Долгосрочный комплексно-целевой проект Навстречу друг другу

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Долгосрочный комплексно-целевой проект Навстречу друг другу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36»



Комплексно-целевой проект

«Навстречу друг другу»

Автор проекта:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 36»

Ольга Валерьевна Фукс











г.Славгород





Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы может только через себя… то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо жить самому? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя! Л.Н.Толстой




При воспитании необходимо, чтобы ребенок находился всегда в условиях, при которых он может свободно развиваться: он должен по возможности сам преодолевать встречаемые им препятствия, приучать к постоянной, но не однообразной работе с определенной целью, понимать правду и, кроме прямо к нему обращенного слова, не подвергаться никаким поощрениям или наказаниям. П.Ф.Лесгафт




Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

П.Ф.Лесгафт













Наименование проекта

Паспорт проекта «Навстречу друг другу»

Разработчики

проекта

Творческий совет МБДОУ «Детский сад №36»

«Лаборатория идей и открытий»

Под руководством заведующего О.В.Фукс


Нормативные

документы

Федеральный Закон №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; Устав учреждения; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; программа развития МБДОУ «Детский сад №36» на 2014-2019г.г.

Заказчик

МБДОУ «Детский сад №36»

Исполнитель

МБДОУ «Детский сад №36»

Цель проекта

создать условия для повышения родительской компетентности и заинтересованности в воспитательно-образовательном сотрудничестве семьи и ДОУ, участия в государственно-общественном самоуправлении.

Основные задачи

  • Совершенствовать формы взаимодействия семьи и ДОУ по трем направлениям - воспитанники, педагоги, родители.

  • Активизировать участие родительской общественности в управлении ДОУ.

  • Повысить социально-психологическую готовность родителей и педагогов к саморазвитию.

Сроки

реализации

2014 - 2019г.г.

Важнейшие

целевые

индикаторы и показатели

проекта

  • Степень участия педагогов, воспитанников и родителей в реализации проекта.

  • Уровень развития познавательной активности у воспитанников ДОУ.

  • Уровень компетентности родителей в вопросах организации воспитательно-образовательного пространства для полноценного личностного развития дошкольников.






Пояснительная записка

Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи В.П. Бедерханова, О.С.Газман, В.Г. Маралов, В.А.Ситаров, связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект в переводе - «брошенный вперед». Цель любого проекта - выстроить общий замысел, образ будущего, который бы объединял людей и обладал внутренним энергетическим потенциалом самодвижения. «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение В. Килпатрика). Анализ литературы показал, что в настоящее время метод проектов используется на всех ступенях образовательной системы. В публикациях представлен опыт авторских коллективов по применению метода проектов в организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Главная идея использования метода проектов в дошкольном учреждении - это развитие инициативы и самодеятельности детей, возможность осуществления непосредственной связи интересов детей с задачами образования. Е.Г. Кагаров выделил 4 отличительные черты проектного метода:

  • исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня.

  • проекты как бы копируют различные стороны бытия;

  • исходя из интересов детей, намечается программа деятельности и интенсивно выполняется;

  • проект есть слияние теории и практики, постановка умственных и творческих задач и их выполнение.

Комплексно-целевой проект «Навстречу друг другу» определяет узловые ценности и перспективы работы педагогического коллектива. Несмотря на сложность современной социально-экономической ситуации, неопределенности будущности образовательной системы в целом, важно сохранять и преумножать качественные и эффективные отношения сотрудничества между семьей и ДОУ. Анализ разнообразных печатных материалов по обобщению опыта работы детских учреждений с семьей позволяет сделать предварительный вывод о том качестве, которое объединяет успешно работающие образовательные учреждения. Главная черта - наличие в таких учреждениях позиции Автора. Складывается субъективный (внутренний) мир детского учреждения - педагогический коллектив - как «душа» детского сада, со своим уникальным мироощущением, с пониманием собственных устремлений, своего авторства в жизнеустройстве.

Обеспечение условий для развития ценностно-смыслового единства всех участников образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения - фундамент стабильности жизненного пространства детского сада. Это задается разнообразными способами, но результат один - индивидуальный стиль жизнеустройства детского учреждения, его самобытность, неповторимое «лицо», внутренняя целостность, и как следствие, высокая конкурентоспособность.

