- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия для старшей группы по математике Сказка-учение
Конспект занятия для старшей группы по математике Сказка-учение
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Саланханова Ч.Д. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Сказка - лучшее учение» конспект занятия для старшей группы по математике
Цель: Формирование прочных элементарных математических знаний и развитие творческих способностей детей через применение ИКТ
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Активизировать мыслительную деятельность, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, составлять ассоциативные загадки, находить оптимальные решения, устанавливать сходства и различия, развивать внимания, воображения, фантазии, совершенствовать понимания смысла пространственных отношений (слева, справа, между, рядом), определять местонахождения предмета и обозначать его в речи, закреплять навыки количественного и порядкового счета, формировать представлений о том, что лист бумаги можно разделить на несколько равных частей, закреплять умение на примере сказки устанавливать последовательность событий - что было сначала, что потом.
Образовательная область «Речевое развитие» :
обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, упражнять в подборе прилагательных к существительному, формировать умение составлять простые и сложные, вопросительные предложения, совершенствовать диалогическую форму речи, закреплять правильное произнесения звуков, совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: приобщать к элементарным общепринятым правилам взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, формировать положительное отношение к себе,
продолжать знакомить с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми, формировать умение обращаться за помощью к взрослым,
совершенствовать умение работать с бумагой, сгибать лист в разных направлениях, сглаживать сгибы.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»:
Совершенствовать умения схематично изображать предмет,
воспитывать положительное отношения к сказочным героям, формировать умения выразительно читать стихи.
Образовательная область «:Физическое развитие» охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Технологии:
Игровые технологии
Мнемотаблицы
Технологии развивающего обучения (ТРИЗ - «Сказочная задача», «Да - нет», «Превращение», «Сочинение ассоциативных загадок»)
Информационно-компьютерные технологии
Графическое моделирование
Материал к занятию: изображения сказочных героев, «запрещающие» и «подсказывающие» знаки (презентация, слайд № 13), шапочки-маски , карточки - помощники для составления ассоциативных загадок (презентация, слайд № 9-10), формулирования вопросов (презентация, слайд №3-6). Дидактическая игра «Собери картинку из сказки». Мнемотаблица на стихотворение «Каждый грамотный ребенок». Коллаж «ассоциации» (презентация, слайд №8). Презентация.
Ход:
- Ребята, посмотрите далеко-далеко стоит островерхий аил. Вы хотите попасть в этот чудный аил. Дорога до аила длинная, остановок много. А на каждой остановке задания. Если выполним все задания, то сможем погостить в этом аиле.
А доберемся мы на волшебном ковре самолете. Сколько заданий мы будем сегодня выполнять?( в комнате 8 карточек с изображением теертпек)
- Правильно, остановок всего 8.Садимся на ковер самолет, говорим волшебные слова и полетели. Приехали к первой остановке
(На экране появляются изображения 7 сказ.героев) - презентация слайд № 2.
- Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Кого вы видите? (ответы детей).
- Откуда пришли эти герои? Правильно, они пришли из сказки. Значит они какие? (Сказочные).
- Сегодня к нам в гости должен прийти сказочный герой. Чтобы узнать какой, мы с вами поиграем в игру «Да - нет». Вы мне будете задавать вопросы о внешнем виде героя, о том, что он может делать, а я буду отвечать «да» или «нет». Правило: нельзя сразу спрашивать название героя. Например: «Это лиса?». (На экране появляются символы, помогающие детям сформулировать вопросы - презентация, слайды 3-6).
Предполагаемые вопросы детей: Ответы воспитателя
Этот герой живет в лесу? нет
Этот герой живет дома? да
Этот герой маленький? да
Этот герой серого цвета? нет
Этот герой желтого цвета? да
Этот герой сердитый? нет
Этот герой добрый? да
-Повтори, что мы узнали про этого героя? (презентация, слайд 7).
- Он живет дома, желтого цвета, маленький и веселый. Кто это?
