.: Пасьва, 2002
-
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995
-
Плешаков А. А. Зеленый дом. - .: просвещение, 1999
-
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника:
-
Рукавчук Л.Н. Волшебный мир цветов. - СПб.: ИКФ МиМ-Экспресс, 1997
-
Энциклопедия для детей: Биология. - М.: Росмэн, 1997
-
Мир и человек. Поурочные планы, 1 класс. / Авт.-сост. В.И. Усачева. - Волгоград: Учитель, 2005
6. Список литературы для учащихся
-
Бианки В.В. Отчего я пишу про лес. - Л.: Детская литература, 1984
-
Гальперштейн Л.Я. Растения. - М.: Росмэн, 2000
-
Загадки дикой природы. - М.: Росмэн, 1999
-
Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. - М.: Дрофа, 1996
-
Мертини А. Тропический лес. - М.: Слово, 1998
-
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АДС-ПРЕСС, 1998
-
Секора О. Погода в картинках. - Л.: Детская литература, 1990
-
Сладков Н.И. Под шапкой-невидимкой. - Л.: Детская литература, 1986
-
Сладков Н.И. Бюро лесных услуг. - М.: Стрекоза-Пресс, 1995
Приложение
Перечень видео- и аудиопродукции
-
Жизнь собак ВВС
-
Загадочные кошки ВВС
-
Приключения капли воды ВВС
-
Грибы наших лесов
-
Аудиозаписи голосов птиц
-
Детские песни
-
Песни о природе
-
Аудио-урок «Чегостик и городские птицы»
-
Аудиозаписи голосов зверей.
Перечень фотоматериалов
-
Фото питомцев СЮН
-
Фото зверей
-
Фото птиц
-
Фото рыб
-
Фото земноводных
-
Фото рептилий
-
Фото насекомых
-
Фото пауков
-
Фото деревьев и кустарников города Кириши
-
Фото комнатных растений
-
Фото грибов
Приложение№1
Мероприятия по программе
«Если посмотрите вокруг»
-
Конкурс рисунков «Мир на ладони»
-
Конкурс рисунков «Золотая осень»
-
Викторина «Чей лист»
-
Выставка творческих работ «Секрет разноцветных листьев»
-
Выставка аппликаций «Осенний калейдоскоп»
-
Конкурсная программа: «Если хочешь быть здоров»
-
Конкурс рисунков: «Волшебница зима»
-
Семейная конкурсная программа «В гостях у елочки»
-
«День птиц» - конкурсная программа
-
Конкурс рисунков «Наши зеленые друзья»
10. Конкурс рисунков «Мы и природа»
11. Конкурс рисунков «Город моей мечты»
12. Викторина «Знай свой город»
13. «Цветочный бал» - игровая программа
14. Выставка аппликаций «Летнее ассорти»
15. Итоговая игровая программа «Что такое, кто такой»
Приложение №2
Вопросы вводного контроля
-
Что такое природа?
-
Что такое неживая природа?
-
Какие растения вы знаете? (во время ответов учащихся, педагог ненавязчиво уточняет жизненную форму растения: трава, кустарник, дерево)
-
Какие животные вам известны? (во время ответов учащихся, педагог ненавязчиво уточняет класс животного: насекомое, рыба, земноводное, рептилия, птица, зверь)
-
Какую роль растения играют в природе? (для иллюстрации ответов учащихся и комментариев педагога, желательно продемонстрировать плакат: «Эта удивительная природа»)
Итоговый контроль представлен игровой программой «Что такое, кто такой» и выставкой творческих работ учащихся (рисунки, поделки из природного материала)
Приложение № 3
Список тем наблюдений за природными явлениями и растениями (наблюдения дополняются моделированием ситуации и постановкой эксперимента)
-
Что такое иней.
-
Как появляется радуга.
-
Куда исчезают лужи.
-
Почему идет дождь.
-
Что такое ветер.
-
Свойства воды.
-
Как разбудить семена.
-
Как пьют растения.
-
Вырастим лук сами.
-
Как определить возраст дерева.
-
Любимый цвет насекомых.