Конспект Краткосрочной образовательной практики на тему Да здравствует мыло душистое! (мыловарение) (старшая группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочная образовательная практика

Тема: « Да здравствует мыло душистое!» (мыловарение)

Автор: воспитатель Набатчикова Светлана Евгеньевна

МАДОУ ЦРР-детский сад №2 г. Пермь

Цель: Научить изготавливать мыло из мыльной основы

Задачи:

Уточнить и расширить знания детей о назначении мыла;

Развивать интерес к изготовлению мыла;

Развивать связную речь, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику;

Оборудование: Кусочки туалетного мыла. Мыло хозяйственное, банное, жидкое. Деревянные палочки, емкости для мыльных пузырей, трубочки коктейльные. Доски для лепки, стеки, мыльная основа, красители натуральные, ароматизаторы натуральные, формы для мыла, добавки (молотый кофе, лепестки роз, овсяные хлопья), палочки для размешивания.

Содержание практики:

Данная практика рассчитана на 6 занятий.

1 занятие: Беседа о мыле и его назначении. История происхождения мыла (загадывание загадок, потешек, стихов).

2занятие: Опыты с мылом. Разные виды мыла. Какое мыло на ощупь, цвет, запах. Как определить мыло в магазине по упаковке.

3 занятие: Опыты с мылом. Мыло твердое и жидкое. Что можно делать с мылом. Мыльные пузыри.

4 занятие: Мыло, которое изготавливается на заводах и мыло ручной работы. Из чего состоит мыло?

5 занятие: Процесс изготовления мыла (нарезание мыльной основы стеками).

6 занятие: Процесс изготовления мыла ( разогревание мыльной основы на водяной бане, добавление красителей, ароматизаторов, и разливание по формам).

Вывод: К концу практики дети узнали, для чего используют мыло, свойства мыла, каких видов и форм оно может быть. Научились делать простые опыты с мылом. А также научились варить мыло (ручной работы) в домашних условиях.












Конспект КОП «Да здравствует мыло душистое!»

Занятие№1

Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принес нам посылку! А в ней было письмо. Давайте прочтем его. Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, дети! Меня зовут почтальон Печкин! Посылаю вам посылку, но не простую! Прежде чем ее открыть, вы должны отгадать загадку! Если вы справитесь с этим заданием, в чем я ни сколько не сомневаюсь, то узнаете, что лежит в коробке!

(Загадывает загадку): «Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится!»

Воспитатель: Что это?

Дети: мыло!

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

Воспитатель: дети, а вы знаете, что такое мыло и для чего оно нужно?(воспитатель конкретизирует ответы детей о назначении мыла в целях гигиены).

Ответы детей: мылом мы моем руки, лицо и т. д.

Воспитатель: Правильно! А давайте мы покажем для чего нам нужно мыло!

«Пальчиковая гимнастика»

Для чего нам нужно мыло? (руки вперед ладонями вверх)

И прозрачная водица?

Чтобы Таня руки мыла, (имитация «мытья рук»)

Чтоб могла она умыться! (имитация «мытья лица»)

Мылим, мылим руки, чтобы(имитация «намыливания рук»)

Испугались все микробы, (грозят пальчиком)

Чтобы Таня не болела, (покачали головой)

Чтобы чистой стала кожа. (любуются чистыми руками)

Пахнет мыло пеной белой,(нюхают мыло)

Так на облако похоже, ( «рисуют» в воздухе облако)

И смывается водой.

Потому что очень важно (грозят пальчиком)

Пусть запомнит это каждый.

Руки мыть перед едой!

Воспитатель: Молодцы ребята! А вы знаете, откуда пришло мыло?

Историю его возникновения?

История возникновения:

Мылом человечество пользовалось с незапамятных времен; история мыловарения насчитывает около 6 тысяч лет. Во времена Гомера мыло еще не было известным. Древние греки очищали тело песком, а Древние египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворенной в воде. Длительное время для мытья употребляли древесную золу. Честь изобретения мыла принадлежит сразу нескольким древним народам. По свидетельству историка, галлы делали из сала и золы букового дерева какую-то чудодейственную мазь, которую использовали для очищения и окрашивания волос, а также для лечения кожных болезней. Цветное средство- красную краску получали из глины Они смазывали свои волосы растительным маслом, в которое добавляли краску. Если в эту смесь добавляли воды, образовывалась густая пена, которая чисто отмывала волосы. Древние римляне добавляли в эту смесь золу морских растений, и выходило настоящее качественное мыло. Мыло в ту пору было полужидким и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. В России мыловарение появилось в 15 столетии. В настоящее время производство мыла налажено повсюду.