- Правильно, это Теертпек(лепешка).(презентация, слайд 7 - появляется Теертпек)
- А теперь закройте глазки и послушайте: Теертпек. Что вы представили, когда я произнесла Теертпек? (ответы детей - солнышко, лед, гора и т.д.)
- Почему тебе представился горячая зола? (потому что в нем испекли Теертпек).
- Посмотрите на экран. (рассматривание коллажа). (презентация, слайд № 8)
Что еще может быть связано с теерпек? (ширма, театр). Почему? (потому что мы показывали театр сказки «Теертпек»)
- С первым заданием мы справились. Какая следующая остановка? (вторая) (переходим к фланелеграфу)
- Давайте попробуем научиться составлять загадки о Теертпек. Посмотрите на фланелеграф и выберите карточки-схемы, показывающие какой Теертпек и что он может делать. Выложите их с левой стороны. А с правой стороны подберите карточки, где нарисованы похожие предметы. (слайд № 9-10)
- Прочитайте загадку, которая у нас получилась. (слайд №11)
Желтый, но не солнышко (сыр, осенний листочек)
Круглый, но не колесо
Румяный, но не пирожок
Поет, но не артист
Катится, но не мяч.
- Что это? (Теертпек).
- Поехали дальше? Останавливаемся на третьей остановке.
(Переходим к столам, на которых разложены альбомные листы и цветные карандаши).
- Какой формы лист? (прямоугольной). Как мы можем разделить его на несколько частей? Правильно, лист нужно сложить (показываю, как сложить лист на 8 частей).
- Сколько получилось прямоугольников?
- Поставьте пальчик в левый верхний прямоугольник. Попробуйте зарисовать загадку про Теертпек (карточки - схемы с фланелеграфа убираю, дети зарисовывают по памяти).
- Прочитайте свои загадки. Молодцы. Вы можете забрать рисунки и загадать загадку дома.
- Третье задание выполнено. На какой по счету остановке едем? (четвертая)
(Дети переходят к магнитоле)
Физкультминутка (на диске записана песня, дети выполняют движения вместе с воспитателем)
Колобок
(Сл. и муз. Г. Струве)
- Легкое было задание. После четвертой остановки мы поехали на пятую остановку.
(Вместе с детьми подходим к экрану)
- Вспомните сказку и подскажите, какие герои в ней появляются первыми?
- Правильно, старик и старуха на экране последовательно появляются сказочные герои) - (презентация, слайд № 12)
- Кто появился следующий? (Теертпек). Кто за ним? (лед)
- Какой герой появился последним? (сурок).
- Сосчитайте, сколько всего героев? (семь) - на экране появляется цифра 8 (слайд 12)
- Кто стоит между Теертпек и горой?
- На котором по счету месте стоит Солнце?
- Где стоит сурок?
- Молодцы, вы все выполнили правильно.
- Найдите следующую остановку. Переходим к шестому заданию (на - Подскажите, что хотел узнать Теертпек? ( Кто в этом мире самый сильный?)
- Как вы думаете, что в последний момент почувствовал Теертпек?
- Что же придумал Теертпек, чтобы звери его не съели?
- Давайте подумаем, как Теертпек мог спастись? (показываю «подсказывающий» знак- «позвать друзей», «громко звать на помощь», «быстро убежать»).
- Кого из друзей Теертпек мог позвать на помощь? (гору, сурка).
- Как он попросил их о помощи? («Гора, пожалуйста, помоги мне, меня охотник хочет съесть»)
- Подумайте, как гора (сурок) смогли помочь Теертпек? .
- Есть еще один способ преодоления трудностей - это хитрость.
- Покрутись, покрутись и в Теертпек превратись. (надеваю шапочки - маски охотника и Теертпек)
- Придумайте хитрость, чтобы охотник вас не съел, и объясните, почему ему нельзя вас съесть (ответы детей - «Я горький». «Я грязный, если ты меня съешь, у тебя живот заболит») и т.д.
