Психогимнастика - как метод сохранения психического здоровья детей

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психогимнастика - как метод сохранения психического здоровья детей

В настоящее время увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с неврозами и неврозоподобными состояниями. Современное поколение отличается обширной, но бессистемной информированностью, неопределенным ощущением своего «Я» в мире, недоверчивым отношением к словам и поступкам взрослых, непринятием критики и неумением проигрывать. Наблюдается рост количества малышей, не посещающих детские дошкольные учреждения; дефицит общения родителей с детьми из-за загруженности родителей; замена компьютером коллективных «дворовых» игр. Как следствие - дети не обладают навыками общения, имеют нарушения эмоционально - волевой сферы.

Мы убедились на практике, что очень полезным инвентарем для решения этих проблем является психогимнастика, довольно редко используемая, как метод практической психокоррекции. Хотя, именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.

Психогимнастика примыкает к психотерапевтическим и психолого-педагогическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. По И. М. Чистяковой, психогимнастика - это «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)».

Цели психогимнастики затрагивают основные задачи психического развития детей:
- приобретение навыков ауторелаксации;
- обучение всем элементам техники необходимых выразительных движений;
- тренировка психомоторных функций;
- использование всех выразительных движений в воспитании высших чувств и эмоций;
- коррекция поведения ребенка с помощью ролевых игр;
- тренировка узнавания эмоций с помощью внешних сигналов;

- формирование моральных представлений у детей;
- понижение эмоционального напряжения.

Занятия по психогимнастике рекомендовано проводить в группах, с количеством детей, не более 8- ми человек. В условиях нашего санатория это очень удобно. Мы делим детей на небольшие подгруппы: одна из них идет на лечение, другая - на занятия к психологу и логопеду, а часть - занимается в отделении с воспитателем.

Во время занятий по психогимнастике мы используем музыку, разные виды игр и этюдов, тематическое и свободное рисование, элементы театрализованной деятельности.

Большинство психогимнастических заданий построено на имитации определенных чувств и эмоциональных состояний человека. Остальные предусматривают воссоздание детьми действий и поступков мнимых героев. Все занятия строятся только на воображаемом материале, без использования атрибутики. Овладение выразительными движениями дает возможность малышам не только изучить свои эмоции и научиться ими владеть, но и улучшить общение с окружающими людьми, тоньше понимать чувства других. В специальных этюдах и играх дети тренируют свое внимание, память, наблюдательность, выдержку, а также овладевают языковым компонентом соответствующих психических состояний (внимание, сосредоточенность, расслабленность, гнев и тому подобное).

Мы наблюдаем, как дети по прошествии нескольких занятий сами начинают импровизировать этюды, чутко улавливая связь между поведением, чувствами и мыслями, достигая настоящих творческих прорывов, а порой и подлинного драматизма.

Основная цель использования психогимнастики в нашей работе - научить ребенка справляться с жизненными трудностями, осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому мы учим детей не бояться отрицательных эмоций, ибо в жизни неизбежны неудачи, ошибки и срывы.

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, у них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Помимо этого, изживаются невротические проявления (страхи, неуверенность), дети учатся адаптироваться к различным условиям пребывания.

Включение в развитие ребенка психогимнастики сделает его эмоциональное здоровье только крепче!

Литература:

1. Алябьева Е. А.Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2009

2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.

3. Степанов С. С. Азбука детской психологии. М., 2004

4. Чистякова М. И., Психогимнастика. М., 1990



© 2010-2022