Конспект занятия для старшей группы по математике Сказка-учение

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Сказка - лучшее учение» конспект занятия для старшей группы по математике

Цель: Формирование прочных элементарных математических знаний и развитие творческих способностей детей через применение ИКТ

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Активизировать мыслительную деятельность, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, составлять ассоциативные загадки, находить оптимальные решения, устанавливать сходства и различия, развивать внимания, воображения, фантазии, совершенствовать понимания смысла пространственных отношений (слева, справа, между, рядом), определять местонахождения предмета и обозначать его в речи, закреплять навыки количественного и порядкового счета, формировать представлений о том, что лист бумаги можно разделить на несколько равных частей, закреплять умение на примере сказки устанавливать последовательность событий - что было сначала, что потом.

Образовательная область «Речевое развитие» :

обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, упражнять в подборе прилагательных к существительному, формировать умение составлять простые и сложные, вопросительные предложения, совершенствовать диалогическую форму речи, закреплять правильное произнесения звуков, совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: приобщать к элементарным общепринятым правилам взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, формировать положительное отношение к себе,

продолжать знакомить с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми, формировать умение обращаться за помощью к взрослым,

совершенствовать умение работать с бумагой, сгибать лист в разных направлениях, сглаживать сгибы.

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»:

Совершенствовать умения схематично изображать предмет,

воспитывать положительное отношения к сказочным героям, формировать умения выразительно читать стихи.

Образовательная область «:Физическое развитие» охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Технологии:

Игровые технологии

Мнемотаблицы

Технологии развивающего обучения (ТРИЗ - «Сказочная задача», «Да - нет», «Превращение», «Сочинение ассоциативных загадок»)

Информационно-компьютерные технологии

Графическое моделирование

Материал к занятию: изображения сказочных героев, «запрещающие» и «подсказывающие» знаки (презентация, слайд № 13), шапочки-маски , карточки - помощники для составления ассоциативных загадок (презентация, слайд № 9-10), формулирования вопросов (презентация, слайд №3-6). Дидактическая игра «Собери картинку из сказки». Мнемотаблица на стихотворение «Каждый грамотный ребенок». Коллаж «ассоциации» (презентация, слайд №8). Презентация.

Ход:

- Ребята, посмотрите далеко-далеко стоит островерхий аил. Вы хотите попасть в этот чудный аил. Дорога до аила длинная, остановок много. А на каждой остановке задания. Если выполним все задания, то сможем погостить в этом аиле.

А доберемся мы на волшебном ковре самолете. Сколько заданий мы будем сегодня выполнять?( в комнате 8 карточек с изображением теертпек)

- Правильно, остановок всего 8.Садимся на ковер самолет, говорим волшебные слова и полетели. Приехали к первой остановке

(На экране появляются изображения 7 сказ.героев) - презентация слайд № 2.

- Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Кого вы видите? (ответы детей).

- Откуда пришли эти герои? Правильно, они пришли из сказки. Значит они какие? (Сказочные).

- Сегодня к нам в гости должен прийти сказочный герой. Чтобы узнать какой, мы с вами поиграем в игру «Да - нет». Вы мне будете задавать вопросы о внешнем виде героя, о том, что он может делать, а я буду отвечать «да» или «нет». Правило: нельзя сразу спрашивать название героя. Например: «Это лиса?». (На экране появляются символы, помогающие детям сформулировать вопросы - презентация, слайды 3-6).

Предполагаемые вопросы детей: Ответы воспитателя

Этот герой живет в лесу? нет

Этот герой живет дома? да

Этот герой маленький? да

Этот герой серого цвета? нет

Этот герой желтого цвета? да

Этот герой сердитый? нет

Этот герой добрый? да

-Повтори, что мы узнали про этого героя? (презентация, слайд 7).

- Он живет дома, желтого цвета, маленький и веселый. Кто это?