Признак успешной жизни дошкольного учреждения - социальная значимость данного учреждения, складывающаяся авторитетность учреждения для родителей. Востребованность образовательных услуг - подтверждение профессиональных достижений специалиста, а, значит, основание для внутренней убежденности в том, что учреждение, в котором работает педагог - лучшее для него и у каждого сотрудника есть все возможности совершить собственное авторское действие в создании яркого образа учреждения.

Представленность этого образа в социуме - еще одно условие развития образовательного учреждения. Через презентацию собственной неповторимости, коллектив осознает собственные приоритеты развития, выстраивает связи с широкой общественностью.

Данный проект - способ для осознания возможностей профессионального сообщества в построении личностно-ориентированного образования и самообразования воспитанников, родителей и педагогов - как главного фактора социальной ситуации развития детей.

Строить настоящее из будущего - значит увидеть, прежде всего, перспективы для профессионального саморазвития, для личностного роста. Профессиональная позиция является частичной по отношению к целостной личности человека и уровень управления собственным профессиональным развитием зависит от степени осознания собственных перспектив в построении будущего. Данный проект - одна из возможностей удерживать общий смысл продвижения целостного коллектива, способ сохранения и укрепления командного духа всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Инновационная модель развития детско-взрослой общности

по реализации комплексно-целевого проекта

«Навстречу друг другу»

Вид проекта: практико-ориентированный

Длительность проекта: долгосрочный

Ориентированность проекта: на педагогов, воспитанников, родителей.

Проблема: недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания дошкольников, нехватка времени для реализации родительской функции ввиду занятости на достижение материального достатка семьи.

Гипотеза. Создавая благоприятные условия для полноценного сотрудничества семьи и ДОУ, формируется активная жизненная родительская позиция, повышается внутренняя мотивационная потребность родителей и педагогов в целенаправленном создании воспитательно-образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, компетентность в вопросах воспитания, конкурентоспособность ДОУ.

Ожидаемый результат: адекватное, положительное, тесное сотрудничество с родительским сообществом, высокая конкурентоспособность учреждения, участие родителей в управлении дошкольной организацией.

Цель: создать условия для повышения родительской компетентности и заинтересованности в воспитательно-образовательном сотрудничестве семьи и ДОУ, участия в государственно-общественном самоуправлении.

Задачи:

  • Совершенствовать формы взаимодействия семьи и ДОУ по трем направлениям - воспитанники, педагоги, родители.

  • Активизировать участие родительской общественности в управлении ДОУ.

  • Повысить социально-психологическую готовность родителей и педагогов к

саморазвитию.

Условия:

- в учреждении сложились традиции проведения тематических дней: «День юмора и смеха», «День Земли», «Неделя театра», «Праздник птиц», «Праздник бумажных игрушек» др., которые являются основой для выявления и развитие склонностей и интересов детей в основных сферах его жизнеустройства (личностные смыслы, отношения с ближайшим окружением, смыслы в структуре деятельности);

- имеются кадровые ресурсы для проектирования содержания проекта и его реализации:

  • педагогический коллектив стабильный, обладает глубокими традициями;

  • высокий уровень образования родителей требует постоянного совершенствования образовательного процесса, расширения сферы образовательных услуг;

  • Управляющий совет активно поддерживает инновационные процессы, участвует в управлении развитием учреждения.

Реализация данного направления - это способ обогащения взаимодействия взрослых и детей через проект «Навстречу друг другу», определение возможностей вариативных форм сотворчества личностной культуры педагога и личности ребенка в условиях дошкольного учреждения. На этом этапе будут апробированы различные формы и методы организации совместной деятельности детей и взрослых - метод проектов, событийная организация жизнедеятельности, творческие мастерские, праздники и др.

Механизм реализации проекта

Этапы

проекта

Сроки

Цель

Задачи

Содержание

  1. Подготовительный

Январь - май 2014г.

Организация условий для реализации мероприятий проекта

1.Выбрать тему.

2.Определить актуальность выбранной темы, цель, задачи, условия реализации, приоритетных направлений.

Заседание творческого совета педагогов «Лаборатория идей и открытий».

Разработка перспективного плана мероприятий, проводимых в рамках проекта.

Оформление проекта.

2.Основной

Сентябрь 2014г. - май 2019г.

Практическая реализация проекта

Подготовка и проведение мероприятий, отраженных в перспективном плане по бокам.

Привлечение необходимых средств для реализации проекта.

Реализация мероприятий по блокам, соответствующим направлениям проекта

3.Заключительный

Август - октябрь 2019г.