Занятие №2

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в посылке!( Дети рассматривают мыло).Воспитатель: Давайте, определим, какое мыло бывает по цвету?

Ответы детей: Белое, зеленое, синее и т.д.

Воспитатель: А какое оно на ощупь?

Ответы детей: Гладкое, шершавое, круглое, квадратное и т. д.

Воспитатель: А еще мыло имеет запах! Давайте определим! (Воспитатель предлагает также назвать земляничное, апельсиновое, яблочное; просит несколько детей повторить словосочетания - ароматное мыло, душистое мыло и т. д.)

Воспитатель: я знаю секрет, как еще узнать какое это мыло. Представьте мы пришли в магазин там очень много мыла, но продавец не разрешит открыть упаковку и понюхать мыло, чтобы узнать, какое оно (воспитатель обращает внимание детей на изображение на упаковке) .

Воспитатель: надеюсь, этот секрет вам пригодится, когда вы будите покупать мыло.

Занятие№3

Воспитатель: когда мы с вами определяли аромат мыла, какое оно было на ощупь.

Ответы детей: оно было твердое.

Воспитатель: есть еще жидкое мыло. Вот оно, какое посмотрите. Я нажимаю на дозатор и от туда вытекает тонкой струйкой мыло (воспитатель уточняет свойства жидкого мыла) .

Воспитатель: какое это мыло?

Ответы детей: мыло жидкое.

Воспитатель: жидкое мыло также имеет разный аромат. Но помыла я руки и лицо, а вещи остались грязными мне их тоже туалетным мылом стирать.

(Дети отрицают, рассказывают о том, чтобы вещи были чистыми их надо постирать хозяйственным мылом) .

Воспитатель: А вы знаете, что можно сделать из мыла?

Дети: Мыльные пузыри!

Воспитатель: Прежде чем мы начнем, я хочу вам рассказать, как же образуются мыльные пузыри. Мыльный раствор образует пленку, которую мы наполняем воздухом, она очень тоненькая, поэтому пузыри не так долго летают в воздухе и быстро лопаются. Они очень похожи на воздушные шары, у них тоже внутри воздух, который позволяет им летать. А как получить мыльный раствор?

Эксперимент.

(Воспитатель подводит детей к столу, где находится мини лаборатория).

Воспитатель: Давайте подойдем к вашим местам.

проходите в мини лабораторию.

Для начала мы попробуем растворить твердое и жидкое мыло в воде. Какое лучше и быстрее раствориться?

Посмотрите, на столе стоит 2 емкости с водой. В первую емкость опускаем кусочки мыла, а во вторую выливаем жидкое мыло. Берем деревянные палочки и размешиваем. Дети, посмотрите, в какой емкости мыло быстрее растворилось и почему. Ответы детей: мыло быстрее растворилось во второй емкости, потому что там было жидкое мыло.

Воспитатель: сейчас мы перельем этот раствор в одну емкость, вот и получились мыльные пузыри (воспитатель показывает образование мыльных пузырей из получившегося мыльного раствора, все дети надувают пузыри)

В тепленькой водичке разведу я мыла, Капельку шампуня, чтобы лучше было.

А теперь из трубочки, смотри! Как переливаются эти пузыри.

На, попробуй, выдуй тоже! И скажи, на что похоже?

В этих мыльных переливах, все нарядно и красиво.

Только в руку брать нельзя, лопнет, попадет в глаза.

Пусть себе летают, небо украшают!

Воспитатель: Ну вот мы научились делать из мыла пузыри, а давайте мы расскажем о них стихотворение (дети рассказывают стихотворения про пузыри).

Занятие №4

Что такое мыло?

Основным компонентом твёрдого мыла является смесь растворимых солей высших жирных кислот. Обычно это натриевые, реже - калиевые и аммониевые соли таких кислот, как стеариновая, пальмитиновая, миристиновая, лауриновая и олеиновая.

Дополнительно в составе мыла могут быть и другие вещества, обладающие моющим действием, а также ароматизаторы, красители и порошки.

В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).

Получение мыла основано на реакции омыления - гидролиза сложных эфиров жирных кислот (то есть жиров) с щелочами, в результате которого образуются соли щелочных металлов и спирты.

В специальных ёмкостях (варочных котлах) нагретые жиры омыляют едкой щёлочью (обычно гидроксидом натрия). В результате реакции в варочных котлах образуется однородная вязкая жидкость, густеющая при охлаждении - мыльный клей, состоящий из мыла и глицерина. Содержание жирных кислот в мыле, полученном непосредственно из мыльного клея обычно 40−60 %. Такой продукт имеет название «клеевого мыла». Способ получения клеевого мыла принято называть «прямым методом».