- Правильно, это Теертпек(лепешка).(презентация, слайд 7 - появляется Теертпек)

- А теперь закройте глазки и послушайте: Теертпек. Что вы представили, когда я произнесла Теертпек? (ответы детей - солнышко, лед, гора и т.д.)

- Почему тебе представился горячая зола? (потому что в нем испекли Теертпек).

- Посмотрите на экран. (рассматривание коллажа). (презентация, слайд № 8)

Что еще может быть связано с теерпек? (ширма, театр). Почему? (потому что мы показывали театр сказки «Теертпек»)

- С первым заданием мы справились. Какая следующая остановка? (вторая) (переходим к фланелеграфу)

- Давайте попробуем научиться составлять загадки о Теертпек. Посмотрите на фланелеграф и выберите карточки-схемы, показывающие какой Теертпек и что он может делать. Выложите их с левой стороны. А с правой стороны подберите карточки, где нарисованы похожие предметы. (слайд № 9-10)

- Прочитайте загадку, которая у нас получилась. (слайд №11)

Желтый, но не солнышко (сыр, осенний листочек)

Круглый, но не колесо

Румяный, но не пирожок

Поет, но не артист

Катится, но не мяч.

- Что это? (Теертпек).

- Поехали дальше? Останавливаемся на третьей остановке.

(Переходим к столам, на которых разложены альбомные листы и цветные карандаши).

- Какой формы лист? (прямоугольной). Как мы можем разделить его на несколько частей? Правильно, лист нужно сложить (показываю, как сложить лист на 8 частей).

- Сколько получилось прямоугольников?

- Поставьте пальчик в левый верхний прямоугольник. Попробуйте зарисовать загадку про Теертпек (карточки - схемы с фланелеграфа убираю, дети зарисовывают по памяти).

- Прочитайте свои загадки. Молодцы. Вы можете забрать рисунки и загадать загадку дома.

- Третье задание выполнено. На какой по счету остановке едем? (четвертая)

(Дети переходят к магнитоле)

Физкультминутка (на диске записана песня, дети выполняют движения вместе с воспитателем)

Колобок
(Сл. и муз. Г. Струве)

- Легкое было задание. После четвертой остановки мы поехали на пятую остановку.

(Вместе с детьми подходим к экрану)

- Вспомните сказку и подскажите, какие герои в ней появляются первыми?

- Правильно, старик и старуха на экране последовательно появляются сказочные герои) - (презентация, слайд № 12)

- Кто появился следующий? (Теертпек). Кто за ним? (лед)

- Какой герой появился последним? (сурок).

- Сосчитайте, сколько всего героев? (семь) - на экране появляется цифра 8 (слайд 12)

- Кто стоит между Теертпек и горой?

- На котором по счету месте стоит Солнце?

- Где стоит сурок?

- Молодцы, вы все выполнили правильно.

- Найдите следующую остановку. Переходим к шестому заданию (на - Подскажите, что хотел узнать Теертпек? ( Кто в этом мире самый сильный?)

- Как вы думаете, что в последний момент почувствовал Теертпек?

- Что же придумал Теертпек, чтобы звери его не съели?

- Давайте подумаем, как Теертпек мог спастись? (показываю «подсказывающий» знак- «позвать друзей», «громко звать на помощь», «быстро убежать»).

- Кого из друзей Теертпек мог позвать на помощь? (гору, сурка).

- Как он попросил их о помощи? («Гора, пожалуйста, помоги мне, меня охотник хочет съесть»)

- Подумайте, как гора (сурок) смогли помочь Теертпек? .

- Есть еще один способ преодоления трудностей - это хитрость.

- Покрутись, покрутись и в Теертпек превратись. (надеваю шапочки - маски охотника и Теертпек)

- Придумайте хитрость, чтобы охотник вас не съел, и объясните, почему ему нельзя вас съесть (ответы детей - «Я горький». «Я грязный, если ты меня съешь, у тебя живот заболит») и т.д.

