Игровые приемы развития артикуляторных возможностей дошкольника

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Игровые приемы развития

артикуляторных возможностей дошкольника»


Калашникова А. Н.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55» г.Пермь, Россия

Федеральные государственные требования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3 -7 лет. В качестве приоритетов определяется такая задача, как развитие всех компонентов устной речи, в том числе и ее произносительной стороны. Для реализации данной задачи необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ. Важным средством речевого развития, профилактики и коррекции нарушений детей является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляторного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.[1]

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.[1]

Артикуляционная гимнастика делится:

  • на общую артикуляционную гимнастику;

  • артикуляционную гимнастику для различных групп звуков;

  • артикуляционную гимнастику с тренировкой выдоха.[1]

Гимнастика осуществляется в определенной последовательности: вначале разучиваются более простые движения органов речи, когда ребенок их осваивает, переходят к выработке более сложных специфических движений.[3] Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. По мнению физиолога Е.Н.Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитие всех сторон речи. [2]Вот почему логопеду так важно обеспечить положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее упражнениям. В условиях логопункта это достигается через игровые приемы. Использование игр, картинок, карточек, сказочных героев, стихотворных текстов, веселых историй и сказок помогает вовлечь дошкольника в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, стремление правильно выполнять упражнения.[1] При проведении артикуляторной гимнастики используются игры таких авторов, как Т.А.Куликовской, Т.А.Ткаченко, Т.С.Овчинниковой и др.

Вначале разучиваем отдельные упражнения со словесным пояснением и демонстрацией этих упражнений учителем - логопедом перед зеркалом. Дошкольник должен копировать действия педагога. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало убираем. Дошкольник довольно быстро запоминает упражнения «Заборчик», «Лопатка», «Горка» и др.

Для игры «Чудесные картинки» [2]используются предметные картинки - горка, чашка, индюк и др. Педагог показывает картинку, читает стишок и демонстрирует упражнение.

«Лопатка» - А лопата широка, растопырила бока.

«Чашка» - Наливаю в чашку чай, подержи, не проливай.

«Индюк» - Во дворе индюк гуляет и сердито он болтает.

«Лошадка» - скачет лошадь, грива вьется, стук подковок раздается.

В своей работе автор часто использует игру «Считалочки».[2] Педагог разучивает считалки (по одной в каждой игре) и показывает артикуляционные упражнения. Дети повторяют считалку и выполняют упражнения перед зеркалом.

Раз - открыли шире дверь (открывать широко рот и закрывать его. 5 раз)

Два - гуляем мы теперь (открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3раза в каждую сторону)

Три - смеются наши губки (растягивать губы в улыбку. 5раз)

На четыре - чистим зубки (рот открыть. Высунуть язык. «Чистить» языком верхние и нижние зубы с внешней и внутренней стороны. По 3 - 4 движения с каждой стороны)

Пять - качаются качели. (рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)

Шесть - на лошадь смело сели. ( Рот открыть и не закрывать. Щелкать языком, присасывая его к небу. 10 раз.)

Семь - болтает так индюк. ( Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперед - назад, произнося «бл - бл - бл». 10 раз.)

Восемь - в доме сделай круг. (Выполнять круговые движения языком внутри рта, захватывая внутреннюю поверхность щек,

Десять - спать пора сейчас. (Рот закрыть. Язык спрятать.)

Для игры «Забавный язычок» [2] необходимы варежки в форме язычка. Педагог и дети надевают варежки на ведущую руку. Учитель - логопед читает стишки дошкольникам, показывает артикуляционные упражнения, сопровождая их движением рукой в варежке (язык наверх - рука наверх и т.д.). Дошкольники повторяют стишки, артикуляционные упражнения и движения рукой в варежке.

Язычок гулять пошел,

Вокруг дома обошел.

(Открыть рот, высунуть язык изо рта, круговые движения языком вокруг рта в одну и другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)

Посмотрел по сторонам,

Никого не встретил там.

(Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить язык вправо - влево. 10 раз.)

На качелях покатался

И ничуть не испугался.

(Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)

Молоко лакал, как кот,

В молоке испачкал рот.

(Высунуть широкий язык, имитировать лакательные движения. 10 раз)

На лошадке поскакал,

Быстрый ветер обогнал.

(Рот открыть и не закрывать. Щелкать языком, присасывая его к небу.)

Ночь пришла. Пора всем спать.

Язычок лег отдыхать.

(Рот закрыть. Язык спрятать.)

Детям очень полюбилась игра «Смотри на стрелки». [2] Для игры требуются зеркала и карточки, нарисованными на них стрелками. Учитель - логопед показывает карточки, просит отвести в ту же сторону язык, затем читает стишок, уточняя, в какую сторону надо отводить язык. Стрелки могут показывать вверх - вниз, влево - вправо, движения по кругу, по спирали и т.д.

Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро изменить одно положение языка на другое. Для преодоления трудностей переключения языка полезно использовать артикуляторные сказки. Идея артикуляторной сказки заключается в выполнении серии движений, что является по сравнению с артикуляционной гимнастикой более сложным заданием.[3]

Сказка про гнома.

Жил - был веселый гном. («Улыбка»). Утром умылся, почистил зубы. «Почистим зубки». Сделал зарядку.(«Качели»). Позавтракал. («Чашка», «Блинчик»). Поел вкусного варенья. («Вкусное варенье»). Побежал на прогулку. Перелез через забор. («Забор»). Скатился с горки. «Горка»). Покатался на лошадке. («Лошадка»). Повстречал индюка. («Индюк»). Посмотрел на часы («Часы»).Часы показывали, что пора домой. Гном перелез через забор.(«Забор»). Довольный гном вернулся домой. («Улыбка»).

Артикуляторные сказки в условиях логопункта используются при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков. В этом огромную помощь оказывают сказки Овчинниковой Т.С., такие как Сказка про гнома», «День рождения Винни - Пуха», «Маша и медведь», «Колобок», «Сказка про котенка», «Делу время - потехе час» и др.

Непосредственно при постановке звуков используются нами артикуляторные сказки «Приключения Ветерка» Ткаченко Т. А., где она в очень доступной дошкольнику форме дает возможность через сказку вызвать тот или иной звук.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;

  • укрепить мышечную систему языка, губ, щек, нижней челюсти;

  • улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию;

  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

  • увеличить амплитуду движений;

  • уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

Игровые задания повышают интерес дошкольника к проведению артикуляционной гимнастики. Благодаря игровым приемам заметно повышается результативность обучения, а сроки коррекции сокращаются.

Литература:

  1. Афонькина, Ю.А. Технологии деятельности учителя - логопеда на логопункте ДОУ - М.:Аркти, 2012.

  2. Куликовская, Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи - М.:Астрель, 2009.

  3. Овчинникова, Т.С. - СПб.:Каро, 2006.

  4. Ткаченко, Т.А. - М.:Мир книги, 2010.



© 2010-2022