- Давайте подумаем, почему же с Теертпек случилась такая беда? Какие правила он нарушил? (показываю «запрещающие» знаки - слайд № 13)
- Правильно, он один ушел из дома, стал разговаривать с чужими. Если бы Теертпек знал эти правила, с ним бы беда не случилась.
- И шестое задание выполнили, какое следующее? (седьмое)
(Переходим к столам, на которых лежат разрезные картинки)
- А сейчас давайте попробуем собрать картинки из сказок и подобрать правила, которые нарушили их герои.
Дидактическая игра «Собери сказку» (дети собирают картинки сказок, разрезанные на 8-10 частей, на фланелеграф прикрепляют картинку-образец (не разрезанную картинку) и картинку-правило, которое нарушил данный герой).
- Умнички. Осталось последнее задание. Какое? (восьмое)
(Переходим к экрану)
- Чтобы с нами никогда не случилась беда, давайте повторим правила безопасного поведения.
Мнемотаблица на стих«Каждый грамотный ребенок».(слайд № 14-15)
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо: «Нет!»
Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет -
Отвечайте твердо: «Нет!»
Позовут лететь к Луне,
Покататься на слоне…
Есть на все простой ответ,
Ты ответить должен: «Нет!»
- Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и я вручаю вам небольшие призы. (На столе лежат красивые звездочки красного и синего цвета).
- Если вы все выполняли правильно - возьмите себе красную звездочку, если в чем-то ошибались - синюю звездочку.
Текст алтайской народной сказки «Теертпек»
У подошвы лесистой горы, на берегу бурной реки в островерхом аиле, крытом лиственничной корой, жил старик со старухой. Ранней весной, в день солнцеворота, старуха наскребла остатки муки и испекла в горячей золе лепешку. Выставила лепешку на улицу охладиться. Положила ее на навес. За домашними делами забыла про лепешку. Долго лежала лепешка на навесе, даже продрогла на холодном ветерке. Ждала, ждала, а за ней никто не приходит. Надоело лепешке без дела лежать. Скатилась лепешка с навеса и покатилась к реке. Удивилась лепешка, как это лед бурную реку с быстрым течением укротил и спрашивает:
- Лед, а лед, ты самый сильный на свете?
- Силен-то я силен, -отвечает лед,- видишь, какую реку сковал. Да только сильнее меня солнце. Его одного я боюсь. Посмотрит оно на меня сверкающим оком и растаю я , с лица земли исчезну.
Лепешка покатилась к солнцу. Забралась лепешка на гору и спрашивает:
-Солнце, а солнце,- ты всех сильнее на этом свете?
-Да, сила у меня большая, -отвечает солнце,-только на ночь я все же за спину горы спрячусь, чтобы чего со мной ночью не случилось. Спроси- ка ты у горы. Может быть, она всех на свете сильнее.
- Гора, а гора, - почтительно обратилась лепешка к хмурой громадине,-есть ли кто-нибудь, кто в силе может превзойти тебя?
-Сила, конечно, у меня большая, - отвечает гора,- только, думаю, сурок сильнее меня. Он роет норы в моем чреве, а я с ним ничего сделать не могу. Спроси у него.
Покатилась лепешка в нору сурка:
- Сурок, а сурок, правда ли, что ты сильнее всех, если даже огромная гора с тобой справиться не может?
-Силен-то я силен - отвечает сурок. -Только охотник сильнее меня. Он в капканы меня ловит, из ружья застрелить может. Спроси у него.
Вылезла лепешка из норы и покатилась обратно к аилу. Глядь, на дороге человек стоит. Это старик вышел лепешку искать.
-Старик, а старик, говорят, что ты самый сильный. Правда это?
-Конечно, я очень силен, - отвечает старик,- только мне все время нужно свою силу поддерживать, возобновлять ее.
-Откуда же ты силу берешь? - спрашивает лепешка.
- В тебе моя сила, - ответил старик, - поэтому моя старуха тебя и испекла. Без хлеба у человека никакой силы не будет.
Взял старик лепешку, разломил на несколько частей и оделил своих внуков, сам кусок съел и старуху не забыл.