Проект для детей старшего дошкольного врзраста Волшебный мир шахмат

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир шахмат».

Зовется Шахматной страной двухцветная страна,

Ведется в ней упорный бой - двухцветная война.

Там обе армии смелы, борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой,

Тот, кто решительней, умней, а не светлей или темней -

Вот там закон, какой!

Дошкольное детство - небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир.

Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения.

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.

Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки, о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап - основы теории.

На основании выше изложенного мы решили с воспитанниками старшей группы реализовать проект на тему: « Волшебный мир шахмат».

Цель: Знакомство дошкольников с шахматами как видом спорта и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

Задачи: 1. Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать через использование художественного слова, видео материала и знакомство с достижениями в мире шахмат. 2. Познакомить с шахматной доской и шахматными фигурами. 3. Развивать внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости. 4. Воспитывать усидчивость.

Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет), педагог, родители. Продолжительность проекта: одна неделя.

Формы реализации проекта: работа с художественной и научно-популярной литературой, работа в сети интернет, работа с родителями, занятия, просмотр видео материала, оформление альбома «Короли шахматного мира», выставка рисунков «В шахматном королевстве», собирание «Шахматной шкатулки».

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.

2.Организационный.

3.Основной.

4. Итоговый.

Предполагаемый результат:

1. Воспитанники должны знать названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).

2.Знать шахматные термины: Белое и черное поля, ход, шах, мат, партнеры.

3. Узнавать на фото известных чемпионов мира по шахматам и называть их.

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Подготовительный этап

Собрать и изучить информацию о шахматной игре; Заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта.

Консультации для родителей

Литература о шахматах, работа в сети интернет.

Организационный этап

Подготовить развивающую среду для знакомства с шахматам.

Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве», чтение сказки «Сказка про шахматы и шаха»

Шахматная доска с фигурами, книги о шахматах для детей

Основной этап

Познакомить детей с историей возникновения шахмат; Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах; Развивать умения ориентироваться на плоскости; Заинтересовать детей шахматами как видом спорта.

Чтение сказки «Удивительные приключения шахматной доски»; загадки о шахматных фигурах; д\и « Шахматный кубик» «Большая и маленькая», «Убери такую же», « Куча мала», «Чудесный мешочек», « Запретная фигура»

Шахматная доска с фигурами, квадрат 16х16, карандаш, графические изображения фигур, фотоальбом «шахматные короли»

Итоговый этап

Закрепить полученные данные о шахматах как о игре, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность, формировать интерес к шахматам как виду спорта.

Комплект квадратов белого и черного цвета, пазлы с изображением шахматных фигур , шахматные фигуры , фотографии чемпионов мира по шахматам , загадки из «Шахматной шкатулки».

Работа над проектом началась с теоретической подготовки. С этой целью подбиралась и изучалась информация из энциклопедий, научно - популярной и художественной литературы, сети интернет. Работа велась в тесном сотрудничестве с родителями. Узнав о проекте, его цели и содержании родители активно и заинтересованно включились в работу, оказали помощь в организации предметной среды. Родителям совместно с детьми было предложено подобрать или придумать загадки и стихи о шахматах, которые вошли в «Шахматную шкатулку». В группе была собрана тематическая библиотечка по игре в шахматы и коллекция шахмат, создан фотоальбом «Шахматные короли», в который вошли фотографии чемпионов мира по шахматам. Наблюдая за детьми, было видно, что дети проявляют интерес к шахматам. Многие дети видели фигуры впервые и просмотр мультфильма «Смешарики» еще больше заинтересовал игрой в шахматы.

Знакомство с шахматами началось с чтения сказки «Про шаха и шахматы», из которой дети узнали об истории появления шахмат. На шахматной доске сражаются два войска - белые и черные. Игрок погружается в особый мир, где сам командует своим шахматным войском. Игра в шахматы - занимательная игра, требующая внимания.

Следующим этапом было знакомство с доской и шахматными фигурами. Прочитав дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски» дети узнали о форме доски, чередованием белых и черных полей. Рассмотрели доски из коллекции собранной в группе и убедились, что не смотря на размеры все шахматные доски одинаковы. Для закрепления было предложено изготовить доску самостоятельно (из картонной основы) еще раз обращая внимание на чередование полей и чтение сказки «Котята-хвастунишки». Далее началось знакомство с шахматными фигурами. На помощь пришли загадки из «Шахматной шкатулки» собранные родителями. Рассматривая фигуры, дети учились выделять ее особенности, узнавать в описании. Прочитав дидактическую сказку «Чудесные фигуры» дети узнали о ладье, слоне, ферзе, коне, пешке и короле. Для закрепления было предложено вылепить шахматные фигуры из пластилина, штриховка графических изображений фигур, а также дидактические игры «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Шахматный кубик», «Большая и маленькая», «Куча мала», «Угадай-ка», «Убери такую же».

Итогом проекта стало развлечение «Путешествие в Шахматное королевство», в ходе которого дети закрепили первоначальные знания о шахматах, развивали сообразительность, находчивость, активизировали мыслительную деятельность.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель - не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Приложение

«СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ»

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне - велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет - мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё, то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.









ДЕТСКИЕ СТИХИ-ЗАГАДКИ О ШАХМАТАХ

Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь -
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…
(мат)

Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье -
Королю объявлен…
(Шах)

Быть особо защищённым -
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -…
(Король)

Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…
(Слон)

Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…
(Канем)

Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…
(Пешка)

Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный…
(Пат)

Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…
(Рокировкой)

Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.
(Пешка)

Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок.
(Ферзь)





© 2010-2022