«Косвенный метод» получения мыла заключается в дальнейшей обработке мыльного клея, который подвергают отсолке - обработке электролитами(растворами едкой щёлочи или хлористого натрия), в результате происходит расслоение жидкости: верхний слой, или мыльное ядро, содержит не менее 60 % жирных кислот; нижний слой - подмыльный щёлок, раствор электролита с большим содержанием глицерина (также содержит загрязняющие компоненты, содержавшиеся в исходном сырье). Полученное в результате косвенного метода мыло носит название «ядрового».

Высший сорт мыла - пилированное, получают при перетирании высушенного ядрового мыла на валиках пилирной машины. При этом в конечном продукте содержание жирных кислот повышается до 72−74 %, улучшается структура мыла, его устойчивость к усыханию, прогорканию и действию высоких температур при хранении.

При использовании в качестве щёлочи каустической соды получают твёрдое натриевое мыло. Мягкое или даже жидкое калиевое мыло образуется, когда применяется гидроксид калия.

При охлаждении клеевого мыла получается хозяйственное мыло. Твёрдое мыло содержит 40−72 % основного вещества, 0,1−0,2 % свободной щёлочи, 1−2 % свободных карбонатов Na или К, 0,5−1,5 % нерастворимого в воде остатка.

Мыло ручной работы

Мыло, возможно, производить вручную несколькими способами. При этом в него могут добавляться эфирные масла, тёртые орехи, молотый кофе, кокосовое масло и т. п., отдушки и ароматизаторы.

Один из способов - перетирание и расплавление уже готового мыла (например, детского). Кусок мыла измельчают на тёрке или ножом, разбавляют водой или иной желаемой жидкостью (например, отвары трав), затем вся масса растапливается на водяной бане. Когда масса становится однородной, её снимают с огня и добавляют эфирные масла и другие ингредиенты по желанию. Трудность этого способа состоит в том, что готовое мыло, используемое мыловаром, довольно тугоплавко и процесс его переваривания долгий. Этот способ используется новичками в мыловарении, поскольку не требует значительных финансовых затрат.

Мыло ручной работы может быть также сделано из специальной мыльной основы, продающейся в специализированных магазинах. Основа также может быть растоплена на водяной бане или в микроволновой печи. В отличие от мыла, полученного промышленным путём, мыло ручной работы хуже мылится, поскольку входящие в состав мыльной основы ингредиенты более щадящие и мягкие. По той же причине оно быстрее истрачивается, чем аналогичного веса промышленное мыло.

Жидкое мыло

По консистенции является вязкой жидкостью. По химическому составу большинство сортов жидкого мыла заметно отличаются от твёрдого мыла и ближе к шампуням, в частности, включают синтетические ПАВ, а также смягчающие кожу средства и отдушки. Жидкое мыло используется в качестве моющего средства, для мытья рук, как гель для ухода за телом и антибактериальное средство.

Занятие №5

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем готовить мыло ручной работы.

Мыло ручной работы может быть сделано из специальной мыльной основы, продающейся в специализированных магазинах.

Эксперимент.

Воспитатель: Потрогайте ее, понюхайте. Она мылится? (Да) Чем она пахнет? (Ничем) Какого она цвета? (Бесцветная, белая)

Воспитатель: Чтобы из мыльной основы получилось мыло, мы должны добавить туда красителей и ароматизаторов. Красители: жидкие натуральные краски. При этом туда могут добавляться эфирные масла, тёртые орехи, молотый кофе, кокосовое масло и т. п., отдушки и т.д.

Воспитатель: А теперь рассмотрите, что еще кроме основы стоит у вас на столах. (дети рассматривают в пробирках красители, атакже отдушки, ароматические масла, ароматизаторы, формы для заливания мыла).

Воспитатель: Так как мыльная основа твердая, мы не можем ее смешать с красками и маслами. Сначала ее нужно разрезать на мелкие кусочки и растопить. Этим мы с вами и займемся сегодня.

Занятие №6

Эксперимент

Воспитатель: На прошлом занятии мы подготовили для работы по изготовлению мыла мыльную основу. Рассмотрели добавки которые нужны для того , чтобы мыло приобрело цвет и запах. Сегодня мы приступаем к процессу изготовления мыла.

Основу нужно растопить на водяной бане или в микроволновой печи в стаканчиках, и пока она не застыла добавить туда 3-4 капли масла, в качестве скраба положить молотый кофе, овсяные хлопья, мандариновые корочки и т.д. Добавить несколько капель красителя и быстро перемешивая, залить в форму для мыла, предварительно смазать ее спиртовым раствором. Оставить до полного застывания. Вынуть мыло из формы, завернуть в упаковку. Мыло готово. Можно подарить его на праздник близким и друзьям.





© 2010-2022