- Давайте подумаем, почему же с Теертпек случилась такая беда? Какие правила он нарушил? (показываю «запрещающие» знаки - слайд № 13)

- Правильно, он один ушел из дома, стал разговаривать с чужими. Если бы Теертпек знал эти правила, с ним бы беда не случилась.

- И шестое задание выполнили, какое следующее? (седьмое)

(Переходим к столам, на которых лежат разрезные картинки)

- А сейчас давайте попробуем собрать картинки из сказок и подобрать правила, которые нарушили их герои.

Дидактическая игра «Собери сказку» (дети собирают картинки сказок, разрезанные на 8-10 частей, на фланелеграф прикрепляют картинку-образец (не разрезанную картинку) и картинку-правило, которое нарушил данный герой).

- Умнички. Осталось последнее задание. Какое? (восьмое)

(Переходим к экрану)

- Чтобы с нами никогда не случилась беда, давайте повторим правила безопасного поведения.

Мнемотаблица на стих«Каждый грамотный ребенок».(слайд № 14-15)

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо: «Нет!»

Вам предложат обезьянку,

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет -

Отвечайте твердо: «Нет!»

Позовут лететь к Луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен: «Нет!»

- Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и я вручаю вам небольшие призы. (На столе лежат красивые звездочки красного и синего цвета).

- Если вы все выполняли правильно - возьмите себе красную звездочку, если в чем-то ошибались - синюю звездочку.













Текст алтайской народной сказки «Теертпек»

У подошвы лесистой горы, на берегу бурной реки в островерхом аиле, крытом лиственничной корой, жил старик со старухой. Ранней весной, в день солнцеворота, старуха наскребла остатки муки и испекла в горячей золе лепешку. Выставила лепешку на улицу охладиться. Положила ее на навес. За домашними делами забыла про лепешку. Долго лежала лепешка на навесе, даже продрогла на холодном ветерке. Ждала, ждала, а за ней никто не приходит. Надоело лепешке без дела лежать. Скатилась лепешка с навеса и покатилась к реке. Удивилась лепешка, как это лед бурную реку с быстрым течением укротил и спрашивает:

- Лед, а лед, ты самый сильный на свете?

- Силен-то я силен, -отвечает лед,- видишь, какую реку сковал. Да только сильнее меня солнце. Его одного я боюсь. Посмотрит оно на меня сверкающим оком и растаю я , с лица земли исчезну.

Лепешка покатилась к солнцу. Забралась лепешка на гору и спрашивает:

-Солнце, а солнце,- ты всех сильнее на этом свете?

-Да, сила у меня большая, -отвечает солнце,-только на ночь я все же за спину горы спрячусь, чтобы чего со мной ночью не случилось. Спроси- ка ты у горы. Может быть, она всех на свете сильнее.

- Гора, а гора, - почтительно обратилась лепешка к хмурой громадине,-есть ли кто-нибудь, кто в силе может превзойти тебя?

-Сила, конечно, у меня большая, - отвечает гора,- только, думаю, сурок сильнее меня. Он роет норы в моем чреве, а я с ним ничего сделать не могу. Спроси у него.

Покатилась лепешка в нору сурка:

- Сурок, а сурок, правда ли, что ты сильнее всех, если даже огромная гора с тобой справиться не может?

-Силен-то я силен - отвечает сурок. -Только охотник сильнее меня. Он в капканы меня ловит, из ружья застрелить может. Спроси у него.

Вылезла лепешка из норы и покатилась обратно к аилу. Глядь, на дороге человек стоит. Это старик вышел лепешку искать.

-Старик, а старик, говорят, что ты самый сильный. Правда это?

-Конечно, я очень силен, - отвечает старик,- только мне все время нужно свою силу поддерживать, возобновлять ее.

-Откуда же ты силу берешь? - спрашивает лепешка.

- В тебе моя сила, - ответил старик, - поэтому моя старуха тебя и испекла. Без хлеба у человека никакой силы не будет.

Взял старик лепешку, разломил на несколько частей и оделил своих внуков, сам кусок съел и старуху не забыл.



© 2010-2022