Презентация результатов

Оформление результатов реализации проекта.

Демонстрация результатов деятельности в рамках проекта посредством СМИ, выставок, семинаров-практикумов, мастер-классов.

Диссеминация опыта на различном уровне.

4.Рефлексивный

Ноябрь - декабрь 2019г.

Адекватная самооценка результатов проекта

Подвести итог проведенной деятельности в рамках проекта.

Определить сильные и слабые стороны проекта.

Наметить дальнейшие перспективы сотрудничества с семьями воспитанников.

Разработка проекта программы на дальнейшее сотрудничество и взаимодействие с семьями дошкольников на заседании творческого совета педагогов, Управляющего совета.

Содержание проекта

Направления

реализации проекта

Мероприятия

Сроки исполнения

Источники

финансирования

исполнители

1

«Навстречу новому»

Работа с детьми по коррекционно-развивающей программе «Мой мир в лучах солнца»

Программа состоит из 4-х частей:

«Мир детства»

«Мир вокруг меня»

«Мой внутренний мир»

«Мир фантазий», каждая часть состоит из серий занятий

В течение года

Без финанс.

Воспитанники,

педагог-психолог, воспитатели

2

«Мы - надежные партнеры»

Работа с родителями

1.Психологическое консультирование.

2.Родительско-детский тренинг «Мир взрослых - мир детей»

3.Социально-психологический тренинг для взрослых «Моя семья»

4.Семинары-практикумы (примерные темы):

«Традиции нашей семьи»,

«Культура семейного досуга»,

«Семейные игры»,

«Праздники в домашнем кругу».

2014-2019г.г. согласно годового плана

Без финанс.

Родители,

ст.воспитатель, педколлектив, педагог-психолог, администрация

3

«Вместе - мы сила»

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива

1.Социально-психологический тренинг «Шаги к совершенству»

2.Теоретические семинары (примерные темы):

«Формирование устойчивой мотивации к саморазвитию»,

«Целевые ориентиры дошкольного образования»,

«Эффективная тактика взаимодействия с родителями воспитанников»,

«Формирование способности к проектированию и конструированию, как эффективных средств и методов взаимодействия с ребенком»

1 раз в полгода

1 раз в год согласно годового плана

Без финанс.

Ст.воспитатель, педколлектив, педагог-психолог

4

«Дом, в котором мы живем»

Создание адекватной воспитательно-образовательной творческой среды в ДОУ и дома для полноценного развития у детей самостоятельности, инициативы:

Проведение совместных субботников.

Участие родителей и педколлектива в косметическом ремонте, дизайне групп, участков.

2014-2019г.г.

Местный бюджет, внебюд. средства, целевые средства

Воспитанники, родители, сотрудники ДОУ

5

«Вместе весело шагать!»

Проведение совместных праздников, мероприятий, развлечений.

Участие в детско-родительских конкурсах, выставках, презентациях.

Согласно годового плана работы ДОУ

Привлечение внеб. средств

воспитанники, родители, педколлектив, администрация

Механизм определения результатов

  1. Анкетирование среди родителей об удовлетворенности организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

  2. Повышение профессионального уровня педагогов ДОУ по результатам аттестации.

  3. Показатель рейтинга ДОУ среди дошкольных учреждений города.

  4. Наличие дидактического материала по теме, финансовой отчетности по использованию финансовых средств, используемых для реализации проекта.

  5. Создание банка данных методического сопровождения проекта.

Диссеминация опыта

Участие в методических объединениях, научно-педагогических конференциях различного уровня, трансляция в СМИ.

Список используемой литературы

  1. Федеральный Закон №273 от29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.

  3. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.

  4. Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г.Белоногова, Л.Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. - С.82-92.

  5. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.

  6. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С.23-31.

  7. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

  8. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А.Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С.41-49.

  9. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В.Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.

  10. Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. - №3. - С.87-91.

  11. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.

  12. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - С.25-26.

  13. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.

  14. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

  15. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. - М.: Сфера, 2005. - 80 с.

  16. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.

  17. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие / Н.В.Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 107 с.

  18. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 112 с.

  19. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. - 143 с.

  20. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. - М.: Издательство «Русский язык», 1981. - С.71.

  21. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А.Дядюнова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 32 с.

  22. Рожков М.И. Теория и методика воспитания / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 384 с.

  23. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И.Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003. - 101 с.

  24. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А.Сластенин, И др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.



© 2010-2022